Artist of the week: Pavel Leonov
ARTinvestment.RU   04 мая 2020

History, pricing and marketing indicators of the artist-самоучки, the domestic outstanding representative of naïve art of Pavel Petrovich Leonov

Годы жизни: 1920–2011

Направление: наивное искусство, ар-брют

Вид искусства: живопись

Жизнь и творчество

Как это часто бывает у представителей ар-брюта, искусство как основное занятие пришло в жизнь Павла Петровича Леонова довольно поздно: на восьмом десятке лет. Признанным художником он стал лишь в начале 1990-х, до того успев побыть военным, шахтером, штукатуром и много кем еще.

Павел Петрович Леонов родился 20 декабря 1920 года в селе Волотовское Орловской губернии. После окончания школы-семилетки он начал работать в местной избе-читальне и в колхозе, помогал рисовать стенгазеты и наглядную агитацию и всё больше интересовался искусством. Подумывая о художественном образовании, он решил покинуть село и уехать в город. Сделать это ему удалось, лишь преодолев сопротивление отца: «…Отец нас с братом морил голодом. Устроил так, что меня выбросили с работы в избе-читальне, порвал мои метрические справки, а председателю колхоза говорил, чтоб не давал мне документы и справку из колхоза на получение паспорта. Он говорил, что заставит меня работать в колхозе…» Получив паспорт в 1937 (или 1938) году, Леонов смог покинуть отчий дом.

Самостоятельная жизнь началась для будущего художника не слишком успешно: в 1939 году, за конфликт с военнослужащим, он был арестован и следующие несколько лет, до 1942-го, провел в колонии города Поти в Грузии, работая в местном столярном цехе, годы спустя ставшем одним из узнаваемых мотивов живописных работ Леонова. Оказавшись на свободе, Павел Леонов решил стать кадровым военным и с 1942-го по 1944 год он учился на командира отделения в Бакинском военном училище. В марте 1945 года он был отправлен на фронт, воевал в Венгрии.

В 1946–1947 Леонов работал шахтером в Ростовской области. Однако в конце 1940-х, из-за самовольного оставления работы, он был арестован и несколько следующих лет провел в колонии. Освободившись по амнистии в 1948-м, до 1953 года работал в Туле на строительстве железной дороги.

В 1954-м Леонов уехал в Сибирь, а в 1955-м перебрался на Камчатку, стал работать штукатуром. Возможно, именно работа с красками вновь вызвала в его памяти былой интерес к искусству, и в том же 1955 году он создал свою первую работу маслом. По воспоминаниям художника, на 1955 год приходится и его первый контакт с московским Заочным народным университетом искусств (ЗНУИ): он попытался получить там справку о том, что он художник, чтобы снова не попасть под суд по обвинению в бродяжничестве и тунеядстве. План, видимо, не сработал, и в 1960 году Леонов уехал с Камчатки в Казахстан, где продолжил работать штукатуром в Бурминском зерносовхозе Карабалицкого района вплоть до 1968 года.

В 1968 году, на пороге собственного 50-летия, Павел Леонов решает остепениться. Он уезжает из Казахстана и поступает в учиться в ЗНУИ, где дистанционно, общаясь с преподавателями по переписке, получает художественное образование. Среди преподавателей Леонова был Михаил Рогинский — он высоко ценилталант художника-самоучки и называл его «Дон-Кихотом советского времени».

Это определение достаточно точно описывает личность и творческую манеру Леонова: за свою бурную жизнь он видел гораздо больше мест и людей, чем обычный человек, но проявлял интерес, а также воспринимал и запоминал увиденное и пережитое очень по-своему, избирательно. Он не знал, например, что его учитель по переписке Рогинский — известный художник. Мимо него прошли и изменения общественного порядка 1980-х, 1990-х, да и начала 2000-х годов. Окружающий мир в глобальном смысле его мало интересовал. Движущей силой его творчества была внутренняя жизнь — сюжеты картин рождались в процессе осмысления и переживания увиденного, услышанного, прочитанного. Он создавал собственный мир, населяя его множеством машин, зверей, растений и персонажей, сопровождавших его ежедневный быт, среди которых были как члены его семьи, так и люди, виденные им по телевизору.

В 1990-х источником сюжетов его картин были не события, происходившие вокруг него, а переработанные в его сознании почти в мифические образы воспоминания о прошлом (жизни в Грузии, на просторах Камчатки, в степи Казахстана), виденном — в новостях или цирке, который он особенно любил, и размышления о будущем. Но будущем своеобразном — утопии, главное место в которой занимает идеально устроенное село или деревня. Его работы — своеобразные модели идеального мира, как его понимал художник. «Надо рисовать так, чтобы картина была как учебник — чтобы там были и буквы и рисунки, чтобы инженеру, проектировщику была польза — посмотрел и понял, как надо устроить деревню», — говорил художник в одном из своих интервью.

К 1990-м годам относится расцвет творчества художника. С 1991 года, после знакомства с Ольгой Дьяконицыной, которая открыла талант Леонова публике, он создал десятки работ по заказам многочисленных почитателей собственного творчества, его холсты были включены в экспозиции множества выставок как в стране, так и за рубежом. Период активного творчества Леонова продлился до 2006 года. В этом году, после смерти жены Зины (её довольно часто можно встретить на холстах художника), Павел Леонов прекратил занятия творчеством и переехал жить к сыну в поселок Савино Ивановской области, где и умер 25 марта 2011 года в возрасте 90 лет.

Наивная живопись Павла Леонова была высоко оценена международным культурным сообществом: художник получил Гран-при на выставке Insita-1997 (Братислава, Словакия) и Международном конкурсе наивного искусства в галерее Pro Art Kasper (Швейцария, 2000). Работы были включены в групповые экспозиции, показанные в Московском музее современного искусства, Gallerie Saint-Etienne (Нью-Йорк, США) и Ziv Gallery (Эдинбург, Шотландия). Документальные фильмы о самом художнике и его работе были сняты в 1998 («Леонов и его жена Зина вышли гулять», Россия) и 1999 году («Leonov», Нидерланды).

Работы художника находятся в музейных собраниях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея в Царицыно, музея наивного искусства в Москве, музея Органической Культуры в Коломне, а также Национальной галереи Хорватии и музея Шарлотты Цандер (Германия). География присутствия в частных коллекциях распространяется значительно шире: помимо России, Хорватии и Германии, живопись Павла Леонова присутствует в приватных собраниях из США, Великобритании и Франции.

Согласно сайту artfacts.net, за пределами России работы Павла Леонова можно приобрести через галереи Galerie Hamer (Амстердам, Нидерланды) и Henry Boxer Gallery (Ричмонд, Великобритания).

Финансовые показатели

Две из трех самых дорогих работ Павла Леонова были проданы на аукционах за пределами России: в 2009 году на австрийском Dorotheum за $7 423 ушла живопись «Цирк» (1997), в 2012 году за $6 250 была продана работа «Пустыне нужны сайгаки» (1999). Третья по стоимости работа реализована через AI Аукцион в 2016 году: «Цирк» (1992) нашла своего владельца в России за $4 935.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 13 аукционных продаж, все работы — живопись. Средняя стоимость проданной работы — $4,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $25,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 6 к 7 (46 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
2008–2010 4 1 3 25
2011–2015 3 1 2 33
2016–2020 6 4 2 67

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
РФ 8 4 4 50
Австрия 4 1 3 25
Латвия 1 1 0 100

Аукционная история Павла Леонова к настоящему моменту не имеет повторных продаж: предложение на работы художника очень ограничено, живопись появляется на рынке редко, в бóльшей степени на приватном и за рубежом (Великобритания, Германия). В свою очередь, коллекционеры предпочитают владеть работами Леонова, не перепродавая их. При этом возросший интерес к направлению ар-брют в последние годы вдвое увеличил количество успешных аукционных продаж художника по сравнению с периодом десятилетней давности.

К сожалению, на Западе наивному искусству художников из «русского круга» сегодня уделяется гораздо больше внимания. По мнению зарубежных специалистов, среди его главных имен — Нико Пиросмани, Мария Примаченко и Павел Леонов.

На текущем, 328-м AI Аукционе выставлена работа Павла Леонова «В селе на празднике».

Источники:
tanjand.livejournal.com
klub-mastera.narod.ru
pavelleonov.ru



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top