Художник недели: Эмиль Нольде
ARTinvestment.RU   07 августа 2013

Сегодня, 7 августа, исполняется 146 лет со дня рождения Эмиля Нольде, одного из основоположников немецкого экспрессионизма начала ХХ века

Ганс Эмиль Хансен (Hans Emil Hansen — таково настоящее имя художника) родился 7 августа 1867 года в семье немецкого крестьянина в небольшой деревушке под названием Нольде, что на самой границе с Данией.

Известно, что из пяти детей в семье только Эмиль обладал способностями к творчеству и пытался воплотить их в жизнь, украшая семейный быт (легенда гласит, что подростком он расписывал стены родного дома и даже хозяйственные постройки рядом с ним, однако росписи не сохранились).

В 1884 году 17-летний Эмиль уезжает из родительского дома в город Фленсбург, где устраивается учеником на местную мебельную фабрику. В первую очередь его интересует резьба по дереву и конструирование мебели. Спустя 4 года Эмиль Хансен поступает в Художественно-ремесленную школу в Карлсруэ и параллельно на местном мебельном производстве осваивает профессию краснодеревщика. Мебель получалась у него неплохо, в 1890 году он работал в Берлине, Мюнхене и других крупных городах Германии. Однако чем дальше, тем сильнее его интересует изобразительное искусство, и этот интерес уже вряд ли можно объяснить только потребностями ремесла.

Многочисленные поездки по Германии позволили ему побывать во многих музеях и поближе познакомиться с памятниками мировой культуры и шедеврами изобразительного искусства. В музеях его по-настоящему завораживает эстетика древнеегипетского и ассирийского искусства; примерно в этот же период он интересуется творчеством Ф. Ходлера (Ferdinand Hodler) и А. Бёклина (Arnold Böcklin). Он многое зарисовывает, старается сохранить в памяти, а позже почерпнутые в залах музеев идеи часто использует в декоре своей новой мебели.

С 1892 года Эмиль Хансен преподает орнаменталистику в школе прикладного искусства в Санкт-Галлене, а также делает попытки создать собственные произведения искусства, наполненные аллегориями и символами, стараясь подражать стилю Бёклина.

В 1894 году Хансен создает серию открыток с видами швейцарских гор, в очертаниях которых угадываются лица людей и гротескные маски. Простые и даже в чем-то наивные, открытки эти нравятся людям и расходятся огромными тиражами. Именно доходы от их продажи позволили Эмилю в 1898 году впервые в жизни заняться профессиональным художественным образованием; его обучение нельзя назвать систематическим, но трудился он упорно и довольно интенсивно, а круг его интересов был весьма обширен.

Сначала он едет в Мюнхен и берет там начальные частные уроки рисования, затем в Дахау занимается живописью в мастерской художника Адольфа Хёльцеля (Adolf Richard Hölzel), потом в Париже 9 месяцев посещает Академию Жюлиана, ходит в музеи и пристально вглядывается в полотна импрессионистов. Летом 1900-го он возвращается в Германию, работает в Берлине и датском Копенгагене; в следующем году устраивает себе постоянную мастерскую на острове Альзен и пишет первую свою значительную картину с символическим названием «Перед рассветом», благосклонно принятую критикой.

В 1902 году он женится на датской актрисе Аде Вилструп. Молодая пара решает переехать в Берлин. И именно с этого момента можно говорить о начале истории художника Эмиля Нольде (Emil Nolde). Вообще, псевдоним «Нольде», по названию своей малой родины, он взял себе в 1901 или 1902 году, когда понял, что творчество может стать его профессией, а он сам — знаменитым художником. Он считал, что с такой фамилией он будет выделяться еще больше, потому что «Хансенов слишком много».

С переездом в Берлин в творчестве Нольде появляется новая тема — ночная жизнь города, с которой он не соприкасался раньше, но начал постигать благодаря своей жене-актрисе и ее многочисленным знакомым из берлинской богемы.

В Берлине он познакомился с коллекционером Густавом Шифлером — он одним из первых оценил творческий потенциал художника и поддерживал его на протяжении многих лет.

В своих ранних произведениях Эмиль Нольде явно заворожен яркой, красочной и изменчивой природой, свободные формы которой пытается передать в многочисленных натурных пейзажах. Его раннее творчество эмоционально, даже лирично. В его картинах можно найти смешение всего, что интересовало и волновало автора в тот момент в искусстве: известно, что он увлекался французскими импрессионистами и модернистами, средневековым и ренессансным немецким искусством, восхищался творчеством Ван Гога, Гогена и Мунка.

В своих колористических и композиционных поисках он был весьма близок эстетике творческого объединения «Мост». Основанное в 1905 году студентами-архитекторами Технической школы Дрездена Фрицем Блейлем (Fritz Bleyl), Эрнстом Людвигом Кирхнером (Ernst Ludwig Kirchner), Эрихом Хеккелем (Erich Heckel) и Карлом Шмидт-Ротлуффом (Karl Schmidt-Rottluff), оно ставило целью «средствами искусства перебросить мост» от мира реальных вещей к миру духовных сущностей и в манифесте (1906) декларировало: «С нами все, кто спонтанно и без искажений передает то, что побуждает их к творчеству». По общему мнению, объединение «Мост» дало начало немецкому экспрессионизму как стилю искусства. Его участники совмещали тенденции, характерные для немецкого искусства, — лиричное изображение природы, стиль модерн — с открытиями и теориями французских импрессионистов; таким образом, немецкий экспрессионизм создавался как ответ на романтичность и сглаженность (рафинированность) французского импрессионизма. Об этом говорят и названия стилей: expressio — выражение (эмоций) и impression — впечатление.

Вообще, авторство самого термина «экспрессионизм» некоторые источники склонны приписывать Паулю Кассиреру (Paul Cassirer), берлинскому издателю и галеристу, имеющему большой вес на художественном рынке (он, например, был в жюри Берлинского Сецессиона). Легенда гласит, что в 1910 году, стоя перед одной из работ Пехштейна (Max Pechstein), на вопрос, имеем ли мы все еще дело с импрессионизмом, Кассирер якобы ответил, что речь скорее идет об экспрессионизме. Это высказывание и положило начало распространению термина в художественной среде, а затем и на страницах журналов и книг.

В 1906 году Нольде, став участником объединения, принимает участие во всех его выставках, участвует в разработке теоретической базы и манифеста, однако полтора года спустя он выходит из его членов. Известно, правда, что он оставался в тесной связи с участниками «Моста» и в 1910 году вместе с ними даже вступил в берлинский Новый Сецессион.

До 1909 года Нольде — певец экспрессии и чистого цвета. В неповторимой свободной манере он пишет многочисленные портреты, пейзажи, сады. Своей задачей в этот период он видит «внести новые тона в природу, проецируя на нее свою эмоциональную и духовную жизнь».

Напряженная сосредоточенность на цвете, широкие, пастозные мазки, которыми он распределяет цветовые пятна по поверхности холста, указывают на неослабевающую увлеченность Нольде Ван Гогом, но со временем значение линии и композиции сводится к минимуму, цвет начинает безраздельно главенствовать в работе и уводит художника и зрителя от конкретики сюжета картины в мир беспредметности: «Желтым можно писать счастье, а также боль. Есть цвет огненно-красный, кроваво-красный, есть просто цвет красной розы <...>. Любая краска заключает в себе душу и делает мою душу возбужденной счастливой или поверженной».

В 1909 году в творчестве Нольде возникает религиозная тема (исследователи связывают эту перемену с его излечением от тяжелой болезни). Занятый религиозными работами, Нольде отходит от активной общественной жизни и после 1913 года с неохотой принимает участие в публичных мероприятиях и выставках, все больше замыкаясь в стенах своего дома. Однако это временное затворничество не мешает искусству Нольде завоевывать все новых почитателей: в 1910–1912 годах его картины имеют большой успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене.

В 1911–1912 годах на волне интереса к фовизму Нольде увлекается примитивным искусством; в 1913–1914 годах участвует в медико-демографической экспедиции в Новую Гвинею, маршрут которой проходил через Москву и Сибирь, Японию, Корею и Китай, а обратный путь — через Индокитай и Индийский океан. Результатом этого долгого путешествия стало множество этюдов и работ маслом, акварелью, а также серия гравюр с изображениями этнических типов и видов стран, где ему довелось побывать.

Его изобразительный язык предельно уплощается, он говорит со зрителем не формами и объемами, но цветом и эмоциями. Краски его работ становятся пламенеющими. Мастер цвета, он ставит перед собой интересные колористические задачи и решает их практически чистым пигментом — красным, желтым и синим, он пишет свои цветы и пейзажи, да и многофигурные композиции, почти не пользуясь дополнительными цветами.

В период Первой мировой войны Нольде — успешный художник. Он создает пейзажи, натюрморты, по-прежнему много работает с религиозной тематикой; особой популярностью пользуются его серии «Осеннее море» (20 работ) и «Житие Христа» в девяти частях.

Его признает общество и благосклонно принимают критики. Он становится членом художественного союза в Берлине, активно интересуется политикой. В 1918 году он вместе с представителями революционного крыла немецкого авангарда вступает в образованную сразу же после свержения монархии «Ноябрьскую группу», целью которой был «союз между художниками, главным образом экспрессионистами, и новым, в основе своей уже социалистическим, немецким государством».

«Писаки-интеллектуалы называют меня экспрессионистом; я не люблю определений. Немецкий художник — вот кто я есть», — пишет Нольде. К концу Первой мировой войны он уже перешагнул полувековой рубеж и вместе со всей страной переживает унизительное положение, в котором оказалась Германия после поражения. К тому же послевоенные изменения границ страны касаются и его лично: в 1920 году деревушка Нольде, в которой он родился, отошла Дании (точнее, вернулась в ее состав после полувека принадлежности Германии), и неожиданно для себя художник в одночасье оказывается датским подданным. Для человека, с рождения осознающего себя немцем, такое положение вещей неприемлемо. Возможно, поэтому в начале 1920-х он с энтузиазмом поддерживает партию национал-социалистов.

На первых порах в правящих кругах Германии экспрессионизм даже ценили как чисто немецкое искусство. И Нольде, как один из самых известных представителей этого направления, какое-то время по-прежнему успешен и знаменит. В 1931 году он становится членом Прусской академии художеств, по всей Германии проходят его персональные выставки.

В начале 1930-х Нольде активно работает еще и как писатель, в 1931-м он издает первую книгу мемуаров «Моя жизнь», а в 1934-м публикует вторую свою автобиографическую книгу «Годы борьбы». Однако популярности Нольде они не прибавили: в годы нацизма обе книги подверглись официальному запрету.

Нольде видел тревожные изменения в стране и в обществе, и в середине 1930-х он всячески пытается утвердить свою позицию истинно немецкого художника. Для этого он всеми доступными средствами пытается доказать свою лояльность режиму, даже пишет доносы на своих коллег-художников, указывая на неарийское происхождение некоторых из них. Эмиль Нольде был в Германии единственным «правым из левых», то есть единственным из крупных художников-модернистов, принявшим нацизм.

В 1937 году модернизм в целом, а также все течения его составляющие были объявлены «дегенеративным искусством». Произведения такого искусства подлежали изъятию из музеев, галерей и любых выставочных пространств. По некоторым оценкам, всего было изъято более 20 тысяч произведений искусства 1400 художников и скульпторов из ста с лишним музеев Германии.

В том же году нацисты организовали печально известную выставку«дегенеративного искусства», в состав которой вошло 650 работхудожников, чье творчество не вписывалось в новую культурную политику, признававшую «настоящим искусством» исключительно фигуративное и реалистическое видение окружающего мира, соответствующее эстетическим предпочтениям партийной верхушки. «Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом, — заявил Гитлер накануне открытия выставки. — Потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана... Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения». 19 июля 1937 года выставка открылась в Мюнхене, а затем была проведена еще в 11 городах Германии и Австрии. Многие работы, представленные в ее рамках, были уничтожены, а их создатели были репрессированы.

Эмиль Нольде стал лидером по количеству отобранных работ: конфисковали более 1000 его картин (1054, по некоторым источникам); возможно, причиной тому было и самое большое в Германии количество выставочных площадок, где одновременно экспонировались его произведения. Часть работ сожгли, часть художнику удалось вернуть, а часть была продана — распространенная практика, когда на деньги, вырученные от продажи работ экспрессионистов (например, Кандинского или Явленского), покупались произведения академического искусства. Но конфискацией дело не ограничилось: в августе 1941 года он также получил официальное извещение о своем исключении из Имперской палаты изобразительных искусств и о запрете всякой профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

В результате Нольде окончательно оставляет Берлин и переселяется к Северному морю, в Зеебюль (Гольштейн), недалеко от границы с Данией. Там он в 1927–1937 годах построил дом-мастерскую по собственному проекту, а позже, увлекшись ландшафтным дизайном, создал регулярный сад на обширном участке рядом с домом.

Несмотря на домашний арест и запрет на творчество, Нольде втайне от инспектора пишет маленькие акварели (маслом он работать не решался, опасаясь, что его выдаст специфический запах). Всего он написал около 1300 акварелей, в основном пейзажей и натюрмортов, которые сам же называл «ненаписанными картинами».

В 1946 году умирает жена Нольде Ада; 79-летний художник тяжело переживает эту потерю. Через 2 года он женится на Иоланте Эрдман, дочери пианиста Эдуарда Эрдмана.

В послевоенное время Нольде становится лауреатом множества премий и наград. В 1950-м он получает премию Венецианской биеннале, а в 1953-м правительство ФРГ наградило его медалью «За заслуги в области науки и искусств». Он продолжает активно трудиться до самой своей смерти в своей студии в Зеебюле, лишь изредка выезжая из дома. Умер Нольде 15 апреля 1956 года.

После смерти художника работы и дом художника были открыты общественности. Согласно его завещанию, там был создан его фонд-музей — Stiftung Seebüll Ada und Emil Nolde (Фонд Нольде в Зеебюле, или Фонд Ады и Эмиля Нольде). Целью фонда является популяризация творчества художника, исследование его масштабного (Нольде оставил после себя несколько тысяч работ, две книги мемуаров, дневники) творческого наследия. Фонд Нольде знаменит еще и ежегодными персональными выставками художника. В этом году, с 1 марта по 1 декабря, проходит ретроспективная выставка под названием «Цвет был моим счастьем», в рамках которой представлено 140 работ — масло, акварель и графика. Работы иллюстрируют все этапы творчества художника и рассказывают историю не только развития его художественного языка, но и немецкого экспрессионизма в целом.

Сегодня творчество Нольде очень востребовано. Его работы, находящиеся в экспозициях всех крупнейших музеев Европы и мира, интересны и публике и специалистам. Он признанный мастер и один из столпов немецкого экспрессионизма и немецкой культуры в целом. Выставки его работ с неизменным успехом проходят по всему миру и особым интересом пользуются в Германии. Людям неизменно нравятся его яркие и полные энергии цветочные композиции. Так, в Баден-Бадене, в музее Frieder Burda с 15 июня по 13 октября проходит одна из крупнейших за последние годы выставка «Эмиль Нольде. Великолепие цвета». 58 живописных работ и 22 акварели охватывают все периоды и все темы творчества художника (пейзажи, портреты, многофигурные композиции и работы на религиозные темы).

Его работы время от времени оказываются в центре реституционных споров и сенсационных историй. Например, в декабре 2006 года картина «Надя» была случайно обнаружена коллекционером из Баден-Вюртемберга спустя тридцать лет после ее исчезновения.

Не снижается в последние несколько десятилетий спрос на Нольде и на арт-рынке. С середины 1980-х его работы выставлялись на торги около 3 000 раз. В основном на открытый рынок попадает графика — оригинальная и тиражная, в среднем и нижнем ценовом сегментах. Можно сказать, что графикой Нольде рынок насыщен: многочисленные акварели, рисунки и гравюры вполне удовлетворяют спрос поклонников немецкого экспрессионизма.

Сложнее и интереснее ситуация с его живописью. Тут другие масштабы — и цен и количества/качества работ. На открытые торги живопись Нольде выставлялась всего около двухсот раз. Продаются его картины в основном на аукционах уровня Sotheby’s или Christie’s (именно в этих аукционных домах были показаны все самые большие результаты художника) в диапазоне от нескольких сотен тысяч до миллионов долларов. Пиковых цен его работы достигали в 2006–2007 годах, рекорды, установленные тогда, не побиты и сегодня. Так, самой дорогой работой Нольде является картина «Рыжеволосая девушка» (1919), проданная за 3,4 миллиона долларов на Christie’s 20 июня 2006 года. В тот же вечер определился и второй результат топ-3: за картину «Закат» (1909) было заплачено 3,1 миллиона долларов. На третьем месте — полотно «Цветник. Анютины глазки» (1908), доставшееся новому владельцу за 2,98 миллиона долларов на Sotheby's 7 февраля 2006 года.

В 2007 году на аукционе Villa Grisebach в Берлине сразу три работы показали финальную цену выше 2 миллионов долларов. И даже в кризисные 2008–2009 годы, несмотря на то, что количество непроданных лотов Нольде несколько возросло, его живопись продолжала показывать высокие результаты. Например, 5 февраля 2008-го на торгах аукционного дома Sotheby's пейзаж «Облака» (1927) ушел за 2,7 миллиона долларов (1,5 миллиона фунтов).

В 2012 году немецкий экспрессионизм вообще и вместе с ним работы Нольде снова оказались среди самых дорогих лотов ведущих аукционных домов. 2 августа 2012 года картина «Цветочный сад» (1908) лишь немного не дотянула до результатов 2006 года и была продана за 2,8 миллиона долларов. Общая же динамика цен на Нольде позволяет надеяться на хорошие продажи и в текущем году.

Источники:

  1. dw.de.
  2. ludorff.com.
  3. en.wikipedia.org.
  4. Л. Ришар. Энциклопедия экспрессионизма. М.: Республика, 2003.
  5. artinvestment.ru.

 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130807_emil_nolde.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130807_emil_nolde.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх