Художник недели: Джованни Болдини
ARTinvestment.RU   26 декабря 2013

31 декабря исполняется 171 год одному из самых знаменитых портретистов своего времени. Его идеи актуальны и сегодня, ему подражают, им восхищаются, его покупают на аукционах за миллионы

31 декабря 1842 года на свет появился один из самых знаменитых портретистов своего времени Джованни Болдини (Giovanni Boldini). Русская публика только открывает для себя его имя, однако в Европе и Америке он довольно популярен, и давно и прочно занял свое место среди классиков портретной живописи. К слову, по-итальянски фамилия художника произносится мягко — Больдини, но в отечественной искусствоведческой традиции укоренилось написание Болдини, которого мы и будем придерживаться.

В 1933 году журнал «Тайм» в статье, посвященной ретроспективной выставке художника в Нью-Йорке, не без основания назвал его «мастером шика» (Master of Swish) (игра слов: swish — это еще и взмах со свистом, шелест, шуршание; а изображать словно летящие подолы женских платьев Болдини был мастер), и подражать этому его мастерству полторы сотни лет стремятся многие художники, в том числе и наши современники. Признан он и профессиональным сообществом.

Джованни Джусто Филиппо Мария (Giovanni Giusto Filippo Maria) Болдини родился в Ферраре; он был восьмым из 13 детей художника Антонио Болдини, занимавшегося в основном религиозной живописью. Поэтому часто игровой площадкой детям семейства Болдини служили церкви и соборы, в которых трудился их отец, и ничего удивительного, что первыми опытами в искусстве для Джованни стали копии с работ мастеров итальянского ренессанса, которые он привык видеть с младенчества. Лучше всего у него получалось рисовать людей. Есть сведения, что уже в подростковом возрасте Джованни считался хорошим портретистом, а самые ранние его самостоятельные работы (портреты) датируются серединой 1850-х, когда художнику было 14–15 лет.

Строго говоря, жизнь и творчество Болдини вообще нельзя разделить на период ученичества и время, когда он пишет самостоятельные работы (преимущественно портреты) на заказ. Он учился и работал параллельно. Ему не было еще и 20 лет, когда окружающие признали в нем хорошего портретиста и начали делать ему первые заказы.

Несмотря на столь раннее признание, похоже, Болдини рассматривал для себя возможность выйти за рамки семейного дела и пробовал себя на военном поприще, впрочем не слишком удачно: в 1861 году он был уволен с военной службы из-за слишком низкого роста — всего 1 метр и 54 сантиметра.

После фиаско с армией Джованни решил продолжить то, что у него получалось лучше всего, и в 1862 году поехал во Флоренцию — учиться живописи. Во флорентийской Академии художеств Болдини проучился шесть лет, не замыкаясь, однако, в академических стенах. Известно, например, о том, что он посещал уроки и в Scuola del nudo — учебном заведении, специализирующемся на штудиях обнаженных фигур (хотя впервые использовал эти свои навыки уже в весьма преклонном возрасте).

Кроме того, он довольно активно общался с Джованни Фаттори и другими художниками-маккьяйолистами, представителями одного из последних крупных итальянских художественных течений конца XIX века. Маккьяйолизм — техника рисования цветовым пятном (macchia — пятно, в переводе с итальянского) — возник во Флоренции в середине XIX века. Теоретически (и хронологически) он предшествует опытам импрессионистов и родственен дивизионизму. Маккьяйолисты утверждали, что художник должен изображать только то, что воспринимает глаз, — цветовые пятна, свет и тени, не изменяя при этом реальности. Нельзя сказать, что Болдини полностью разделял их идеи, однако рисование цветовым пятном — важный стилеобразующий элемент в его творчестве; влияние его бесспорно ощущается в ранних пейзажах, написанных во Флоренции, и конечно, его элементы нельзя не заметить в знаменитых портретах светских дам.

После окончания флорентийской академии Болдини жил, работал и продолжал учиться (в первую очередь у своих друзей-художников) во Франции, Англии, Голландии, Германии. В 1867-м, например, он впервые побывал в Париже, где посетил Всемирную выставку и познакомился Эдуаром Мане и Альфредом Сислеем и даже подружился с Эдгаром Дега.

А в 1869 году Болдини работал в Лондоне, где наконец почувствовал, что такое слава портретиста: его прозвали Маленьким итальянцем (прозвище для художника — знак абсолютного признания публикой), а желающие иметь портрет его кисти буквально записывались в очередь. «Внеочередных» портретов удостаивались лишь самые важные персоны, а также его друзья-художники (Фредерик Лейтон, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Джон Сингер Сарджент), с которыми он познакомился во время работы в Англии. Кроме славы и новых друзей, Англия подарила ему и новые возможности для самообразования: с большим энтузиазмом Болдини изучал опыт не только своих современников Сарджента и Уистлера (впрочем, специалисты усматривают в его работах лондонского периода и влияние Эдуара Мане), но и английских портретистов XVII — XVIII веков, в первую очередь Томаса Гейнсборо.

В 1872-м Джованни Болдини обосновался в Париже, а с 1874-го стал постоянным экспонентом Салона Независимых. Репутация, обретенная в Лондоне, помогла ему быстро влиться в артистические круги Парижа. Постоянные выставки в Салоне, общение с известнейшими людьми своего времени только добавляли ему популярности в парижском свете. Заказы на портреты не иссякали, но, как это часто бывает, слава быстро превратилась в моду. Заполучить портрет кисти Болдини скоро стало вопросом престижа, и в этом смысле он мог «соперничать» разве что еще с одним известным портретистом той эпохи, классиком американской и европейской живописи и своим другом Сарджентом и, наверное, с Полем Эллё — портретистом, изобразившим почти всех самых известных представителей своего времени, в том числе того же Сарджента и Марселя Пруста.

И всё же основными его заказчицами продолжали оставаться светские дамы, чьи образы сделали Болдини модным художником, однако ни на шаг не приблизили своего автора к профессиональному признанию.

Двери в мир большого искусства Болдини открыл написанный в 1886 году портрет Джузеппе Верди — самого, пожалуй, известного человека во всей Европе того времени. Именно благодаря этому портрету о Болдини заговорили как о мастере реалистической живописи. Верди, воодушевленный и работой художника над портретом, и самой картиной, стал отзываться о нем исключительно как о серьезном мастере. С этого времени художник стал получать заказы не только на портреты светских львиц, но и их мужей и родственников — крупнейших политических и общественных деятелей. Между 1890 и 1910 годами Болдини создал ряд блестящих портретов известных общественных деятелей и людей искусства и театра.

Он был дружен с Дега и знаком с Сарой Бернар, Огюстом Ренуаром, Эдуаром Мане, Клодом Моне и другими крупнейшими представителями Belle Époque — периода расцвета европейской культуры между 1890 и 1914 годами, когда была построена Эйфелева башня, создавался стиль ар-нуво, развивался кинематограф и т.д.; в российской культуре те двадцать пять лет называют Серебряным веком.

О высокой оценке творчества Болдини художественным сообществом свидетельствует то, что он дважды удостаивался Гран-при Всемирных выставок в Париже (в 1889 и 1900 годах) и стал кавалером Ордена Почетного легиона.

Творчество Болдини скорее тематически, чем хронологически можно условно разделить на несколько отдельных, но иногда развивающихся параллельно частей. Самыми многочисленными были, конечно, портреты, написанные на заказ. Болдини создал огромную галерею портретов представителей высшего и верхушки среднего класса Европы. Светские, преимущественно женские портреты сегодня составляют самую известную и популярную часть его наследия. Однако, несмотря на всю свою коммерческую составляющую, эти работы служили и для решения творческих, колористических задач, в постановке которых Болдини шел за Сарджентом, Уистлером и многими другими художниками своего времени, решавшими задачи изображения черного на черном, белого на белом и т. д.

Помимо красивых дам, Болдини изображал и мужчин. Их портреты написаны в иной манере, они разительно отличаются от сверкающих, в «летящих» красках, женских образов. Мужские портреты строги, элегантны, выдержаны в едином колористическом ключе и мастерски выполнены в лучших традициях реализма; «живописным дендизмом» назвал стиль Болдини в мужском портрете искусствовед М. Герман.

Традиционно специалисты не считают светское, или, иначе, модное, искусство высокохудожественным. Умберто Эко в своей книге «История уродства» поместил портреты Болдини в главу о китче, считая их автора одним из творцов шаблона, по которому работают многие светские портретисты и сегодня. Однако с некоторыми оговорками. Различие между «высокохудожественным» и «интересным» определил еще Шопенгауэр, понимая под последним искусство, воздействующее на чувства потребителей, но подражающее при этом высокому искусству. В дальнейшем эта мысль развилась в идею противопоставления высокому (элитарному) искусству массовой культуры, с одной стороны (masscult), и мелкобуржуазной (midcult — салонное искусство, мидкульт) — с другой. Высокое искусство — передовое движение культуры; мидкульт использует его открытия в коммерческих целях, с одной стороны, приближая к высокому большее число ценителей, с другой — обесценивая его за счет массового воспроизводства новаторских художественных приемов; масскульт служит для удовлетворения потребностей массового покупателя, склонного к более приземленным, традиционным, взглядам на то, что есть красиво.

Женские портреты Болдини — яркий пример мидкульта. Верхняя часть этих портретов написана согласно всем канонам чувственного натурализма, особенно тело — лицо, шея: Болдини тщательно прописывает сияющую кожу, приоткрытые блестящие губы, мечтательный взгляд и т. д. Однако нижнюю часть работы — платье, фон — он пишет в совсем другой манере: контуры утрачивают четкость, сложные оттенки расслаиваются на отдельные мазки, превращая предметы в сгустки красок, которые словно растворяются в вспышке света, так что эта часть его портретов напоминает эстетику импрессионизма и даже экспрессионизма. Заказчик (заказчица) такого портрета и в глазах общества, и в собственных глазах выглядит ценителем высокого (передового) искусства — например, импрессионизма, но при этом удовлетворенно любуется собственным изображением, выполненным в традиционном ключе.

Не последнее место в творчестве Болдини занимали и работы, выполненные для себя или для людей из своего ближнего круга — например, жанровые сцены или многочисленные портреты Сарджента, Тулуз-Лотрека, автопортреты и т. д. В этих портретах он свободнее в композиции, позах, манере и даже материалах, спокойнее, не такой «блестящий», но гораздо более лиричный. И конечно, пейзажи. Болдини был блестящим пейзажистом, одним росчерком пера или мазком кисти способным передать внутреннюю динамику пространства, природы, которая, как известно, никогда не бывает абсолютно спокойна.

Можно сколько угодно говорить о вторичности так называемого «салонного искусства». Однако эта «вторичность» не относится к портретам Болдини. Напротив, он вместе с Сарджентом скорее стоял у истоков нового вида портрета — портрета ар-нуво, формировавшего новое представление о красоте. Красота в XX веке — это не стремление к аристократичности, это роскошь, нечто избыточное и даже декадентское. Болдини сумел эстетизировать эту роскошь, поднимая ее до уровня высокого искусства.

В последние годы своей жизни он практически не работал, однако слава его от этого не страдала, его портреты не теряли популярности. Более того, в 1929 году, на 87 году жизни, он сумел эпатировать публику так, что о нем написали все газеты, — Болдини наконец женился. На 30-летней женщине, ради него оформившей развод с первым мужем. Скандал был грандиозный. Однако когда в 1930-м здоровье художника резко ухудшилось, она показала себя с самой лучшей стороны, поддерживая своего мужа на протяжении всей болезни. Джованни Болдини не стало 11 января 1931 года.

В 1932 году в рамках венецианской Биеннале была проведена его первая посмертная персональная выставка; в 1933-м была организована ретроспектива в Нью-Йорке.

Живопись Болдини присутствует в большинстве крупнейших мировых музейных собраний — в Лувре, музее Орсе в Париже, музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, Лондонской национальной галерее, в Национальной галерее Австралии в Канберре и др.

Однако еще больше его работ и по сей день находятся в частных коллекциях — семьях заказчиков его портретов. Именно оттуда картины Болдини время от времени попадают на страницы каталогов крупнейших аукционных домов по всему миру. Кстати, так было и при жизни автора: его картины выставлялись на открытые торги чуть ли не с мольберта. Например, в провенансе одной из работ, проданных не так давно на Sotheby’s, указаны торги в Druot в 1878 году (работа не датирована, но по стилистике ее можно с высокой вероятностью предположить 1873–1875 годы создания). Аукционная география работ Болдини не ограничивается только Европой и Северной Америкой, за них торгуются и на аукционах Латинской Америки, и в Австралии.

Болдини очень популярен на арт-рынке: на открытых торгах за последние лет тридцать его работы появлялись более 700 раз. При этом о подделках слышать не доводилось. Удивительно, но, впрочем, объяснимо. А вот пресловутый «чердак», на котором время от времени находят «шедевры», в истории наследия Болдини как раз имеется. И в самом счастливом смысле: портрет мадам Флориан, обнаруженный в нежилой квартире в 2010 году, был продан на аукционе за 2 108 000 евро.

На вторичном рынке по большей части присутствует графика, живописные же работы выставлялись около 300 раз. В последнее десятилетие интерес публики к портретам Болдини очевидно растет (можно осторожно предположить, что этим он обязан и российским ценителям, которые с шиком уже освоились, а Мастера шика для себя только открывают). Самыми результативными для портретов Болдини выдались 2002–2005 и 2010–2012 годы, когда аукционные цены на его работы то и дело взлетали до семизначных цифр.

Самая дорогая работа художника — портрет Джиовинеты Эразурис (Giovinetta Errazuriz) 1892 года, проданный на торгах Sotheby's 4 ноября 2010 года за 6 578 500 долларов. На тех же торгах, кстати, был достигнут и второй результат — 2 098 500 долларов за портрет художника Лоуренса Александра («Питера») Харриса (Lawrence Alexander («Peter») Harrison) 1902 года. Третье место занимает портрет Марты Ренье (Marthe Régnier) 1905  года, ушедший за 1 874 500 долларов на торгах аукционного дома Christie's 12 октября 2011 года.

Что касается года 2013-го, то 5 декабря на торгах аргентинского аукционного дома Naon в Буэнос-Айресе была продана небольшая (30 × 24) акварель «Задумавшаяся девушка»: за 15 минут торгов по телефону цена за рисунок взлетела с 5 000 долларов старта до 120 000 долларов.

Источники: trastiendaplus.com; naon.com; giovanniboldini.org; smallbay.ru; jssgallery.org; giovanniboldini.eu; artprice.com; Дж. Арган. История итальянского искусства (М.: Радуга, 2000), М. Герман. Импрессионизм. Основоположники и последователи (М.: Азбука-классика, 2008), У. Эко. История уродства (М.: СЛОВО/SLOVO, 2008)


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131226_boldini.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20131226_boldini.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх