Художник недели: Джованни Баттиста Тьеполо
ARTinvestment.RU   14 августа 2013

Знаменитый немецкий искусствовед К. Вёрман (1844–1933) называл его не только бесспорно самым крупным мастером венецианской живописи XVIII века, но и вообще одним из величайших живописцев всех времен

Все эти восторженные слова блестящих искусствоведов — об итальянском художнике Джованни Баттиста (Джамбаттиста/Джанбаттиста) Тьеполо (Giovanni Battista (Giambattista) Tiepolo) — мастере, творившем в веке восемнадцатом, популярном в веке девятнадцатом и, к сожалению, не слишком известном широкой публике сегодня.

О раннем периоде жизни Тьеполо известно совсем не многое. Он родился 5 марта 1696 года в родовитой венецианской семье и был крещен в кафедральном соборе. Судя по всему, интерес к искусству он начал проявлять уже в раннем возрасте: архивная запись о его первом учителе, художнике Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini; 1657–1730), относится к 1710 году, когда Джованни как раз исполнилось 14 лет. Вероятно, близкая к академизму и позднему барокко (с темными фонами и выхваченными из темноты фигурами в героических позах) живопись Ладзарини не вполне соответствовала представлениям юного художника о собственном искусстве, и вскоре он оставил мастерскую своего учителя, увлекшись творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (Giovanni Battista Piazzetta, 1683 (1682[1])–1754) и Федерико Бенковича (Federiko Benković; 1667–1753), по прозвищу Далматинец, которые были известны своей куда более легкой и динамичной манерой.

Постижение ремесла, очевидно, шло у него споро: уже через 5 лет, в 1715 году, он получил свой первый официальный заказ на картины для церкви Оспедалетто. Работа была принята хорошо, и карьера начинающего живописца быстро пошла в гору. В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а затем, в 1719-м, женившись на Сесилии Гварди, вошел в круг одного из самых влиятельных в художественном мире того времени семейств. Брак этот подарил Тьеполо не только родство с известной фамилией, но и 10 детей, двое из которых — Доменико и Лоренцо — продолжили отцовское дело и стали художниками.

До середины 1720-х Тьеполо, наряду с фресками, пишет станковые произведения, в основном алтарные образы, работает маслом на холсте (доске). Он успешен, популярен, обладает устойчивым положением в обществе. Однако только религиозной тематикой художник не ограничивался. В середине 1720-х годов Тьеполо создает цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять работ находятся в Эрмитаже; две — в Художественно-историческом музее Вены, и две — в музее Метрополитен). Работая над этим заказом, Тьеполо обращается к миру античных и христианских мифов (образов), а также изображает масштабные исторические сцены триумфов, сражений и римских побед во всех частях света. Интересно, что античность (и историческая, и мифологическая) и библейская тематика в мире образов Тьеполо существуют вместе, сливаясь в общее легендарное и даже где-то сказочное прошлое, сцены из которого полны эпического парения и волшебства. Критик Роберт Хаджес описывает его работы как «полные парящего и движущегося пространства прозрачных, переливающихся оттенков — места, посвященного воображению и наполненного идеализированными персонажами истории, мифов и легенд». Вместе с тем историк искусства Пол Хобертон отмечает, что Тьеполо смог совместить «изящество и театральность, характерные для стиля рококо с олимпийским величием».

«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке». Одну из первых таких росписей художник выполнил в 1725 году в Палаццо Санти в Венеции, и с этого времени фресковая роспись плафонов становится визитной карточкой Тьеполо. Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. В них Тьеполо находит свой собственный художественный почерк, принесший ему прижизненную общеевропейскую славу.

К слову, нашел он этот почерк далеко не сразу. В своих ранних фресковых циклах он опирается на творчество художников, которых считает идейно близкими собственному искусству. В начале 1720-х Тьеполо увлечен искусством «большого стиля» Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659–1734) — и это увлечение в его фресках претворяется в эпический размах композиции, расширенное пространство, светлые фоны, максимальное количество деталей и фигур. Но уже в 1726-м, когда он начал работать над фресками в Удине, он обращается к другому источнику творческого вдохновения — искусству Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528–1588), с его более структурированной композицией и богатством фактур, оттенков и полутонов. На основе традиций итальянского барокко и венецианского (веронезевского) колоризма Тьеполо и создал собственный язык — легкий, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и вместе с тем утонченно-элегантный.

Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. Ведь барокко, как, впрочем, и рококо, — это игра, игра с иллюзорным пространством и фигурами в нем, игра со светом, цветом и различными композиционными приемами. Это попытка открыть окно в другой мир — мир бесконечного праздника, движения, безболезненного и беспечального существования в мифическом пространстве Золотого века, мир, старавшийся максимально оторваться от приземленной реальности и уйти в круговерть утонченных образов, оттенков и всего того, что только могло вообразить человеческое сознание.

Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов. Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона), и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала — в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на совершенно новый уровень восприятия. «Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа).

К 1728 году у него уже нет недостатка в заказчиках, он даже может позволить себе выбирать предложения. Он начинает работать за пределами Венеции — сначала в других городах Италии (Милане, Бергамо, Виченце), а позже, начиная с 1750-х годов, и в соседних странах — от Испании до Германии, хотя от заказа расписать замок в Стокгольме он отказался. В 1732 году Тьеполо — придворный художник дожа Джованни II; он создает наддверные росписи дворца, пишет портреты членов семьи дожа, ведает покупкой предметов искусства и их распределением в интерьерах дворца. В 1740-х он делает росписи дворцов, пишет масштабные полотна для итальянских церквей и соборов, много работает в технике офорта: именно в этот период изданы его самые известные серииVari Capricci (ок. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок. 1743–1757).

В 1750–1753 Тьеполо работает над росписями резиденции князя-епископа в баварском Вюрцбурге; потолочные фрески над лестницей, в придворной церкви и в Зале кайзера — один из самых известных шедевров художника.

В 1756 году Тьеполо стал главой только что открытой Академии искусств в Венеции, а еще через 4 года получил приглашение короля Испании Карла III приехать в Мадрид для росписи плафонов королевского дворца. Художнику, находящемуся в этот период в весьма почтенном возрасте, очевидно, не очень хотелось покидать родную Италию, и он тянул с отъездом до последнего. Но, как известно, короли отказов не принимают. В 1762 году Тьеполо в сопровождении сыновей-художников отправился к королевскому двору Испании и вскоре приступил к росписи королевского дворца. Для большого тронного зала он написал в 1762–1764 крупное панно, посвященное «силе, величию и церковности» испанской монархии; плафон аванзала украсил «Апофеозом Испании» (1765–1766), а в зале лейб-гвардии появилась знаменитая «Кузница Вулкана (Венера и Вулкан)». Работа в то время уже 70-летнего художника в очередной раз ошеломила публику. Его слава распространилась по всей Испании.

Тьеполо работал над фресками до самой своей смерти 27 марта 1770 года. После него осталось несколько десятков набросков к росписям; их собрал и сохранил друг художника граф Альгаротти. Наброски эти быстро стали предметом коллекционирования. Станковые же произведения в наследии Тьеполо составляют небольшую часть: за 300 лет многие из них были повреждены или утрачены; и строго говоря, современные исследователи творчества Тьеполо даже не имеют возможности отнести живописные произведения Тьеполо к конкретным датам и периодам, так как самые ранние датированные его работы относятся к 1737 году, когда художнику был уже 41 год. Сегодня принято считать, что картины, написанные более густыми мазками в насыщенной цветовой гамме, принадлежат к раннему отрезку его творчества.

К середине XVIII века барокко, да и рококо уже утрачивали свое значение больших стилей искусства. Им на смену шел строгий и рассудочный классицизм, апологеты которого склонны были снисходительно-скептически относиться к представителям легкомысленного барочного искусства. Особенно способствовал такому отношению И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768, немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии) — возможно, самый авторитетный человек в мире искусства XVIII века. Почитатель строгих линий и пропорций античного искусства, он неоднократно резко высказывался против барочных представлений о красоте и стиле. И, как это нередко бывает, восхищавший современников Тьеполо (чьи плафоны со временем стали доступны для обозрения совсем немногим), оказался практически забыт лет через шестьдесят — семьдесят после смерти, а практика масштабных многофигурных фресковых росписей практически сошла на нет. Однако в XIX — начале ХХ века, на волне интереса к декоративному искусству и общей усталости от строгостей классицизма, барочное искусство вообще и творчество Тьеполо в частности снова оказались востребованными.

Сегодня, после круговорота восторгов и охлаждений, Тьеполо наконец занял подобающее ему место. Он признанный мастер итальянского барокко (рококо). Его работы с гордостью выставляют в своих постоянных экспозициях крупнейшие музеи мира — от Эрмитажа до Лувра или Метрополитен музея. И пусть имя его в последнее время не на слуху, зато настоящим любителям искусства и специалистам оно хорошо известно; и последние, кстати, высоко оценивают инвестиционный потенциал его произведений.

Как правило, работы мастеров такого уровня редко продаются на открытых торгах. Однако к искусству Тьеполо это не относится: за последние 27 лет его работы появлялись на аукционах около 800 раз (имеются в виду, разумеется, и перепродажи). Основная масса продаж (почти 90 процентов) — это, конечно, сделки с графикой. Картины входили в аукционные каталоги 101 раз. Интересно, что самыми результативными для работ Тьеполо стали сложные для арт-рынка 2008–2012 годы, а самым удачным аукционным домом — Christie’s, на торгах которого были показаны все рекордные для художника результаты.

Рекордная цена за картину Тьеполо составляет 5 906 500 долларов (5 200 000 без комиссии): именно столько было заплачено на работу «Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года. Второе место в тройке самых дорогих работ художника (в долларовом эквиваленте) сейчас занимает «Портрет Леди в образе Флоры» за 4 308 755 (3 791 250) долларов (02 декабря 2008). Третье — крупноформатное полотно «Оплакивание Христа» из парижского музея Пти Пале, за которое отдали 2 396 070 (2 168 880) долларов 10 июля 2002 года.

Совсем неплохо дела идут и в текущем году. Так, 31 января 2013 года на том же Christie’s был поставлен рекорд продаж графических произведений Тьеполо. Рисунок углем на бумаге «Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» ушел за 542 500 (450 000) долларов.

Источники:

  1. artinvestment.ru,
  2. artprice.com,
  3. boglewood.com,
  4. verman-art.ru,
  5. benua-history.ru,
  6. Дж. Арган История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130814_tiepolo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130814_tiepolo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх