Художник недели. Владлен Гаврильчик
Чисто питерская история. Гурьянов вспоминал, что Гаврильчик был одним из любимых художников Тимура Новикова. Нонконформист, художник-самоучка, поэт, оригинал. Работал, не советуясь с советской властью, без мысли без потерь дожить до теплых дней
Весть о кончине любимого многими «работника слова и кисти» пришла буквально неделю назад. Один из главных андерграундных художников ленинградской «газаневской культуры», предтеча «митьков» Владлен Васильевич Гаврильчик умер 5 декабря 2017 года в возрасте 88 лет.
Гаврильчик родился в семье военных, детство прошло в Узбекистане и Туркмении. С детства хотел быть художником, но у судьбы были другие планы. После смерти отца пришлось идти в Суворовское училище в Ташкенте. Потом было Ленинградское пограничное военно-морское училище, дальше — Тихоокеанский флот, служба на Дальнем Востоке. В Ленинград Владлен Васильевич вернулся в возрасте 26 лет, взрослым человеком — в такие годы институты у всех обычно уже позади. Где учиться на художника? Гаврильчик пошел в изостудию. Но оттуда его быстро выгнали за формализм. Причем не по указке сверху, а свои же. По легенде, на одной из своих студийных картин (вещь не сохранилась) Гаврильчик идеологически неверно изобразил пожарный расчет за работой. Пожарные — толстые, шланг — дырявый. В общем, коллеги подвергли обструкции за «формалистские кривляния». Гаврильчик принял к сведению, молча собрал кисти — и ушел. Так в середине 1950-х закончился его недолгий период официального обучения и была провозглашена независимость в статусе самодеятельного художника.
С тех пор его университетами стали ленинградские музеи и библиотеки, учебниками — самиздатовские Ницше и Шпенглер, вдохновителями — Хлебников и Кручёных, а наставником — филоновец Михаил Цыбасов.
Сюжеты для картин художнику зачастую подсказывала его незаурядная профессиональная деятельность. Не работать в СССР было нельзя — как минимум чтобы не схлопотать статью за тунеядство. И кем только Гаврильчик не работал. Словно специально выбирал должности по поэтичности названий: После скучного инженера по электронавигационным приборам в конструкторском бюро Гаврильчик успел поработать шкипером грунтоотвозной шаланды, проводником почтового вагона и машинистом станции подмеса. В общем, без условий для живописи, поэтому у его работ 1960–70-х годов зачастую компактные размеры, да нетребовательные материалы (темпера на оргалите, чтоб без сильного запаха). Пишут, что первая мастерская появилась у Гаврильчика лишь в 1976 году, в 47 лет.
Патриарх ленинградского нонконформизма принял участие во всех ключевых выставках неофициального искусства. Самые известные — в ДК имени Газа (1974) и ДК «Невский» (1975). Если перевести с питерского на московский, то это, условно, как «Пчеловодство» и «Дом культуры» на ВДНХ. До этого, в 1971 году, Гаврильчик участвовал в групповой выставке «На Кустарном» (неофициальный показ в мастерской Владимира Овчинникова). В 1976 году — в ДК Орджоникидзе. Словом, в биографии — все важные вехи истории ленинградского художественного подполья.
Характерные для 1960-х увлечения авангардом, абстракцией и всевозможной «геометрией», Владлен Гаврильчик обошел стороной. Был сюрреализм в 1970-х, была скульптура и рельефы из гаек и деталей, были еще какие-то эксперименты, но узнаваемой частью его философии и стиля они не стали. Творчество художника ассоциируется сегодня главным образом с фигуративной живописью — пусть примитивистской, абсурдистской, но фигуративной. В живописи Гаврильчика были разные тематические и стилистические этапы, обусловленные новыми жизненными впечатлениями. Например, шкиперский период нашел отражение в цикле самобытных морских пейзажей. Вероятно, из окружающей бытовой неустроенности и унылой повседневности вырос «люмпенреализм» — натюрморты с чайниками, посудой, расколотыми изоляторами, горелыми спичками и пр. Реакцией на придушенность и лицемерие «человека советского» стали его критические сюжеты на грани соц-арта. А в зрелые годы, уже после «перестройки», у Гаврильчика вдруг появился цикл «шип-объектов» (от англ. ship — «корабль») — объектов в форме корабликов, выполненных из всякой всячины. Но пожалуй, одним из главных и самых узнаваемых у Гаврильчика стал его «парсунный стиль». Это от слова «парсуна» — раннего примитивного русского портрета, где сходство с внешним обликом весьма условно, но его поддерживают узнаваемые атрибуты и надпись с именем модели.
Большой страстью Владлена Гаврильчика был поэзия. Тоже очень специфичная — еще более радикальная, чем его живопись (хотя и там всего хватает). Уделом хулиганской лирики был самиздат и редкие чтения для своих. Его сборники были изданы только после «перестройки». На самом деле сильно на любителя. Наиболее известные вирши Гаврильчика по эстетике вовсе панковские. Если не брать в расчет, что панк возник на несколько лет позже, чем строки Гаврильчика о том, чем «Славен город Замудонск».
О рынке Гаврильчика объективной информации не много. Аукционные рекорды ($10 000–12 500) можно игнорировать как результат всё затмевающего воодушевления 2008 года. Более свежие аукционные продажи — это уже в районе $3000 на удачные вещи. На дилерском рынке может быть и дешевле — скажем, от $1500. А может быть, сильно дороже. При этом нужно помнить, что с питерскими художниками существует географический парадокс. В Петербурге почему-то за них просят цены, за которые в Москве нельзя продать в принципе. И периодически там у них это получается. При этом мы не раз наблюдали, как питерские сдатчики привозят вещи в Москву, где их на аукционе покупают питерские же коллекционеры и увозят назад в Питер. Объяснения этой причудливой логистике мы до сих пор не нашли. Но это уже тренд, а не единичные случаи.
Работа, которая сейчас продается на AI Аукционе, — это как раз самый что ни на есть характерный Гаврильчик ценного периода, 1972 года. Сюжет — метафорический, философский. Человек в форме и со звездой на фуражке попирает сапогом скрипку. Кто он, доподлинно неизвестно (вот бы пригодилась подпись). Товарищ майор или участник китайской культурной революции — это пусть останется загадкой уже для будущего владельца. Главное, чтобы это послание свободного человека из далеких несвободных времен вдруг не оказалось пророческим.
Источники: kkk-bluelagoon.ru, litkarta.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20171211_vladlen_gavrilchik_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20171211_vladlen_gavrilchik_auction_prices.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.