- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Художник недели: Джованни Баттиста Тьеполо
ARTinvestment.RU 14 августа 2013
Знаменитый немецкий искусствовед К. Вёрман (1844–1933) называл его не только бесспорно самым крупным мастером венецианской живописи XVIII века, но и вообще одним из величайших живописцев всех времен
Все эти восторженные слова блестящих искусствоведов — об итальянском художнике Джованни Баттиста (Джамбаттиста/Джанбаттиста) Тьеполо (Giovanni Battista (Giambattista) Tiepolo) — мастере, творившем в веке восемнадцатом, популярном в веке девятнадцатом и, к сожалению, не слишком известном широкой публике сегодня.
О раннем периоде жизни Тьеполо известно совсем не многое. Он родился 5 марта 1696 года в родовитой венецианской семье и был крещен в кафедральном соборе. Судя по всему, интерес к искусству он начал проявлять уже в раннем возрасте: архивная запись о его первом учителе, художнике Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini; 1657–1730), относится к 1710 году, когда Джованни как раз исполнилось 14 лет. Вероятно, близкая к академизму и позднему барокко (с темными фонами и выхваченными из темноты фигурами в героических позах) живопись Ладзарини не вполне соответствовала представлениям юного художника о собственном искусстве, и вскоре он оставил мастерскую своего учителя, увлекшись творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (Giovanni Battista Piazzetta, 1683 (1682[1])–1754) и Федерико Бенковича (Federiko Benković; 1667–1753), по прозвищу Далматинец, которые были известны своей куда более легкой и динамичной манерой.
Постижение ремесла, очевидно, шло у него споро: уже через 5 лет, в 1715 году, он получил свой первый официальный заказ на картины для церкви Оспедалетто. Работа была принята хорошо, и карьера начинающего живописца быстро пошла в гору. В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а затем, в 1719-м, женившись на Сесилии Гварди, вошел в круг одного из самых влиятельных в художественном мире того времени семейств. Брак этот подарил Тьеполо не только родство с известной фамилией, но и 10 детей, двое из которых — Доменико и Лоренцо — продолжили отцовское дело и стали художниками.
До середины 1720-х Тьеполо, наряду с фресками, пишет станковые произведения, в основном алтарные образы, работает маслом на холсте (доске). Он успешен, популярен, обладает устойчивым положением в обществе. Однако только религиозной тематикой художник не ограничивался. В середине 1720-х годов Тьеполо создает цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять работ находятся в Эрмитаже; две — в Художественно-историческом музее Вены, и две — в музее Метрополитен). Работая над этим заказом, Тьеполо обращается к миру античных и христианских мифов (образов), а также изображает масштабные исторические сцены триумфов, сражений и римских побед во всех частях света. Интересно, что античность (и историческая, и мифологическая) и библейская тематика в мире образов Тьеполо существуют вместе, сливаясь в общее легендарное и даже где-то сказочное прошлое, сцены из которого полны эпического парения и волшебства. Критик Роберт Хаджес описывает его работы как «полные парящего и движущегося пространства прозрачных, переливающихся оттенков — места, посвященного воображению и наполненного идеализированными персонажами истории, мифов и легенд». Вместе с тем историк искусства Пол Хобертон отмечает, что Тьеполо смог совместить «изящество и театральность, характерные для стиля рококо с олимпийским величием».
«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке». Одну из первых таких росписей художник выполнил в 1725 году в Палаццо Санти в Венеции, и с этого времени фресковая роспись плафонов становится визитной карточкой Тьеполо. Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. В них Тьеполо находит свой собственный художественный почерк, принесший ему прижизненную общеевропейскую славу.
К слову, нашел он этот почерк далеко не сразу. В своих ранних фресковых циклах он опирается на творчество художников, которых считает идейно близкими собственному искусству. В начале 1720-х Тьеполо увлечен искусством «большого стиля» Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659–1734) — и это увлечение в его фресках претворяется в эпический размах композиции, расширенное пространство, светлые фоны, максимальное количество деталей и фигур. Но уже в 1726-м, когда он начал работать над фресками в Удине, он обращается к другому источнику творческого вдохновения — искусству Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528–1588), с его более структурированной композицией и богатством фактур, оттенков и полутонов. На основе традиций итальянского барокко и венецианского (веронезевского) колоризма Тьеполо и создал собственный язык — легкий, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и вместе с тем утонченно-элегантный.
Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. Ведь барокко, как, впрочем, и рококо, — это игра, игра с иллюзорным пространством и фигурами в нем, игра со светом, цветом и различными композиционными приемами. Это попытка открыть окно в другой мир — мир бесконечного праздника, движения, безболезненного и беспечального существования в мифическом пространстве Золотого века, мир, старавшийся максимально оторваться от приземленной реальности и уйти в круговерть утонченных образов, оттенков и всего того, что только могло вообразить человеческое сознание.
Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов. Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона), и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала — в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на совершенно новый уровень восприятия. «Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа).
К 1728 году у него уже нет недостатка в заказчиках, он даже может позволить себе выбирать предложения. Он начинает работать за пределами Венеции — сначала в других городах Италии (Милане, Бергамо, Виченце), а позже, начиная с 1750-х годов, и в соседних странах — от Испании до Германии, хотя от заказа расписать замок в Стокгольме он отказался. В 1732 году Тьеполо — придворный художник дожа Джованни II; он создает наддверные росписи дворца, пишет портреты членов семьи дожа, ведает покупкой предметов искусства и их распределением в интерьерах дворца. В 1740-х он делает росписи дворцов, пишет масштабные полотна для итальянских церквей и соборов, много работает в технике офорта: именно в этот период изданы его самые известные серииVari Capricci (ок. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок. 1743–1757).
В 1750–1753 Тьеполо работает над росписями резиденции князя-епископа в баварском Вюрцбурге; потолочные фрески над лестницей, в придворной церкви и в Зале кайзера — один из самых известных шедевров художника.
В 1756 году Тьеполо стал главой только что открытой Академии искусств в Венеции, а еще через 4 года получил приглашение короля Испании Карла III приехать в Мадрид для росписи плафонов королевского дворца. Художнику, находящемуся в этот период в весьма почтенном возрасте, очевидно, не очень хотелось покидать родную Италию, и он тянул с отъездом до последнего. Но, как известно, короли отказов не принимают. В 1762 году Тьеполо в сопровождении сыновей-художников отправился к королевскому двору Испании и вскоре приступил к росписи королевского дворца. Для большого тронного зала он написал в 1762–1764 крупное панно, посвященное «силе, величию и церковности» испанской монархии; плафон аванзала украсил «Апофеозом Испании» (1765–1766), а в зале лейб-гвардии появилась знаменитая «Кузница Вулкана (Венера и Вулкан)». Работа в то время уже 70-летнего художника в очередной раз ошеломила публику. Его слава распространилась по всей Испании.
Тьеполо работал над фресками до самой своей смерти 27 марта 1770 года. После него осталось несколько десятков набросков к росписям; их собрал и сохранил друг художника граф Альгаротти. Наброски эти быстро стали предметом коллекционирования. Станковые же произведения в наследии Тьеполо составляют небольшую часть: за 300 лет многие из них были повреждены или утрачены; и строго говоря, современные исследователи творчества Тьеполо даже не имеют возможности отнести живописные произведения Тьеполо к конкретным датам и периодам, так как самые ранние датированные его работы относятся к 1737 году, когда художнику был уже 41 год. Сегодня принято считать, что картины, написанные более густыми мазками в насыщенной цветовой гамме, принадлежат к раннему отрезку его творчества.
К середине XVIII века барокко, да и рококо уже утрачивали свое значение больших стилей искусства. Им на смену шел строгий и рассудочный классицизм, апологеты которого склонны были снисходительно-скептически относиться к представителям легкомысленного барочного искусства. Особенно способствовал такому отношению И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768, немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии) — возможно, самый авторитетный человек в мире искусства XVIII века. Почитатель строгих линий и пропорций античного искусства, он неоднократно резко высказывался против барочных представлений о красоте и стиле. И, как это нередко бывает, восхищавший современников Тьеполо (чьи плафоны со временем стали доступны для обозрения совсем немногим), оказался практически забыт лет через шестьдесят — семьдесят после смерти, а практика масштабных многофигурных фресковых росписей практически сошла на нет. Однако в XIX — начале ХХ века, на волне интереса к декоративному искусству и общей усталости от строгостей классицизма, барочное искусство вообще и творчество Тьеполо в частности снова оказались востребованными.
Сегодня, после круговорота восторгов и охлаждений, Тьеполо наконец занял подобающее ему место. Он признанный мастер итальянского барокко (рококо). Его работы с гордостью выставляют в своих постоянных экспозициях крупнейшие музеи мира — от Эрмитажа до Лувра или Метрополитен музея. И пусть имя его в последнее время не на слуху, зато настоящим любителям искусства и специалистам оно хорошо известно; и последние, кстати, высоко оценивают инвестиционный потенциал его произведений.
Как правило, работы мастеров такого уровня редко продаются на открытых торгах. Однако к искусству Тьеполо это не относится: за последние 27 лет его работы появлялись на аукционах около 800 раз (имеются в виду, разумеется, и перепродажи). Основная масса продаж (почти 90 процентов) — это, конечно, сделки с графикой. Картины входили в аукционные каталоги 101 раз. Интересно, что самыми результативными для работ Тьеполо стали сложные для арт-рынка 2008–2012 годы, а самым удачным аукционным домом — Christie’s, на торгах которого были показаны все рекордные для художника результаты.
Рекордная цена за картину Тьеполо составляет 5 906 500 долларов (5 200 000 без комиссии): именно столько было заплачено на работу «Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года. Второе место в тройке самых дорогих работ художника (в долларовом эквиваленте) сейчас занимает «Портрет Леди в образе Флоры» за 4 308 755 (3 791 250) долларов (02 декабря 2008). Третье — крупноформатное полотно «Оплакивание Христа» из парижского музея Пти Пале, за которое отдали 2 396 070 (2 168 880) долларов 10 июля 2002 года.
Совсем неплохо дела идут и в текущем году. Так, 31 января 2013 года на том же Christie’s был поставлен рекорд продаж графических произведений Тьеполо. Рисунок углем на бумаге «Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» ушел за 542 500 (450 000) долларов.
Источники:
- artinvestment.ru,
- artprice.com,
- boglewood.com,
- verman-art.ru,
- benua-history.ru,
- Дж. Арган История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130814_tiepolo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130814_tiepolo.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год