Художник недели. Шестидесятник Николай Ротанов
ARTinvestment.RU   07 ноября 2017

До пятницы на AI Аукционе продается абстракция Ротанова 2003 года. В конце 1970-х художник, работы которого покупал Костаки, стал регулярно получать отказы от выставкомов. В итоге выставочная история Ротанова прервалась на долгие годы

Николай Михайлович Ротанов (1940–2010) — «летучий голландец» русского неофициального послевоенного искусства, можно сказать художник-призрак. Он то неожиданно появлялся в бурном море художественной жизни, то столь же внезапно скрывался в тумане на долгие годы. Ротанова не удается причислить ни к одной известной «обойме» художников. Парадоксальным образом его имени, которое известно коллекционерам с конца 1970-х годов, даже нет в справочнике «Другое искусство». Впрочем, почему парадоксальным? Скорее всего, Ротанов сам предпочел построить свою жизнь в искусстве именно так: не примыкать ни к какому кругу, ни к какой группе, ни к какому объединению, не участвовать ни в одной из заведомо резонансных (и потенциально скандальных) выставок.

С самого начала творческой деятельности, с 1966 года, молодого перспективного художника, участника молодежных выставок, без пяти минут члена СХ, увело «не в ту сторону». Вместо положенного воспевания трудового подвига народа он погрузился в изучение древнерусского искусства, иконы, этнического искусства. В итоге, как водится, через несколько лет политическая несознательность, самостоятельное искательство и эксперименты толкнули художника на зыбкий путь беспредметности.

Чем это могло кончиться в раннюю брежневскую эпоху? Существуют свидетельства, что в 1970-е годы абстракции Николая Ротанова начал покупать легендарный коллекционер Георгий Костаки. И примерно в это же время пошли частые отказы выставкомов. В СССР экспериментальная живопись не запрещалась, но была согнана в экспозиционные «резервации» — для показа в рамках небольших обособленных выставок, адресованных не зрителям с улицы, а искусствоведам и коллегам-художникам. Основным заработком для художника оставалась преподавательская работа в Заочном народном университете искусств (в ЗНУИ он работал с 1968 года) и в изостудии при ДК МЭИ.

С началом перестройки, с середины 1980-х, работы Ротанова выставлялись вместе с произведениями первых имен неофициального искусства — Владимира Яковлева, Дмитрия Плавинского, Михаила Шемякина, Эрика Булатова, Дмитрия Краснопевцева, Андрея Гросицкого. В начале 1990-х выставочный процесс еще сильнее активизировался. Работы Николая Ротанова стали пользоваться спросом у коллекционеров, его произведения продавали несколько галерей в Москве. Потом настал 1998 год, публике стало не до искусства, наступила долгая пауза. Новый всплеск интереса к творчеству Николая Ротанова возник в 2009 году. Галерист Виктор Шпенглер помог организовать персональную выставку художника в главном музее страны — в ГТГ (зал в Толмачах). Зрители впервые увидели столь масштабный проект, в рамках которого были выставлены около 100 картин и графических работ, а также «книги художника» — оформленные Ротановым сборники поэзии Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой, Геннадия Айги и других. К выставке в ГТГ был издан хороший каталог.

Вскоре успех персоналки в Третьяковке был закреплен на аукционах — русских и международных. В 2010 году на Sotheby’s был установлен аукционный рекорд для творчества художника — $7 260. Это был пик, рынок русского искусства жил ожиданиями на скорое восстановление. Тогда ничто не предвещало скорого повторного кризиса-2014, который разрушит многие планы и остановит здоровые процессы.

Аукционный рынок произведений Николая Ротанова сегодня довольно развит. Художник на редкость ликвидный. Из 15 выставленных в разное время работ было продано 12. Это феноменально высокий процент продаж. Интересно, что 9 из этих 12 работ были проданы на нашем AI Аукционе. Каково объяснение? Ротанов сегодня недооценен. Или, правильнее сказать, снова недооценен. Его произведения на аукционах продаются в диапазоне 25 000–60 000 рублей. Доступная цена при очень хорошем качестве. Да, имя — скорее для знатоков, для опытных коллекционеров, новичку мало что скажет. Но как раз опытным коллекционерам порой интересно разнообразить свою коллекцию, выйти за рамки «списка Гробмана» и других сложившихся «обойм», купить понравившуюся вещь больше за качество. И тут работы Ротанова — в самый раз.

Источники: artinvestment.ru, artlib.ru

Что еще почитать по теме на AI:
Ретроспектива Николая Ротанова в ГТГ;
Форум AI: Мои любимые художники — Николай Ротанов.



  • 16.11.2017 В Третьяковской галерее открывается выставка Сарьяна Большая выставка в Лаврушинском переулке представит 29 живописных работ Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) из собраний ГТГ, Национальной галереи Армении и Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване
  • 14.11.2017 «Культпрограмма» галереи «Веллум» В рамках «Культпрограммы» пройдут выставка «Символизм и нонконформизм», концерт Алексея Паперного, лекция Валерия Дудакова
  • 14.11.2017 Выставка Эль Лисицкого открывается сразу в двух музеях Сегодня, 14 ноября состоится открытие выставок Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу и в Еврейском музее и центре толерантности
  • 09.11.2017 Шон Скалли в Мультимедиа Арт Музее В Москве, в музее на Остоженке, проходит ретроспектива мировой звезды современного искусства Шона Скалли. На выставке показывают абстракции, созданные с 1960-х годов
  • 08.11.2017 «Александр Бубнов. Миф» в Трубниковском переулке Сегодня вечером в Государственном литературном музее открывается выставка, организованная Музеем совместно с галереей «Веллум» и посвященная творчеству советского художника — создателя образов легендарных героев русской истории
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх