Художник недели: Марк Гротьян
В первой половине 2012 года Марк Гротьян вошел в топ-10 персональных рекордов современных художников. Уже сейчас максимальная цена на его работу втрое перекрыла рекорд полугодовой давности
В первой половине 2012 года Марк Гротьян вошел в топ-10 персональных рекордов современных художников. Не успели мы познакомить читателей с новым именем в рейтинге самых дорогих, как менее чем через неделю (!) на Christie’s максимальная цена на его работу втрое перекрыла рекорд полугодовой давности.
Мне всегда казалось, что искусство может быть каким угодно, и когда я стал его продавать, оно стало больше, чем просто интеллектуальный процесс. Оно стало больше, чем то, что оно значит само по себе. Оно стало входом в другое пространство — это как зайти через черный вход в магазин, разговаривать с владельцем о продажах и смотреть, как они происходят.
Марк Гротьян (Mark Grotjahn) Родился в Пасадене в 1968 году. Когда ему было 9 месяцев, семья переехала в Бэй Ареа, недалеко от Сан-Франциско, где и вырос будущий художник.
Гротьян закончил Университет Беркли, Калифорния (магистратура) и Университет Боулдер, Колорадо (бакалавриат). В 1995 художник занимался и работал в училище живописи и скульптуры Сковеган, Мэн. Завершив обучение, он переехал в Лос-Анджелес, где вместе со своим другом Брентом Петерсоном открыл картинную галерею «Комната 702». В настоящее время Гротьян живет и работает в Лос Анджелесе.
В творчестве Марка Гротьяна специалисты усматривают влияние модернизма, абстрактного минимализма, поп- и оп-арта. Сам художник рассказывает, что «В двадцать с чем-то важным для меня стал Маклафлин (Джон Маклафлин, 1898–1976, американский художник-абстракционист, пионер абстрактного минимализма и “живописи жестких углов”. — AI.), потому что он делал строгие абстракции и был первым калифорнийским художником, совершившим прорыв и сделавшим международную карьеру. Но я читал “О духовном в искусстве” Кандинского, когда мне было пятнадцать; мне нравился Пауль Клее, и я изучал дедушкины книги о Пикассо».
Большое влияние на него оказал его дедушка (по специальности он был психоаналитиком). Свою первую серию работ «Цветы» Гротьян создал на основе его рисунков.
В середине 1990-х годов Гротьян работал цветными карандашами, экспериментируя с линейной перспективой, точкой схода и цветом, использовал схождения линий в одной точке и линию горизонта как декоративный элемент и основу построения композиции, создавая в рамках одного листа множественные пространства.
«Когда я только переехал в Лос-Анджелес, я открыл галерею со своим другом Брентом Петерсоном и начал работать и выставляться с другими художниками. Для этого нужны были новые идеи. И я начал думать о том, что для меня в искусстве на первом месте. Мне всегда были интересны линия и цвет. Я хотел найти мотив, с которым я бы мог экспериментировать. Полгода или год я работал над разными вариантами. И рисунок, который я выбрал, был похож на “Трехуровневую перспективу”, на нем я и остановился».
К концу 1990-х — началу 2000-х художник пришел к перспективному рисунку и живописи, используя приемы абстрактного минимализма и мотивы лучизма. Линия горизонта и точка схода трансформировались у него в треугольную или трапециевидную абстрактную форму, которая стала основой его композиции. Именно из этих треугольных форм состоят его «Бабочки» (2001–2007) — серия абстрактных работ, в которых общая точка схода треугольных форм создает единую ломаную перспективу, а множественная — множественные пространства. Название серии условно, это отнюдь не «настоящие» бабочки Херста, а просто треугольные формы — основные конструктивные элементы композиций Гротьяна — напоминают крылья этих насекомых. «Бабочки» принесли своему автору первый мировой успех.
Сегодня перемещение точки схода или использование сразу нескольких точек схода, разнесенных в пространстве (впервые это было воплощено в «Бабочках»), считается одним из самых сильных приемов художника: он создает ощутимое напряжение между плоскими полихромными треугольными формами, соприкасающимися в точке схода (или стремящимися к этому). Абстракции Гротьяна — это геометрически выверенная композиция, разложенная на фракталы, и ренессансная высчитанная перспектива в одно и то же время. Художник разрушает перспективу и выстраивает новое пространство.
Впрочем, сам художник не вкладывал в этот прием столько смыслов, сколько теперь их видят исследователи: «Первоначально я не интересовался перспективой и понятия не имел, что работы содержат такую мощную идею. Я менял точку схода, потому что менял композицию работы, и считал этот прием целесообразным для этого и визуально интересным».
В 2007 году Гротьян развивает композиционную идею «Бабочек» работами из серии «Без названия» — геометрическими абстрактными картинами из широких монохромных полос с единой точкой схода, являющейся центром композиции.
В следующей своей большой серии — «Лица» — художник обратился к простой геометрической структуре глаз, носа, рта для создания абстрактных форм, упрощая их до состояния масок в стиле Матисса, Явленского или Бранкузи. Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи, исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Не могу сказать, что сознательно или подсознательно я находился под влиянием первобытного африканского искусства, скорее, на меня влияли художники, находившиеся под его влиянием. Пикассо является наиболее очевидным примером».
Работы серии «Лица» называют брутальными и элегантными, радующими глаз и приятными для ума. Со временем меняется и фактура этих работ: для создания эффекта внутреннего пространства художник использует широкие мазки густой краски, даже разбрызгивание в стиле Поллока, однако поверхность картины выровнена так, что при близком рассмотрении она кажется абсолютно плоской.
В 2012 году Гротьян вернулся к теме масок — но перешел от плоскости к объему. Теперь художник отливает бронзовые головы с картонных моделей, которые он делал в рамках перформансов в своей галерее «Комната 702». В этих моделях использован ассамбляж из подручных материалов — коробок, банок, бумажных роликов от полотенец. Многие его маски стоят на пьедесталах, некоторые монтируются прямо на стену. Эти маски в некоторой степени являются трехмерной проекцией композиционных исканий из серии «Лица».
Работы Гротьяна вызывают неизменный интерес у публики и коллекционеров, его выставки проходят с большим успехом, его произведения находятся сегодня во многих музеях, продаются в известных галереях и уходят с молотка в крупнейших аукционных домах.
Аукционные рекорды Марка Гротьяна:
«Без названия». Из серии «Лица»; Phillips De Pury, 2008 — 1 217 000 долларов.
«Белые бабочки»; Phillips De Pury, 2010 — 1 426 500 долларов.
«Желтая бабочка»; Sotheby’s, май 2012 — 1 380 000 долларов.
«Без названия» («Red Butterfly II Yellow MARK GROTJAHN P-08 752»); Christies, ноябрь 2012 — 4 170 500 долларов.
Работы Марка Гротьяна хранятся в музеях:
Museum of Modern Art, New York;
Solomon R. Guggenheim Museum, New York;
Museum of Contemporary Art, Los Angeles;
Los Angeles County Museum of Art;
Walker Art Center, Minneapolis, MN;
Carnegie Museum of Art, Pittsburgh, PA;
Stedelijk Museum, Amsterdam;
The Broad Art Foundation, Santa Monica, CA;
Cleveland Museum of Art, Cleveland, OH;
The Hammer Museum, Los Angeles, CA;
San Francisco Museum of Modern Art, San Francisco;
Whitney Museum of American Art, New York, NY.
Источник: galleristny.com, portlandart.net, flashartonline.com, saatchi-gallery.co.uk, gagosian.com, nytimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20121214_mark_grotjahn.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20121214_mark_grotjahn.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.