- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Шведскому музею предстоит первая реституция?
ARTinvestment.RU 19 марта 2009
Наследники бежавшего от нацистов еврейского бизнесмена хотят отвоевать у стокгольмского Moderna Museet картину Эмиля Нольде
Возможно, скоро стокгольмскому Moderna Museet придется расстаться с картиной Эмиля Нольде (Emil Nolde) «Цветущий сад в Утенварфе». До войны работа принадлежала бизнесмену еврейского происхождения Отто Натану Дойчу (Otto Nathan Deutsch), наследники которого сейчас пытаются ее отвоевать.
В конце 1938-го или начале 1939 года Дойч бежал из Франкфурта в Амстердам, оставив в Германии свою коллекцию произведений искусства. Работы ему должна была доставить некая немецкая транспортная компания. Но почему-то картины не были отправлены. Дойч умер в 1943 году «от естественных причин», так и не увидев свои сокровища. После войны представители транспортной компании сказали родственникам бизнесмена, что все произведения погибли при бомбардировке Франкфурта.
В 1962 году наследники Дойча получили от Западной Германии компенсацию, эквивалентную 1 000 долларов. А в 1978 году они узнали, что две картины Нольде, входившие в собрание, уцелели. Одна из них, «Цветущий сад в Утенварфе», обнаружилась в Moderna Museet. В 2002 году наследники потребовали от музея вернуть им эту работу.
Полотно Нольде было куплено правительством Швеции в 1967 году на публичных торгах в швейцарском городе Лугано. На том же аукционе была продана вторая картина из коллекции Дойча, «Мак и розы». Ее приобрел частный собиратель. До продажи на аукционе работы несколько лет провели в галерее Романа Норберта Кеттерера (Roman Norbert Ketterer) в Штутгарте.
«Цветущий сад в Утенварфе» является одним из 35 полотен Нольде, входящих в коллекцию Moderna Museet. Стоимость этой работы оценивается в 4–6 миллионов долларов. Ее возвращение может быть первой реституцией в истории музея.
Moderna Museet не имеет права самостоятельно принимать решения о продаже или возвращении каких-либо работ из своего собрания — это может делать только правительство. Но в июле 2007 года правительство постановило, что музей должен сам найти «справедливое и беспристрастное решение» вопроса о реституции картины.
Один из наследников, Рикардо Лорка-Дойч (Ricardo Lorca-Deutsch), рассказал, что музею было предложено выкупить полотно со скидкой 25 процентов от рыночной стоимости. Наследники также заявили, что смогут вернуть музею сумму, за которую картина была куплена в 1967 году. Другой вариант предусматривал пожертвование в 200 тысяч долларов, которое Moderna Museet сможет получить, если отдаст картину. Недавно Лорка-Дойч заявил, что наследники нашли спонсора, готового купить работу и одолжить ее музею на 3–5 лет, с возможностью продления этого срока. Но Moderna Museet согласится на это предложение только в том случае, если картину одолжат на 10–20 лет. Представитель музея Мария Морберг (Maria Morberg) сказала, что предложения наследников нельзя назвать «честными и справедливыми».
12 марта Лорка-Дойч обратился к министру культуры Швеции Лене Адельсон Лильерот (Lena Adelsohn Liljeroth) с просьбой вмешаться в спор. По его словам, Moderna Museet преднамеренно «тянет» с принятием решения. А ведь двоим наследникам уже перевалило за 80 — неизвестно, сколько они еще смогут ждать. Помощник Лильерот Маркус Хартманн (Marcus Hartmann), впрочем, дал понять, что правительство не будет заниматься этим делом.
В январе директор Moderna Museet Ларс Ниттве (Lars Nittve) заявил, что уступать картину наследникам на их условиях было бы неправильным с точки зрения этики. Он отметил, что возвращение работы чревато негативными последствиями для многих других музеев. Ниттве считает, что реституция, конечно, благое дело, но в последние годы она превратилась в прекрасный способ наживы для адвокатов. Известно, что адвокаты получают 25–35 процентов стоимости отвоеванных у музеев работ. Поэтому директор раскритиковал решение наследников Дойча привлечь к делу нью-йоркского правозащитника Дэвида Роуленда (David Rowland).
Рикардо Лорка-Дойч на это ответил, что наследники стремятся вернуть картину не потому, что ее можно будет дорого продать. Многие родственники Дойча были убиты нацистами; оставшиеся в живых потеряли все имущество. Те наследники франкфуртского бизнесмена, кому уже за 80, помнят ужасы концлагерей. «Мы хотим вернуть хотя бы малую часть (того, что мы потеряли. — Ред.)», — сказал Лорка-Дойч. Насчет Дэвида Роуленда он заметил, что без адвоката у них не было бы никаких шансов добиться реституции картины.
Сам Роуленд заявил, что музей использует вопрос о его вознаграждении как предлог для того, чтобы «затянуть» с возвращением работы.
Согласно Конференции по вопросам материальных претензий евреев к Германии, в годы Холокоста нацисты украли около 650 тысяч произведений искусства. В 1998 году были разработаны Вашингтонские положения о конфискованном нацистами искусстве, которые подписали 44 страны и организации, в том числе и Швеция. Положения настоятельно рекомендуют музеям тщательно исследовать провенанс находящихся в их собраниях работ и возмещать ущерб владельцам и их наследникам. Эти правила не влекут за собой юридических обязательств, но государства стараются их придерживаться.
Источники:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090319_restitution_of_nolde.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090319_restitution_of_nolde.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм