Художник недели: Тимур Новиков
Идеи и творчество Новикова не утратили своей актуальности и по сей день. Регулярно в крупнейших музеях страны и крупнейших галереях мира проводятся его выставки. Одна из самых масштабных и репрезентативных открыта в эти дни в ММСИ
В эти дни в ММСИ на Гоголевском бульваре развернута крупнейшая ретроспектива самого известного петербургского художника последней трети ХХ — начала XXI века, одного из самых ярких представителей андеграундного искусства, теоретика искусства, художественного деятеля и педагога, лидера группы «Новые художники» Тимура Новикова (1958–2002).
Тимур Новиков родился в Ленинграде 24 сентября 1958 года.
Искусством он начал интересоваться рано, с 6 лет занимался в кружке рисования Дома пионеров Дзержинского района.
В 1969 году четвероклассник Тимур вместе с мамой уехал на Новую Землю; этот факт его биографии позволил впоследствии многим исследователям и интерпретаторам искусства Новикова утверждать, что именно крайне открытые горизонты заполярной тундры привели его к горизонтальному построению перспектив.
В 1972 году Тимур вернулся в Ленинград. Спустя год он закончил 8 классов, поступил в Ленинградский техникум химической промышленности на отделение лаков и красок («Я с легкостью поступил в это заведение и стал обучаться на техника-технолога по изготовлению лаков и красок, что казалось мне близким к искусству») и начал посещать клуб юных искусствоведов при Русском музее. В техникуме Тимур проучился два года, потом работал киномехаником, оператором бойлера в ГРМ.
В 1977 году он познакомился с представителями группы «Летопись» (по определению Новикова, «Летопись» была группировкой художников-нонконформистов, авангардистов, независимых. Группа была ориентирована на крайний экспрессионизм: западный, немецкий, но особенно экспрессионизм и примитивизм круга Ларионова) и примкнул к ней. В рамках группы в 1978 году Новиков организовал первый русский художественный сквот им. Кирилла и Мефодия: «Мне удалось снять большой дом, бывшую церковь, где теперь приход грузинского патриархата, арендовать его за 40 рублей в месяц целиком. Там и поместилась сразу же группа “Летопись”».
В 1980-м Новиков организовал галерею «Асса» — прямо в своей коммуналке; галерея, просуществовавшая до 1987 года, стала своеобразным местом встречи и центром, вокруг которого аккумулировалась передовая творческая и художественная общественность 1980-х.
Картины Новикова того времени также близки по стилистике неоэкспрессионизму. В основном это пейзажи, где среди ярких цветовых пятен проглядывают вырезанные из журналов аппликации — архитектурные красоты. Тогда же он активно экспериментирует с картинным пространством: создает так называемые пейзажи-планы, где виды Ленинграда изображались сверху, с пренебрежением законами перспективы.
Самую главную свою концепцию — теорию перекомпозиции Новиков разработал к середине 1980-х. «Перестройка — не отрицание всего старого, а использование любого опыта в новом контексте. Перекомпозиции можно подвергнуть все. Это захватывающее занятие. Появляется возможность тотальной верификации информации. Новые идут рядами к музеям — работать с искусством, залежавшимся искусством. Кто не с новыми — тот стар. Он — материал для перекомпозиции…»
В 1984 году он создал свое художественное объединение — группу «Новые художники», члены которой частью происходили из «Летописи», частью были новообращенными адептами искусства и философии Новикова. Первоначально в группу вошли Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов, затем к ним присоединились Вадим Овчинников, Валерий Черкасов, Владислав Гуцевич, Андрей Медведев и другие художники — к концу 1980-х в группе, очень разнородной по составу и творческим устремлениям, насчитывалось, по разным оценкам, более 70 участников.
В дальнейшем влияние группы вышло за рамки изобразительного искусства — в ней появились композиторы Игорь Веричев и Валерий Алахов, Георгий Гурьянов привел Виктора Цоя (пока еще в качестве художника). Позже к составу группы присоединились «Кино» и «Поп-механика» Сергея Курёхина. В 1983 году музыкальная часть «Новых художников» получила название «Новые композиторы». Среди заявленных направлений развития группы были и «новая музыка» и «новый театр».
Первая выставка «Новых художников» с участием Новикова, Сотникова и Хазановича была организована в Институте легкой и текстильной промышленности. В дальнейшем группа Новикова устраивала свои выставки, представления и перформансы на многих площадках, в том числе в галерее «Асса». «Новые» играли рок-музыку, ставили спектакли, писали литературные произведения, снимали кино и видео.
Считая главною целью искусства преображение мира, «Новые» переписывали реальность художественными средствами, опираясь на эстетический лозунг «всечества» русских авангардистов Михаила Ларионова и Кирилла Зданевича, и готовы были «охудожествить» самые разнообразные и порой неожиданные вещи, действуя практически в технике ready-made.
Впоследствии, когда «Новые художники» и искусство самого Тимура Новикова обрели известность и популярность на Западе, стало очевидно, что ленинградский андеграунд в целом — наш собственный вариант западных движений неоэкспрессионизма и «новой волны», и не заимствованный, а вполне самостоятельный.
В творчестве самого Новикова в этот период главенствует идея воздействия на зрителя небольшими изображениями. Появляются его «горизонты» — коллажи и трафареты на ткани с предельно обобщенными и минималистичными образами. Принцип перекомпозиции, изобретенный для себя Новиковым, создание нового искусства из старого предполагал вторичное использование материалов, и в его текстильных коллажах смысловую нагрузку приобретали все качества ткани, в том числе ее фактура и структура. Ткань соответствовала и еще одному принципу, важному для художника, — компактности искусства: коллаж легко снять со стены, сложить и без труда перенести на другое место.
Основной жанр «горизонтов» — пейзаж. «Мои работы просты — они не загружены информацией; отдых — вот что я стараюсь дать зрителю. В реальности человек отдыхает при созерцании пейзажа... Каждый раз, когда я работаю, я сверяю его [пейзаж] с пространством над кроватью — можно ли будет видеть его каждый день? Не испортит ли он настроения?.. Комфортность восприятия — одна из важнейших задач, которые я ставил перед собой, разрабатывая изобразительную систему», использованную в «горизонтах».
Ткань стала основным материалом художника. Тимур сшивал два разных куска — шов в его работах означал горизонт. Такое деление картины давало художнику возможность минимальными средствами создавать динамичные сюжеты: лес с бегущим оленем, подводная лодка, городская набережная, египетские пирамиды, озеро с лебедем, идущий по пустыне верблюд, восходящее солнце. На основе своих «горизонтов» Тимур Новиков вывел и теорию знаковой перспективы, которая, по мнению его последователей, стала языком нового искусства, близкого и современной компьютерной эстетике, и древней иероглифике, искусству архаики, разнообразным социо-эстетическим феноменам (татуировкам, детскому творчеству и т. п.).
В 1989-м Тимур Новиков много путешествовал по Европе, выставлялся в галерее Тейт и Историко-художественном музее Турку. Увлекся видеоартом, и вместе с Ю. Лесником, В. Мамышевым и Г. Гурьяновым создал Пиратское Телевидение (ПТВ) — проект, который с сарказмом отыгрывал официоз и пафос официального телевидения. Он даже сыграл вместе с Владиславом Мамышевым одну из главных ролей в фильме ПТВ «Опять двойка».
В начале 1990-х в творчестве и мировосприятии Новикова и «Новых художников», неотделимых от него в философском и творческом смысле, начался новый этап: «В 1990-е годы я стал ощущать всю прелесть классики, и в 1988 году мы начали организовывать нашу Новую академию. Тогда появилась первая волна консерватизма. В 1989 году мы образовали на основе старой организации времен «Новых художников» — Новой академии всяческих искусств — Новую академию изящных искусств.
Новая академия всяческих искусств была альтернативной академией авангарда: мы принимали туда наших знакомых, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Джона Кейджа, Брайна Ино, Эндрю Логана, выдавали им наши дипломы и удостоверения. Новая академия всяческих искусств была частью ленинградского Свободного университета, открытого в 1988 году в Центральном лектории общества “Знание”, где я возглавил кафедру живописи.
Надо сказать, что в 1990-е годы изменился не только стиль искусства, но и образ жизни. Бывшие “Новые художники” стали уделять большое внимание редким книгам, посещению Мариинского театра, изучению работ старых мастеров в музеях. Изменился стиль одежды: в обиход вошли трости, лорнеты, фраки, цилиндры, корсеты и сложного кроя бархатные платья или пальто фирмы “Строгий юноша” Константина Гончарова. На вечеринках классическая музыка сменила техно, на вернисажи неоакадемисты стали приглашать камерные оркестры».
Изменились и работы самого художника — в них пришли новые сюжеты и новая манера исполнения. Остались в прошлом сшитые «горизонты» — и на полотнах дорогой ткани (шелковых, бархатных, парчовых — общественное сознание связывает их с историчностью, миром классического искусства) появилось что-то вроде медальонов с репродукциями картин прошлого, фотографиями классической скульптуры, античными камеями, портретами, вышивками. Любимыми героями Новикова стали Оскар Уайльд, автор теории чистого искусства, и Людвиг II Баварский, «король-лебедь».
В 1993-м Новиков организовал музей Новой Академии в знаменитом питерском художественном сквоте на Пушкинской, 10, студенты которого пытались воспринять эстетику классического искусства и обрести источники вдохновения в идеальных образах прошлого. Программным заявлением неоакадемизма можно считать манифест, написанный Новиковым в 1993 году: «Мы должны научиться писать прекрасные картины, мы должны научиться ваять прекрасные скульптуры, мы должны научиться возводить прекрасные дворцы, мы должны научиться слагать прекрасные стихи, мы должны научиться сочинять прекрасную музыку».
В 1997 году Тимур Новиков из-за болезни лишился зрения. Это событие во многом послужило причиной изменения имиджа и риторики художника. В неполные 40 лет образ современного (даже слегка американизированного — в джинсах и футболке), вечно молодого и веселого юноши он заменил обликом умудренного жизнью старца, с бородой и посохом. Со сменой имиджа сменились и декларации: в своем движении к общедоступной, общепонятной красоте основанных на классической традиции материалов, сюжетов и деталей Новиков стал противником разного рода модернизма. Все это не могло не оказать влияния на его последователей, тем более что он продолжал столь же интенсивно, как раньше, обучать, работать над теорией искусства, творить.
Вместе с Андреем Хлобыстиным в 1998 году Новиков издавал газету «Художественная воля». Позже движение «Художественная воля» по инициативе Новикова и Хлобыстина устроило акцию «Сжигание сует» в форте Кронштадта, посвященную 500-летию казни Джироламо Савонаролы: Новиков при большом стечении людей сжег одну из своих работ, повторяя один из «костров тщеславия», инициатором которых во Флоренции XV века был казненный проповедник.
В Мраморном дворце открылась ретроспектива Новикова 1978–1998 годов, Государственный Русский музей издал к открытию его биографию и книгу «Новый русский классицизм».
В конце 1990-х Новиков многое сделал как теоретик искусства. В 1999 году вместе с Александром Медведевым он написал и издал книги «Похищение Европы» и «Похищение разума», организовал художественное движение «Новых серьезных», в котором участвовали художники Денис Егельский, Егор Остров, Георгий Гурьянов, Станислав Макаров, Андрей Медведев и др., и открыл выставку движения «Новые позитивные процессы» в залах Государственного Русского музея в Михайловском замке. В 2001-м участвовал в Пунинских чтениях (СПБГУ) с докладом «Две истории современного искусства».
23 мая 2002 года Тимур Новиков в неполные 44 года умер от пневмонии. 26 мая, после отпевания в церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, он был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Идеи и творчество Новикова не утратили своей актуальности и по сей день. Регулярно в крупнейших музеях страны и крупнейших галереях мира проводятся его выставки. Одна из самых масштабных и репрезентативных проходит в эти дни в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Выставка организована к 55-летию художника и наиболее полно представляет его творчество и историю его жизни. Произведения для выставки предоставили основные российские музеи и 15 частных коллекций России и Европы. В экспозицию включено более 125 работ, около 100 из них впервые выставлены в Москве, и значительная часть впервые показана в России. Разделы экспозиции посвящены основным этапам творчества Новикова: экспрессивной живописи и графике 1978–1980-х; серии панно «Горизонты» 1987–1991; неоакадемизму 1990-х; «новой серьезности» рубежа 1990–2000-х годов.
Теперь о деньгах. На сегодняшний день в базе ARTinvestment.RU зафиксировано, что его работы появлялись на аукционах почти полсотни раз (т. е. рынок как таковой невелик). Их включают в свои каталоги крупнейшие дома — Christie's, Sotheby’s, Phillips. Аукционная «география» Новикова обширна, купить его работы можно и в континентальной Европе, и в Англии, и в США, редко в России (аукционный дом «Совком», 2008). А вот купленные работы в основном уходят в Англию — 16 из 24 проданных лотов отправились именно туда.
Основная масса продаж работ Новикова приходится на 2007–2008 годы. 12 марта 2008-го на Sotheby's была достигнута максимальная на сегодня для художника аукционная цена — акрил на ткани «Баскетбол» ушел с торгов за 60 000 долларов. Второе и третье места в ценовом рейтинге работ художника занимают «Белая ночь» (1990), проданная в феврале 2007-го на Sotheby’s за 36 000 фунтов, и «Тень» (1978), за которую в июне того же 2007 года покупатель на MаcDougall’s не пожалел 27 170 фунтов.
Источники: mmoma.ru, newacademy.spb.ru, timurnovikov.ru, Гуревич Л. Художники ленинградского андеграунда : Биографический словарь. СПб, 2007, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130328_novikov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130328_novikov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.