Art Investment

Рынок русского искусства за рубежом. Итоги I полугодия 2024

ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на зарубежных аукционах — в цифрах, фактах и выводах

С 2024 года ARTinvestment.RU подводит итоги аукционного сезона в максимально реальном времени — ежеквартально, на основе собственных баз данных (на которые рекомендуем подписаться, чтобы получать обновления еще чаще, буквально ежедневно). Перед вами второй материал, касающийся первых шести отчетных месяцев нового аукционного сезона, включая сравнение первых двух кварталов. И касается он оборота русского искусства на западных аукционах.

Напомним, что в оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Таблица 1. Основные показатели рынка русского искусства в I полугодии 2024 и 2023 годов

Показатель I / 2024 I / 2023 Δ, %
Количество аукционных домов, ш. 244 128 +91
Количество стран-продавцов, шт. 14 19 –26
Количество авторов всего, чел. 754 706 +7
Количество авторов проданных работ, чел. 463 458 +1
% 61,4 64,9 –5,3
Объем продаж, $ млн 81,1  141,5 –43
Превышение среднего суммарного эстимейта, % 63,8 71,3 –10
Количество участвовавших лотов, шт. 2 365 2 930 –19
Количество проданных лотов, шт. 1 396 1 886 –26
% 59,0 64,4 –8
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс.  58,1 75,0 –23

Начнем с главного — совокупного объема продаж русского искусства, который снизился на 43 % относительно аналогичного показателя I квартала 2023 года. Анализируя итоги I квартала, мы объясняли причину такого падения продажей работы Murnau mit Kirche II Василия Кандинского за $46,9 млн годом ранее. Если убрать данный лот из статистики продаж, цифры заметно сближаются. Другое дело, что у 2024 года не нашлось своего Кандинского: цена самой дорогой работы, авторства Марка Ротко, едва превысила $11 млн, не дотянув до среднего эстимейта (подробнее — в таблице 3).

«Призрак Кандинского» также отметился в графе средней стоимости проданных лотов в I полугодии 2023: без него она равнялась бы $50,1 тыс., что меньше $58,1 тыс., по которой в среднем продавали в I полугодии 2024. Но справедливость в цифрах превыше всего: с учетом всех данных мы имеем снижение средней стоимости проданных лотов на 23 %.

Разобравшись с главными данными, пойдем по таблице сверху вниз. Почти вдвое увеличилось количество аукционных домов, но на четверть снизилось число стран-продавцов. В конце I квартала 2024 мы наблюдали похожую картину и три месяца назад объяснили это стабилизацией выбора геополитических приоритетов (с кем быть?) и началом нового роста: об этом говорило выросшее число авторов, которых отобрали и успешно продали на торгах. Указали мы и на позицию покупателя, который утвердился в своем выборе: купленных работ меньше, но они более качественные (в том числе в денежном выражении).

Три месяца спустя, по итогам I полугодия 2024, добавим к этому еще одну характеристику — поведение продавцов (владельцев работ). В 2022 году они стеснялись (или боялись) массово показывать наличие в их коллекциях работ русских художников, в 2023-м — так же массово понесли их продавать. А с началом 2024-го стали, наоборот, придерживать (прежде всего наиболее качественные работы). Другими словами, продавцы, подобно покупателям и посредникам (аукционным домам), глядя на изменение внешнеполитической обстановки и укрепление позиций РФ верят в восстановление рынка русского искусства. Правда, железные нервы наличествуют далеко не у всех: так, с ужесточением антироссийской риторики со стороны Франции, аукционный дом Drouot оперативно «раскидал» русских художников по своим семидесяти мелким филиалам по всей стране. Макрону не сыскать, а мы — все увидели и отметили находчивость!

Следует также понимать, что на международном арт-рынке национальная принадлежность художника играет не основную роль — все решает отнесение его к определенной группе аукционных торгов. Отправил Шагала Sotheby’s на вечерние торги Impressionist & Modern Art — и он уже «международный модернист», а не русский. Что уж говорить о Ротко, воспитанном на деньги семьи Рокфеллеров, и так далее. И если взглянуть на результаты 2024 года с позиции глобального арт-рынка, то получится, что доля художников русского зарубежья в общем числе русских авторов аукционных работ, которые торговались на международных торгах (часто — без указания происхождения), составляет 17 % по количеству лотов, но 85 % в денежном выражении. Другими словами, из $81 млн $69 млн коллекционеры потратили на искусство мастеров русского зарубежья, покупая его как «международное», то есть следуя глобальным тенденциям рынка. А международный рынок, как мы знаем, сегодня переживает спад.

При этом отрадно сознавать, что из 1 396 лотов интересующей нас группы авторов, проданных в минувшие шесть месяцев на зарубежных аукционах, 1 161 (83 %) были представлены художниками, которых иначе как русскими не назовешь.

Для понимания других значений в таблице создадим еще одну — сравнив показатели I и II кварталов 2024 года.

Таблица 2. Основные показатели рынка русского искусства в I и II кварталах 2024 года

Показатель II / 2024 I / 2024 Δ, %
Количество аукционных домов, шт. 144 156 –8
Количество стран-продавцов, шт. 13 10 +30
Количество авторов всего, чел. 461 510 –10
Количество авторов проданных работ, чел. 273 303 –10
% 59,2 59,4 –0,3
Объем продаж, $ млн 57,5 23,6 +144
Превышение среднего суммарного эстимейта, % 44,8 83,5 –46
Количество участвовавших лотов, шт. 1 295 1 140 +14
Количество проданных лотов, шт. 706 690 +2
% 54,5 60,5 –10
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. 81,5 34,2 +138

Первый бросающийся в глаза положительный знак — объем продаж во втором квартале 2024 года почти в два с половиной раза выше, чем в первом. Но если, сравнивая продажи в 2024 и 2023 годах, мы кивали в сторону $47-миллионного Кандинского, то сейчас имеем дело с $11-миллионным Ротко. Число авторов проданных работ изменилось не сильно, равно как и количество проданных лотов.

Дальше смотрим на уменьшение разницы между средним эстимейтом и ценой молотка — и одновременно увеличением средней цены продажи. А это извечный вопрос (к аукционным домам, вестимо): вы хотите, чтобы покупали дороже, но сдержанней (без спекулятивных наценок), или предпочитаете борьбу коллекционеров, с превышениями эстимейтов — но среди лотов невысокой стоимости? Первое ведет к стабилизации и росту рынка искусства, второе мы наблюдали в 2006–2008 годах. Голосуем двумя руками за первое!

Таблица 3. Топ-20 продаж русских художников на зарубежных аукционах в I полугодии 2024

Художник Название работы Аукционный дом, город Цена продажи по молотку, $ тыс. Превышение среднего эстимейта, %
1 Ротко, Марк Untitled Sotheby's, Нью-Йорк 11 250,0 –10,0
2 Явленский, Алексей Георгиевич Frau mit Fächer (Frau aus Turkestan) Christie's, Лондон 6 009,2 –4.8
3 Шагал, Марк Захарович Bethsabée Sotheby's, Нью-Йорк 5 142,0 +28,6
4 Архипенко, Александр Порфирьевич Woman Combing Her Hair Christie's, Нью-Йорк 5 132,0 +193,3
5 Шагал, Марк Захарович Красно-синий цирк Christie's, Нью-Йорк 2 349,0 –21,7
6 Шагал, Марк Захарович L'Entrée en piste Sotheby's, Нью-Йорк 1 996,0 +14,1
7 Шагал, Марк Захарович La mariée ou Les amoureux aux fleurs Christie's, Гонконг 1 787,4 –0,7
8 Липшиц, Жак Marin à la guitare Sotheby's, Нью-Йорк 1 754,0 +40,3
9 Поленов, Василий Дмитриевич And she went and told them that she had been with Him as they mourned and wept Bonhams, Лондон 1 741,8 +175,9
10 Сутин, Хаим Соломонович La fillette en robe bleue au col rouge Sotheby's, Париж 1 580,7 +44,0
11 Делоне, Соня Rythme-Couleur (no. 132) Christie's, Лондон 1 425,6 –9,7
12 Сутин, Хаим Соломонович Maisons à Céret Sotheby's, Лондон 1 313,5 +48,6
13 Липшиц, Жак Baigneuse III Christie's, Лондон 1 303,6 +21,4
14 Шагал, Марк Захарович Le Pont-Neuf Christie's, Гонконг 1 148,5 –8,8
15 Шагал, Марк Захарович La fête des tabernacles (Souccot) Christie's, Лондон 1 113,7 –11,8
16 Сталь, Николя де Quai de Grenelle Christie's, Париж 1 106,9 44,0
17 Шагал, Марк Захарович Le Songe Christie's, Нью-Йорк 982,8 –1,7
18 Шагал, Марк Захарович Fleurs et fruits Christie's, Лондон 922,8 +12,4
19 Лемпицка, Тамара де Paysage de nuit Sotheby's, Лондон 881,9 +74,6
20 Шагал, Марк Захарович Fleurs chez Bella Phillips, Нью-Йорк 863,6 –13,6

По сравнению с I кварталом 2024 года полугодие в целом не показало серьезных изменений в именах первой двадцатки. Другое дело — в самих работах: семь из десяти первых позиций заняли лоты, проданные с апреля и июнь (что подтверждает наши выводы из прошлой таблицы). При этом превышения среднего эстимейта продолжили оставаться эпизодическими — большинству лотов покупатели знали рыночную цену.

Совокупная стоимость топ-20 из 1 396 проданных лотов равняется $49,8 млн, или 61,4 % объема всех продаж. Напомним нашим читателям: у западных художников первая двадцатка редко покидает пределы 30 %. Одна из причин тому — в обилии легко вывозимых эскизов и рисунков, торгуемых в пределах $1 тыс. (а таковых в I полугодии 2024 набралось 456 шт., или 33 %).

Таблица 4. Топ-10 русских художников по капитализации на зарубежных аукционах в I полугодии 2024

Художник Количество проданных работ, шт. Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 Шагал, Марк Захарович 185 25 648,5 138,6
2 Ротко, Марк 1 11 250,0 11 250,0
3 Явленский, Алексей Георгиевич 14 7 963,5 568,8
4 Архипенко, Александр Порфирьевич 8 5 258,8 657,3
5 Сутин, Хаим Соломонович 10 5 254,3 525,4
6 Липшиц, Жак 12 3 400,6 283,4
7 Делоне, Соня 46 1 899,5 41,3
8 Поляков, Сергей Георгиевич 28 1 868,5 66,7
9 Поленов, Василий Дмитриевич 1 1 741,8 1 741,8
10 Лемпицка, Тамара де 14 1 430,5 102,3

По сравнению с таблицей аукционных рекордов капитализация — то есть сумма всех продаж одного художника за определенный период — вывела на первое место Марка Шагала. Правда, для превосходства над Марком Ротко с единственной работой Шагалу понадобилось продать 185 предметов. Капитализация 10 ведущих художников составляет $65,7 млн — 81,0 % выручки от остальных 453 имен. При этом в таблице 4 только Василий Поленов не относится к мастерам русского зарубежья.

Таблица 5. Продажи русских художников на зарубежных аукционах по странам в I полугодии 2024

Страна проведения аукциона Количество проданных работ, шт. Доля проданных работ, % Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 США 512 11.2 42 016,6 82,1
2 Великобритания 182 39.1 22 715,7 124,8
3 Франция 580 41.4 11 223,2 19,4
4 Китай 10 5.4 3 634,5 363,4
5 Австрия 23 0.1 946,7 41,6
6 Израиль 53 0.7 230,5 4,3
7 Германия 2 0.1 182,2 91,1
8 Италия 7 0.7 71,8 10,6
9 Бельгия 12 1 53,2 4,4
10 Канада 6 0.1 18,8 3,1

«До свидания, Швеция, — здравствуй, Китай!» — так можно кратко озаглавить изменения в топ-10 стран проведения аукционов с русским искусством между I и II кварталами 2024 года. Да, пока что Китай представлен не материковыми аукционами, а торгами в Гонконге (на материке русским искусством торгуют давно; правда, не всегда отражая результаты в публичном доступе) — тем не менее сходу занятая 4-я строчка достойна уважения. Особенно учитывая определенную ориентацию Гонконга на современные западные взгляды. Удивительно и приятно.

Три исторически главные страны продаж русского искусства на Западе суммарно выручили за наших художников $75,9 млн — 94,6 % общемирового объема продаж русского искусства. По количеству лотов аналогичная цифра прогнозируемо (за счет менее дорогих работ) ниже — 92 %. По сравнению с I кварталом 2024 года пропорционально увеличилось количество продаж в Австрии, Бельгии и Канаде, а вот итальянские и израильские аукционы стали принимать на торги втрое меньше работ русских художников. Неужто слова западных политиков могут расходиться с делами? Чудеса, да и только.

Таблица 6. Зарубежные аукционные дома, участвовавшие в продажах русских художников в I полугодии 2024

Аукционный дом Страны проведения торгов Количество проданных работ, шт. Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 Christie's США, Великобритания, Франция, Китай (Гонконг) 124 34 106,2 275,1
2 Sotheby's США, Великобритания, Германия, Франция, Китай (Гонконг) 103 32 375,2 314,3
3 Bonhams США, Великобритания, Бельгия, Франция 269 3 846,0 14,3
4 MacDougall's Великобритания 209 2 281,2 10,9
5 Phillips США, Великобритания, Китай (Гонконг) 63 2 137,8 33,9
6 Millon & Associes Франция 253 1 154,5 4,6
7 Dorotheum Австрия 30 946,7 31,6
8 Osenat Франция 112 771,1 6,9
9 Doyle США 69 626,1 9,2
10 Ader Франция 119 492,4 4,1

В финале мы добрались до самих аукционных домов. Начнем с того, что первая десятка по объему проданного искусства занимает 97 % всего рынка ($78,7 млн), первая тройка — 87 % ($70,3 млн). Отметим возвращение в наш рейтинг (и на рынок в целом) дома MacDougall’s (как и Китай, ворвавшегося в топ-10 сразу на четвертую строчку и оставившего на 5-й Phillips), а также венский Dorotheum. И — да, играть в русское искусство с Гонконгом одновременно стали все аукционы «большой тройки». А еще говорят, что там, наверху, конкуренты между собой не общаются… Не верьте, читайте ARTinvestment.RU и перенимайте лучшее из международного опыта.

Таким запомнится нам I полугодие 2024 года для русского искусства на зарубежных аукционах. Впереди — аналогичный материал о внутрироссийских торгах, где уже не будет разделения на 83 % представителей русского зарубежья и 17 % просто русских художников. А главное — там будет 100 % отечественных коллекционеров.

По этим данным и составим общую картину.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240709_RusSales_World.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240709_RusSales_World.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».