Шведскому музею предстоит первая реституция?
ARTinvestment.RU   19 марта 2009

Наследники бежавшего от нацистов еврейского бизнесмена хотят отвоевать у стокгольмского Moderna Museet картину Эмиля Нольде

Возможно, скоро стокгольмскому Moderna Museet придется расстаться с картиной Эмиля Нольде (Emil Nolde) «Цветущий сад в Утенварфе». До войны работа принадлежала бизнесмену еврейского происхождения Отто Натану Дойчу (Otto Nathan Deutsch), наследники которого сейчас пытаются ее отвоевать.

В конце 1938-го или начале 1939 года Дойч бежал из Франкфурта в Амстердам, оставив в Германии свою коллекцию произведений искусства. Работы ему должна была доставить некая немецкая транспортная компания. Но почему-то картины не были отправлены. Дойч умер в 1943 году «от естественных причин», так и не увидев свои сокровища. После войны представители транспортной компании сказали родственникам бизнесмена, что все произведения погибли при бомбардировке Франкфурта.

В 1962 году наследники Дойча получили от Западной Германии компенсацию, эквивалентную 1 000 долларов. А в 1978 году они узнали, что две картины Нольде, входившие в собрание, уцелели. Одна из них, «Цветущий сад в Утенварфе», обнаружилась в Moderna Museet. В 2002 году наследники потребовали от музея вернуть им эту работу.

Полотно Нольде было куплено правительством Швеции в 1967 году на публичных торгах в швейцарском городе Лугано. На том же аукционе была продана вторая картина из коллекции Дойча, «Мак и розы». Ее приобрел частный собиратель. До продажи на аукционе работы несколько лет провели в галерее Романа Норберта Кеттерера (Roman Norbert Ketterer) в Штутгарте.

«Цветущий сад в Утенварфе» является одним из 35 полотен Нольде, входящих в коллекцию Moderna Museet. Стоимость этой работы оценивается в 4–6 миллионов долларов. Ее возвращение может быть первой реституцией в истории музея.

Moderna Museet не имеет права самостоятельно принимать решения о продаже или возвращении каких-либо работ из своего собрания — это может делать только правительство. Но в июле 2007 года правительство постановило, что музей должен сам найти «справедливое и беспристрастное решение» вопроса о реституции картины.

Один из наследников, Рикардо Лорка-Дойч (Ricardo Lorca-Deutsch), рассказал, что музею было предложено выкупить полотно со скидкой 25 процентов от рыночной стоимости. Наследники также заявили, что смогут вернуть музею сумму, за которую картина была куплена в 1967 году. Другой вариант предусматривал пожертвование в 200 тысяч долларов, которое Moderna Museet сможет получить, если отдаст картину. Недавно Лорка-Дойч заявил, что наследники нашли спонсора, готового купить работу и одолжить ее музею на 3–5 лет, с возможностью продления этого срока. Но Moderna Museet согласится на это предложение только в том случае, если картину одолжат на 10–20 лет. Представитель музея Мария Морберг (Maria Morberg) сказала, что предложения наследников нельзя назвать «честными и справедливыми».

12 марта Лорка-Дойч обратился к министру культуры Швеции Лене Адельсон Лильерот (Lena Adelsohn Liljeroth) с просьбой вмешаться в спор. По его словам, Moderna Museet преднамеренно «тянет» с принятием решения. А ведь двоим наследникам уже перевалило за 80 — неизвестно, сколько они еще смогут ждать. Помощник Лильерот Маркус Хартманн (Marcus Hartmann), впрочем, дал понять, что правительство не будет заниматься этим делом.

В январе директор Moderna Museet Ларс Ниттве (Lars Nittve) заявил, что уступать картину наследникам на их условиях было бы неправильным с точки зрения этики. Он отметил, что возвращение работы чревато негативными последствиями для многих других музеев. Ниттве считает, что реституция, конечно, благое дело, но в последние годы она превратилась в прекрасный способ наживы для адвокатов. Известно, что адвокаты получают 25–35 процентов стоимости отвоеванных у музеев работ. Поэтому директор раскритиковал решение наследников Дойча привлечь к делу нью-йоркского правозащитника Дэвида Роуленда (David Rowland).

Рикардо Лорка-Дойч на это ответил, что наследники стремятся вернуть картину не потому, что ее можно будет дорого продать. Многие родственники Дойча были убиты нацистами; оставшиеся в живых потеряли все имущество. Те наследники франкфуртского бизнесмена, кому уже за 80, помнят ужасы концлагерей. «Мы хотим вернуть хотя бы малую часть (того, что мы потеряли. — Ред.)», — сказал Лорка-Дойч. Насчет Дэвида Роуленда он заметил, что без адвоката у них не было бы никаких шансов добиться реституции картины.

Сам Роуленд заявил, что музей использует вопрос о его вознаграждении как предлог для того, чтобы «затянуть» с возвращением работы.

Согласно Конференции по вопросам материальных претензий евреев к Германии, в годы Холокоста нацисты украли около 650 тысяч произведений искусства. В 1998 году были разработаны Вашингтонские положения о конфискованном нацистами искусстве, которые подписали 44 страны и организации, в том числе и Швеция. Положения настоятельно рекомендуют музеям тщательно исследовать провенанс находящихся в их собраниях работ и возмещать ущерб владельцам и их наследникам. Эти правила не влекут за собой юридических обязательств, но государства стараются их придерживаться.

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090319_restitution_of_nolde.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090319_restitution_of_nolde.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх