Художник недели. Вадим Захаров
Публикацией информационного портрета Вадима Захарова ARTinvestment.RU начинает серию регулярных микростатей «Художник недели»
Публикацией информационного портрета Вадима Захарова ARTinvestment.RU начинает серию регулярных микростатей «Художник недели». Замысел состоит в том, чтобы предложить читателям «быструю информацию»: творческие вехи, достижения, сведения об избранных аукционных продажах. Компактные публикации не претендуют на энциклопедичность, подробность и глубину. Так задумано. В наше быстрое время куда ценнее добиться эффекта информационной вспышки. Чтоб запомнилось. Вот над этим и работаем.
В последние годы в Москве прошло несколько важных мероприятий, связанных с именем Вадима Захарова. В 2006-м Третьяковская галерея устроила ретроспективу художника под названием «25 лет на одной странице»; параллельно с этой выставкой галерея Stella Art показала его новый проект «Уроки в будуаре». Прошлым летом в ГЦСИ была организована экспозиция «Коллекция и архив Вадима Захарова», где можно было увидеть принадлежащие ему работы легенд московского концептуализма. Наконец, совсем недавно творения художника демонстрировались в ЦДХ, на выставке работ номинантов премии Кандинского, лауреатом которой он стал.
Вадим Захаров родился в 1959 году. В конце 1970-х он вошел в круг московских концептуалистов, а в 1980-м основал вместе с Виктором Скерсисом группу «СЗ». Дуэт получил известность благодаря своим абсурдистским акциям: художники украшали городские стены загадочными граффити («Ой!», «Ай!», «Вот!», «Как!», «Шляпа!»), боролись с «террором вещей», стравливая между собой бытовые предметы («Курс самообороны от вещей»), создавали модели танков в форме Парфенона («Использование произведений искусства в военных целях») и инсценировали свои проекты с помощью куриных тушек («2-я персональная выставка группы “СЗ”»). В 1984 году Скерсис переехал в США — и группа прекратила свое существование. С тех пор художники несколько раз встречались для осуществления совместных проектов. О творчестве дуэта подробно рассказано в
После распада «СЗ» Захаров начал создавать картины. «С 1985 по 1989 я сделал множество живописных работ огромного размера, после этого — ни одной, кроме нескольких, сделанных углем, и сейчас возвращаться к холсту-маслу для меня мука», — признался он в интервью своему коллеге Никите Алексееву, говоря об обязательстве написать новые полотна для ретроспективы в Третьяковке. По утверждению художника, его картины — «никакая не живопись, это архитектура, это тупики, это замазанные стены. Поэтому в каталоге они и называются “живописные работы”».
В 1989 году художник поселился в Кёльне. Три года спустя вышел первый номер его журнала «Пастор», ставшего «местом встречи» для московских концептуалистов, к тому времени разбредшихся по всему свету. Тогда же появился на свет известный персонаж Пастор Зонд, в образе которого Захаров вел юмористический диалог с культурой. «Я путешественник в культуре… Мне очень важно во всех моих путешествиях, реальных и ментальных, сопряжение общекультурных знаний», — рассказал он немецкому куратору Удо Киттельману (Udo Kittelmann). В Испании фиктивный священнослужитель воевал с ветряными мельницами; в Японии он отважно сражался с огромными борцами сумо, а в Риме «приклеился» с помощью скотча к художнику Майклу Гримальди (Michael Grimaldi), который рисовал углем сценки из его, пастора, жизни. В 2008 году Зонд исчез в неизвестном направлении, оставив свою рясу в Соборе Святого Петра. Он поделился своим именем с издательством Pastor Zond Editions, которое к настоящему моменту выпустило 60 с лишним публикаций. В их числе «Издания на одной странице» — знаменитые литературные произведения, распечатанные на одном листе А4 путем последовательного сканирования: не книга, а печатный рельеф.
Особое место в практике Захарова занимает его деятельность в качестве архивариуса московского концептуализма. В его собрание входят редчайшие материалы, касающиеся выставок в России и за рубежом: фотографии, аудио- и видеозаписи, каталоги, пригласительные билеты… В середине 2000-х Захаров (совместно с куратором Екатериной Деготь) составил сборник «Московский концептуализм», огромный золотой том, объединяющий в себе ключевые тексты и документы движения.
Среди самых известных инсталляций Захарова — памятник Теодору Адорно (Theodor Adorno), украшающий собой площадь Adornoplatz во Франкфурте-на-Майне. Это «кабинет философа» (антикварное кресло плюс стол), заключенный в стеклянный куб. Стоит также отметить работу «Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши», за которую художник получил премию Кандинского. Деревянная мебель, созданная согласно законам обратной перспективы, символизирует древнерусскую иконопись, в нее воткнуты красные стрелы, обозначающие авангард. В этом произведении художник отдает дань тем двум моментам, «когда образ, эстетика взяли верх [над словом] и сразу перешли границы России, став международным событием». Снять противоречия между художественными традициями помогает «разлитая на полу» видеопроекция в виде овсянки.
На публичные торги работы Вадима Захарова выставлялись около двадцати раз. Чаще всего в каталогах аукционов встречаются картины 1980-х годов. Ценовой рекорд принадлежит живописному произведению «Барокко» (1986–1994), проданному на дневном аукционе современного искусства Phillips de Pury 18 октября 2008 года за 61 тысячу фунтов при эстимейте 50–70 тысяч. Кроме картин, на торгах несколько раз появлялись фотографии ранних «сольных» акций. 12 марта 2008 года на Sotheby’s была выставлена серия снимков, документирующая акцию «Бойтесь папуасов»; 15 апреля того же года аукционный дом представил лот, состоящий из фото перформанса «Слоники» и портрета художника в образе одноглазого пирата. Первая серия принесла 7,5 тысячи фунтов стерлингов при оценке 6–8 тысяч, вторая — 7,5 тысячи долларов при эстимейте 7–9 тысяч.
Материал подготовила Юлия Максимова, AI
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100120_vadim_zakharov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100120_vadim_zakharov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.