Художник недели. Виктор Пивоваров — радикальный романтик московского концептуализма
ARTinvestment.RU 19 июня 2018
Успешный советский художник книжной иллюстрации, автор оформления десятков книг и изобретатель логотипа детского журнала «Веселые картинки» Виктор Пивоваров в 1970-е стал одной из главных фигур московского концептуализма
Первые ассоциации при упоминании фамилии Пивоварова — концептуалистские альбомы, Кабаков, Янкилевский, Штейнберг, Соостер, художники «круга Сретенского бульвара», философия одинокого человека, эйдосы, персонаж с длинной ногой, Пепперштейн, концепция открытой картины, идея «намерения» в композиции и недосказанность. Много всего. Вот только начинать «препарировать» идеи Пивоварова — шаг изначально опрометчивый, если не сказать вредный. Причин тому минимум три. Первая — художник сам прекрасный писатель и рассказчик, с ним записаны интересные интервью (смотрите внизу «Что еще почитать по теме») и пересказывать такого автора просто неправильно. Вторая состоит в том, что «открытые картины» по замыслу Пивоварова требуют самостоятельной интеллектуальной работы зрителя, ждут его собственных объяснений, и незачем портить людям это удовольствие. Ну а третья причина — необходимость сохранения концептуалистской мысли о том, что, как только идея доведена в картине до конца, в тот самый момент она ускользает из картины. Другими словами, Пивоваров разделяет следующую идею Кабакова: важно, чтобы в картине было заложено намерение художника, а не поставлена точка. Из этого и следует, что «разжевывание» концептов Пивоварова, а тем более навязывание своих расшифровок, суть, покушение на замысел автора, разрушение важного для него интеллектуального поля в которое вовлечены картина и зритель.
Несмотря на принадлежность Виктора Пивоварова к первому ряду «другого искусства», его имени нет в хрониках художественного протеста 1960–70-х. Ученик Белютина (опальный профессор Полиграфического института два года был его наставником), он, как и Кабаков, осторожно, без идеологических ошибок прошел уготованную ему 20-летнюю полосу препятствий, построенную для «других» советских художников. Пивоваров не участвовал ни в одной из важных разрешенных выставок неофициальных художников — ни в «Пчеловодстве» (принципиально), ни в «Доме культуры», ни во многих других. Работал по заказам издательств. Для советской системы он был успешным иллюстратором детской литературы, художником «Веселых картинок» и «Мурзилки», оформителем детских сборников стихотворений Ирины Пивоваровой — своей первой жены и мамы Павла Пепперштейна.
О том, что художник с 1970-х годов создает собственную систему философского искусства, знает лишь узкий круг посвященных, друзей и единомышленников. Концептуалистские альбомы и картины «наиболее радикального романтика» концептуализма (по выражению Бориса Гройса) образованный советский зритель мог увидеть разве что на Малой Грузинской, в выставочных залах «горкома графиков». Но это был уже конец 1970-х, а в 1982-м Виктор Пивоваров году уехал в Чехословацкую Социалистическую Республику, на родину своей второй жены — чешского искусствоведа Милены Славицкой-Пивоваровой. Там, в Праге, он и живет последние 36 лет, иногда наведываясь в Москву и Питер на свои выставки. А они прошли уже во всех главных музеях — в Третьяковке, в Русском музее, ГМИИ, Гараже, ММСИ и др.
Сегодня Виктор Пивоваров входит в топ-100 самых дорогих художников неофициального искусства и в топ ныне живущих. В них он занимает соответственно 19-ю и 13-ю строчки с работой «Триптих со змеей», проданной в 2008 году на Phillips de Pury за $251 000. После этого на аукционах было несколько уходов картин Пивоварова в диапазоне $60 000–80 000, еще до кризиса, на пике цен для русского искусства. В наши дни более реалистичный аукционный диапазон для живописи — $15 000–30 000–50 000. Да, разброс очень большой. Все потому, что цена слишком сильно зависит от характерности сюжета и размера. Дороже всего стоит и будет стоить большая концептуалистская живопись. Другое дело, что картин Пивоварова наиболее ценного периода на аукционах до сих пор встречается на удивление мало. В основном на аукционах сейчас выставляется графика. Карандашные рисунки и гуаши формата от А5 до А4 продаются примерно за 70 000–300 000 рублей. Ну, а самый бюджетный сегмент — тиражная графика. Цены на нее составляют 30 000–70 000 рублей и посильны многим ценителям искусства. Бестселлером среди тиражной графики на российском рынке является узнаваемая литография «Длинная нога». Ее охотно раскупают по ценам в районе 30 000 рублей. Работа, которая продается у нас на этой неделе, — цветная графика «Без названия (Композиция с коричневым треугольником)» сделана за год до эмиграции, в 1981 году. Сделать ставки на этот лот до пятницы можно здесь.
Что еще почитать по теме:
Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым. Опубликовано в журнале «Неприкосновенный запас» 2007, № 2 (52);
Правила жизни Виктора Пивоварова;
«В поисках трансцендентного»: Неформальный разговор с Виктором Пивоваровым;
Виктор Пивоваров: «Гораздо труднее найти примеры долговременного искусства»;
Интервью Виктора Пивоварова с самим собой;
AI: Виктор Пивоваров: «ОНИ».
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180619_viktor_pivovarov_aucion_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180619_viktor_pivovarov_aucion_prices.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн