Художник недели: Константин Вялов
ARTinvestment.RU   10 марта 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Константина Александровича Вялова — русского живописца, графика, иллюстратора и сценографа, одного из основателей «Общества станковистов»

Годы жизни: 1900–1976

Период: модернизм

Направления: живопись, скульптура, иллюстрация, плакат, эскиз костюма

Константин Александрович Вялов — художник удивительной судьбы. Ученик лучших представителей русского авангарда, за свою долгую творческую жизнь он успел встать во главе объединения ОСТ, принять участие в создании Окон РОСТа, оформить ВСХВ и возглавить военно-шефскую комиссию, отвечающую за сотрудничество художников МОСХа с армией и флотом.

Жизнь и творчество

Ровесник века, Константин Вялов родился в Москве 19 апреля 1900 года. Информации о его семье и детстве сохранилось не очень много, но известно, что первые уроки живописи он получил в школе воскресного рисования на Миусах. Играл за футбольный клуб «Бутырский», писал декорации для школьных спектаклей. А в 14 лет будущий художник поступил на ткацкое отделение Строгановского художественно-промышленное училища, выбрав своей специализацией роспись тканей. В 1917 году он продолжил образование, уже как живописец, в Свободных художественных мастерских, где его учителями стали Василий Кандинский, Владимир Татлин и Алексей Моргунов. С 1920-го по 1924-й был студентом живописного факультета ВХУТЕМАСа, где занимался под руководством Аристарха Лентулова и Давида Штеренберга.

К началу 1920-х относятся и его первые опыты авангардного искусства. Под влиянием своих первых учителей, а также идей супрематизма и творчества Казимира Малевича, с которым он познакомился во время учебы в мастерских, Вялов увлекся созданием абстрактных геометрических станковых композиций, контррельефов и конструктивистской скульптуры.

К этому же периоду относится и начало развития еще одной большой грани творчества художника. В 1922–1925 Константин Вялов начал работать как оформитель и сценограф, сотрудничал с различными московскими театрами. В 1923 он оформил спектакль «Севильская каморра» в Театре Революционного Военного Совета, в сезоне 1923/1924 режиссер В. М. Бебутов пригласил его к оформлению спектакля «Стенька Разин» по пьесе В. В. Каменского в Театре Революции. Год спустя, на международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) театральные эскизы Вялова были удостоены серебряной медали и вошли в состав большой интернациональной выставки театрально-декорационного искусства в Нью-Йорке и ряде других североамериканских городов в 1926 году.

Создание эскизов костюмов и декораций, вероятно, подтолкнуло его к развитию навыков в других областях оформительской деятельности, и он занялся созданием плакатов и книжной иллюстрации.

Увлечение идеями авангарда, конструктивизма и занятие оформительским искусством привело к созданию уникальной изобразительной манеры художника, которую сам Вялов называл «монтаж смысла», «воедино сплавляющий опыт плаката с “телеграфным” языком уличного искусства».

Вполне закономерно, что именно он оказался среди основателей и лидеров знаменитого Общества станковистов, поклонников «романтического монтажа» — творческой группы, созданной выпускниками ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом в 1925 году.

В 1932 году, после выхода постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», прекратившего деятельность творческих объединений, в том числе и ОСТа, Вялов вступил в МОССХ. В 1930-е совершил ряд творческих поездок с военными и другими экспедициями в Кронштадт, Ленинград, Архангельск, Севастополь, Дагестан, Туркмению, на Урал, очень точно отразив в живописи и графике этого времени эпоху 1930-х, в частности индустриализацию. В 1933–1940 годах участвовал в оформлении павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Во время войны Вялов создал серию из 26 военных плакатов для Телеграфного агентства Советского Союза «Окна ТАСС», несколько из них — на темы авиации и военно-морского флота, остальные были посвящены освобождению советских городов и восстановлению народного хозяйства.

Развитие народного хозяйства, спорт, а также тема моря и моряков стали главными мотивами творчества художника в 1950–60-х годах. В послевоенные годы манера художника развивалась в традиции социалистического реализма, однако его работы не утратили своеобразной динамики, светоносности и чистоты палитры, присущей более раннему творчеству.

Сегодня своих поклонников находит и раннее, и зрелое творчество Вялова. Его работы разных лет находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и др.

Константин Вялов востребован и на арт-рынке. Лучшей иллюстрацией этого утверждения могут служить его аукционные рекорды. Самой дорогой работой довоенного периода является красочная композиция 1933 года «Сурамский перевал», проданная в 2018 на Shapiro Auctions New York за $110 тыс. Рекордный результат для послевоенного творчества художника был достигнут 31 мая 2006 года: холст «Катание на коньках на Патриаршем пруду в Москве» (1960) был продан на торгах Sotheby’s London почти за $50 тыс.

Маркетинговые и финансовые показатели

Константин Вялов участвовал во всесоюзных выставках в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах Союза. Работы художника при жизни экспонировались в Париже (1925), Берлине (1927, 1928), Венеции (1932), Нью-Йорке, Филадельфии (1933), Лондоне (1934). Общее число групповых выставок за рубежом — более 20. Наибольшее количество выставок имел в США (9, из них 2 – в музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке) и Германии (4). В 1981 году прошла его персональная выставка в Москве. Персональных выставок за рубежом художник не имел.

В наше время произведения Вялова продолжают экспонироваться в России и за рубежом. Избранные выставки последних лет (данные Artfacts.net): Fly me to the Moon. The Moon landing: 50 years on Kunsthaus (2019, Цюрих, Швейцария); Constructing the World: Art and Economy 1919–1939 And 2008–2018, Kunsthalle Mannheim (2018, Мангейм, Германия); Soviet Photomontage 1920s-1930s, Nailya Alexander Gallery (2016, Нью-Йорк, США); Windows On The War: Soviet Tass Posters At Home And Abroad, 1941–1945, The Art Institute of Chicago (2011, Чикаго, США); European & Russian Photomontage, 1920–1940, Ubu Gallery (2009, Нью-Йорк, США).

В 1989 году работы Вялова были представлены на международной арт-ярмарке Art Cologne (Кельн, Германия).

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 75 аукционных продаж, из них 3 повторные продажи. Средняя стоимость проданной работы — $10,1 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $413 тыс. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 41 на 34 (55 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Всего продаж, ед.

Успешных, ед.

Неуспешных, ед.

Доля успешных, %

1990–2000

7

7

0

100

2001–2010

25

8

17

32

2011–2020

43

25

18

58

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи

Всего продаж, ед.

Успешных, ед.

Неуспешных, ед.

Доля успешных, %

РФ

42

19

23

45

Франция

9

4

5

44

Великобритания

8

8

0

100

Германия

5

2

3

40

Италия

5

4

1

80

США

4

3

1

75

Бельгия

1

1

0

100

Латвия

1

0

1

0

Таблица 3. Повторные продажи

п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом

Прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Хоккей на стадионе «Динамо»

2008

76 961

2017

67 397

9

MacDougall, Лондон

–9 564

–1,4

2

Медосмотр. Эскиз плаката к 10-летию СССР

2017

180

2018

584

1

Литфонд, Москва

404

224,4

3

После дождя

2018

177

2020

211

2

Литфонд, Москва

34

9,6

Совокупный среднегодовой темп роста — 77,6 %. Обращает на себя внимание недолгий период владения между успешными продажами.

На текущем, 320-м AI Аукционе выставлен эскиз мужского костюма к спектаклю «Стенька Разин» (1923).

Источники: maslovka.org, tramvaiiskusstv.ru, artinvestment.ru, artchive.ru, artfacts.net


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200310_vyalov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200310_vyalov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх