Artnet Intelligence Mid-Year Review 2025: шторм по расписанию!
Основные цифры и выводы второго по значимости глобального отчета о состоянии публичного рынка искусства
Со сменой владельца информационно-аналитического гиганта Artnet у его вполовину сокращенного штата добавилось вдвое больше работы: теперь отчет Artnet Intelligence выпускается не только в разгар весеннего сезона, но и перед началом сезона осеннего. В остальном же структура издания не изменилась: все та же уверенность в цифрах публичных продаж (благо Artnet располагает соответствующей базой аукционных торгов), избирательность в освещении галерейного мира, многозначительные цитаты игроков арт-рынка, но осторожность прогнозов его будущего в целом. Главным новшеством можно назвать приглашение в качестве цитируемых экспертов малоизвестных, а порой откровенно спорных персонажей — словно, опасаясь за свое редакторское кресло, составители отчета напоследок постарались угодить широкому кругу друзей и знакомых. Впрочем, пищи для размышлений и собственных выводов AI свежий Artnet Intelligence Report предоставил немало: в эти дни его читают все, кому предстоит покупать, продавать, а то и просто выживать на кризисном международном арт-рынке.
Начнем с подзаголовка. Вероятно, восхитившись опытом российских журналистов по введению в информационную среду оборотов «контролируемое падение», «отрицательный рост» и «продленный срок годности», Artnet предложил свой вариант для описания рынка искусства: «управляемый шторм». В целом первое полугодие 2025 выглядит так: совокупные объемы аукционных продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого сезона снизились на 8,8 %, а средняя цена лотов опустилась до $24,2 тыс. (минимального уровня за десятилетие). Внимательные читатели вспомнят, что, по данным ArtTactic, за тот же период падение объемов продаж составило 6,4 %, и потребуют объяснения. Нет ничего проще: в своей методологии ArtTactic предлагает цифры только Sotheby’s, Christie’s и Phillips — в то время как Artnet ориентируется на данные продаж около 5 тыс. аукционных домов. Соответственно — главная мировая тройка в первом полугодии 2025 еще неплохо держалась; а за обвал цифр ответственны как раз средние и небольшие аукционы.
Если учесть, что в первой половине 2024 года снижение объемов продаж составляло сразу 28 % по отношению к аналогичному периоду 2023-го, нынешние цифры выглядят как «замедление свободного падения», но никак не «управляемый шторм». При этом количество сделок также сокращается уже третий год подряд — по этому показателю международный арт-рынок откатился на 40,9 % относительно I половины 2022-го. Но куда показательнее другое: в сравнении с пост-пандемийным периодом «новых надежд» 2021–2022, когда за весенний или осенний сезоны с молотка уходили десятки работ дороже $50 млн, в первой половине 2025-го не было ни одной сделки крупнее $50 млн; и лишь два лота переступили отметку в $40 млн.
По категориям искусства ситуация следующая:
• послевоенное и современное искусство остается главным «мотором» рынка: объемы продаж, пусть и снизились на 12,7 %, принесли чуть более $1,8 млрд.;
• импрессионисты и модернисты, пусть и уступили «современникам» в объемах — $1,7 млрд — зато показали более плавное снижение в денежном выражении (всего 4,4 % падения);
• неожиданно для многих «выстрелили» старые мастера (к этому факту мы вернемся в конце материала): рост объемов этой категории искусства составил 24,4 %; правда, в денежном выражении сумма довольно скромная — «всего» $289,5 млн.;
• ультрасовременное искусство (в сегодняшней интерпретации — созданное авторами, родившимися после 1974 г.) просело в объемах продаж на 31,3 % — до $117 млн. Именно здесь чувствуется эффект «схлопывания пузыря» после расовой и гендерной эйфории 2021–2022 годов.
Сегмент онлайн-продаж, к слову, тоже не радует: на международных торгах в первые 6 месяцев 2025 года искусством наторговали «всего» на $171,9 млн (снижение на 12,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона). Иными словами, пандемийный всплеск «цифровизации» всего и вся завершается; покупатели возвращаются в аукционные залы — другое дело, что с изрядно похудевшим кошельком.
Если взглянуть через призму ценовых диапазонов, то очевидна новая расстановка приоритетов коллекционеров:
• продажи работ стоимостью более $10 млн: падение на 43,4 %. В данной категории всего 27 лотов, что является минимальным значением для отдельного полугодия за последнее десятилетие;
• продажи работ в пределах $1–10 млн: рост на 13,8 %. Этот сегмент назван в отчете «мостом доверия между топ-коллекционерами и средним рынком»; мы же оценим его проще: коллекционеры готовы продолжать покупать искусство — но платят при этом столько, сколько готовы выложить в данный момент;
• объем продаж работ стоимостью от $100 тыс. до $1 млн, а также стоимостью менее $100 тыс. сократился одинаково — на 10 % в ценовом выражении. Добавим: и это произошло несмотря на рассказы многих западных аналитиков о «силе спроса в нижнем сегменте рынка».
Другими словами, несмотря на временную «отмену» ведущими (точнее сказать — ведомыми) мировыми художественными СМИ понятия инвестиций в искусство в угоду кураторской и социальной значимости, коллекционеры либо не читают данные материалы, либо не воспринимают их всерьез: категория $1–10 млн является наиболее инвестиционно-привлекательной именно с точки зрения сохранения капиталов в кризисные периоды, а интерес к ней — свидетельство трезвости рассудка покупателей.
На вершине полугодового рейтинга оказался Пит Мондриан, чей результат продажа на Christie’s — $47,6 млн — лишь немного уступил персональному аукционному рекорду художника. К слову, работа пришла из коллекции основателя сети книжных супермаркетов Barnes & Noble Леонарда Риджио и стала своеобразным символом того, что покупатели готовы платить за редкие и проверенные модернистские шедевры. Показательно присутствие в первой десятке сразу трех работы Рене Магритта: сегодня сюрреализм активно позиционируют на арт-рынке как исторического предтечу современного искусства — то есть более «устойчивого» к кризисам, чем работы современников, но по более доступной цене, нежели искусство модернистов, работавших в том же временном отрезке. В подтверждение этих слов за день до публикации данной статьи вышел новый бесплатный (читай: чтобы все прочитали и приняли к сведению!) отчет ArtTactic, посвященный сюрреализму и его перспективам. В изложении авторов исследования — весьма радужным.
В категории послевоенного искусства наибольшее внимание (как до торгов, так и после) привлекла работа дизайнера Франсуа-Ксавье Лаланна: его «Стол-бар-носорог» превысил эстимейт более чем втрое и был продан за $16,4 млн после 13-минутной аукционной борьбы. К слову, Лаланн занял сразу две позиции в топ-10 категории поствоенных работ — редкий случай для декоративного искусства, которое еще недавно считалось периферией. Одни аналитики видят в этом расширение покупательской аудитории за счет привлечения любителей дизайна, другие — опасность ведущих аукционов со временем стать аналогом мебельных магазинов IKEA (как тут не вспомнить, что Sotheby’s 300 лет назад начинал именно с подержанной мебели).
Интересно присутствие в списках самых дорогих работ индийских модернистов — М.Ф. Хусейна и Тайеба Мехте, чьи результаты отражают зрелый спрос на южноазиатское искусство. Другими словами, покупать углеводороды сегодня у Индии нельзя, а модернистов — можно. Неожиданностью для многих стал персональный аукционный рекорд Марлен Дюма, чья работа Miss January принесла $13,6 млн. Таким образом, в 2025 году «портрет женского тела, созданного женской рукой» стал заметным трендом; почти все топ-работы жанра — портреты, выполненные женщинами. В завершение обзора упомянем продажу цифровой работы Рефика Анадола Machine Hallucinations — Space II: Mars, проданной на торгах в Эр-Рияде за $900 тыс. — своеобразную «индульгенцию» генеративного искусства (то есть созданного с помощью ИИ) и возвращения такового в классический аукционный оборот. Правда, для этого нужно было отвезти Рефика в Саудовскую Аравию.
По сравнению с 2024-м капитализация продаж в первой половине 2025 года показывает сдвиг баланса внутри топа. В 2024 году лидером капитализации был Магритт ($312,3 млн), за ним шел Моне. Сегодня на традиционную в последние десятилетия лидерскую позицию возвращается Пикассо ($120,3 млн). Баския поднялся с 4-й на 2-ю строчку, фактически закрепив за собой статус «единственного современника» в клубе с капитализацией выше $100 млн. Магритт же остался в тройке — но его результат уже не выглядит уникальным, а лишь подтверждает статус одного из «стабильных активов» модернизма.
Во втором эшелоне заметен рост Лихтенштейна ($80,2 млн), которого год назад не было в десятке, и усиление позиций Ротко ($51,8 млн) — в 2024-м он и вовсе не входил в топ-10 по капитализации. В то же время Кусама и Хокни, державшие сильные позиции в прошлом году, заметно просели, уступив место «устойчивым модернистам». Таким образом, I полугодие 2025 фиксирует явный тренд: капитализация уходит от «живых легенд» и ультрасовременных художников (читай: маркетингово-активных, а местами — откровенно переоцененных) к проверенным модернистам и послевоенной классике, где предложение ограничено — зато доверие коллекционеров выше.
В завершение обзора аукционных продаж первой половины сезона остановимся на двух моментах, которые составители Artnet Intelligence Report обошли молчанием в общих выводах (вполне вероятно, из желания особо не акцентировать на этом внимание читателя). Во-первых, в самом «просевшем» сегменте (со средним эстимейтом свыше $10 млн) дорогостоящих лотов на торги выставили больше, чем весной прошлого года, однако спрос попросту не «подтянулся». Это довольно редкий случай, когда международные аукционы не справились с регуляцией предложения; по нашей информации, не то чтобы переоценили собственные возможности, а попросту рискнули поставить на «авось» — чтобы наличием сверхдорогих работ на торгах сообщить коллекционерам, что настало время покупать. Сообщили — не сработало.
Второй интересный момент связан с рынком работ старых мастеров, объем продаж которого, наоборот, вырос на 24,4 % по сравнению с I полугодием 2024. Несмотря на отсутствие делегатов из этого сегмента в топ-20 (самая дорогая работа — венецианский пейзаж авторства Франческо Гварди — была продана «всего» за $10,5 млн), старые мастера копят силы, чтобы стать следующим знаковым явлением на арт-рынке (возможно, в дополнение к упомянутому сюрреализму, возможно — в качестве альтернативы; одно из двух да сработает). Не случайно Метрополитен-музей в спешном (для институции такого уровня) порядке недавно объявил о проведении в 2026 году масштабной ретроспективы Рафаэля; раньше подобная подготовка занимала годы, порой — десятилетия. Но, видимо, пришло время спасать рынок — и теперь не до проволочек. И старые мастера в этом отношении — самый оптимальный вариант. Может показаться удивительным, но цены публичных продаж искусства, созданного до 1850 года, ни разу («Спасителя мира» в расчет не берем по причинам сомнительной атрибуции) не превышали психологической отметки в $100 млн по цене молотка. Так почему бы не перезапустить рынок именно со старых мастеров?
Во второй части обзора Artnet Intelligence Report 2025 мы разберем галерейные продажи — со слов самих фигурантов рынка. Поверьте, между строк там сказано немало интересного!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250912_Artnet_Intelligence.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250912_Artnet_Intelligence.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.




