ИШИН Александр Владимирович (1941–2015) После бани. 2010
Текущая ставка
19 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
ТАБЕНКИН Илья Львович (1914–1988) Композиция. 1980
Текущая ставка
72 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
ПОВЗНЕР Лев Александрович (1939) Без названия (Ангел). 1992
Текущая ставка
23 000 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00

Художник недели. Виктор Пивоваров — радикальный романтик московского концептуализма
ARTinvestment.RU   19 июня 2018

Успешный советский художник книжной иллюстрации, автор оформления десятков книг и изобретатель логотипа детского журнала «Веселые картинки» Виктор Пивоваров в 1970-е стал одной из главных фигур московского концептуализма

Первые ассоциации при упоминании фамилии Пивоварова — концептуалистские альбомы, Кабаков, Янкилевский, Штейнберг, Соостер, художники «круга Сретенского бульвара», философия одинокого человека, эйдосы, персонаж с длинной ногой, Пепперштейн, концепция открытой картины, идея «намерения» в композиции и недосказанность. Много всего. Вот только начинать «препарировать» идеи Пивоварова — шаг изначально опрометчивый, если не сказать вредный. Причин тому минимум три. Первая — художник сам прекрасный писатель и рассказчик, с ним записаны интересные интервью (смотрите внизу «Что еще почитать по теме») и пересказывать такого автора просто неправильно. Вторая состоит в том, что «открытые картины» по замыслу Пивоварова требуют самостоятельной интеллектуальной работы зрителя, ждут его собственных объяснений, и незачем портить людям это удовольствие. Ну а третья причина — необходимость сохранения концептуалистской мысли о том, что, как только идея доведена в картине до конца, в тот самый момент она ускользает из картины. Другими словами, Пивоваров разделяет следующую идею Кабакова: важно, чтобы в картине было заложено намерение художника, а не поставлена точка. Из этого и следует, что «разжевывание» концептов Пивоварова, а тем более навязывание своих расшифровок, суть, покушение на замысел автора, разрушение важного для него интеллектуального поля в которое вовлечены картина и зритель.

Несмотря на принадлежность Виктора Пивоварова к первому ряду «другого искусства», его имени нет в хрониках художественного протеста 1960–70-х. Ученик Белютина (опальный профессор Полиграфического института два года был его наставником), он, как и Кабаков, осторожно, без идеологических ошибок прошел уготованную ему 20-летнюю полосу препятствий, построенную для «других» советских художников. Пивоваров не участвовал ни в одной из важных разрешенных выставок неофициальных художников — ни в «Пчеловодстве» (принципиально), ни в «Доме культуры», ни во многих других. Работал по заказам издательств. Для советской системы он был успешным иллюстратором детской литературы, художником «Веселых картинок» и «Мурзилки», оформителем детских сборников стихотворений Ирины Пивоваровой — своей первой жены и мамы Павла Пепперштейна.

О том, что художник с 1970-х годов создает собственную систему философского искусства, знает лишь узкий круг посвященных, друзей и единомышленников. Концептуалистские альбомы и картины «наиболее радикального романтика» концептуализма (по выражению Бориса Гройса) образованный советский зритель мог увидеть разве что на Малой Грузинской, в выставочных залах «горкома графиков». Но это был уже конец 1970-х, а в 1982-м Виктор Пивоваров году уехал в Чехословацкую Социалистическую Республику, на родину своей второй жены — чешского искусствоведа Милены Славицкой-Пивоваровой. Там, в Праге, он и живет последние 36 лет, иногда наведываясь в Москву и Питер на свои выставки. А они прошли уже во всех главных музеях — в Третьяковке, в Русском музее, ГМИИ, Гараже, ММСИ и др.

Сегодня Виктор Пивоваров входит в топ-100 самых дорогих художников неофициального искусства и в топ ныне живущих. В них он занимает соответственно 19-ю и 13-ю строчки с работой «Триптих со змеей», проданной в 2008 году на Phillips de Pury за $251 000. После этого на аукционах было несколько уходов картин Пивоварова в диапазоне $60 000–80 000, еще до кризиса, на пике цен для русского искусства. В наши дни более реалистичный аукционный диапазон для живописи — $15 000–30 000–50 000. Да, разброс очень большой. Все потому, что цена слишком сильно зависит от характерности сюжета и размера. Дороже всего стоит и будет стоить большая концептуалистская живопись. Другое дело, что картин Пивоварова наиболее ценного периода на аукционах до сих пор встречается на удивление мало. В основном на аукционах сейчас выставляется графика. Карандашные рисунки и гуаши формата от А5 до А4 продаются примерно за 70 000–300 000 рублей. Ну, а самый бюджетный сегмент — тиражная графика. Цены на нее составляют 30 000–70 000 рублей и посильны многим ценителям искусства. Бестселлером среди тиражной графики на российском рынке является узнаваемая литография «Длинная нога». Ее охотно раскупают по ценам в районе 30 000 рублей. Работа, которая продается у нас на этой неделе, — цветная графика «Без названия (Композиция с коричневым треугольником)» сделана за год до эмиграции, в 1981 году. Сделать ставки на этот лот до пятницы можно здесь.

Что еще почитать по теме:

Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым. Опубликовано в журнале «Неприкосновенный запас» 2007, № 2 (52);
Правила жизни Виктора Пивоварова;
«В поисках трансцендентного»: Неформальный разговор с Виктором Пивоваровым;
Виктор Пивоваров: «Гораздо труднее найти примеры долговременного искусства»;
Интервью Виктора Пивоварова с самим собой;
AI: Виктор Пивоваров: «ОНИ».



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх