Отчет Art Basel & UBS 2024: основные показатели
ARTinvestment.RU   14 марта 2024

AI приводит и комментирует данные главного аналитического отчета по рынку искусства в 2023 году

«Я люблю сидеть низко, — заговорил артист, — с низкого не так опасно падать», — гениальная булгаковская фраза как нельзя лучше описывает случившееся. Существует мнение, что сезон 2022 года стал самым успешным в истории рынка искусства — однако его официально не признали таковым, снизив итоговые цифры до $67,8 млрд и отправив на второе место после 2014 ($68,2 млрд). Дескать, этим объясняется задержка прошлогоднего отчета The Art Market от Art Basel & UBS на целых две недели — цифры «подтягивали» до нужного значения.

Повинуясь логике Воланда, официальный арт-рынок намеренно пошел на подлог, ибо уже в феврале понимал: за ростом последует спад; а спад после рекордного года ощущается больнее, нежели после «просто очень успешного». Впрочем это лишь конспирологическая теория, весьма активно обсуждаемая на международном арт-рынке.

Во многом поэтому выход свежего отчета Art Basel & UBS ожидался с особым нетерпением. Тем более, что в 2024 году он вышел двумя неделями раньше Art Basel Hong Kong. С чем связана такая поспешность и какие цифры и мысли должен вложить отчет в головы коллекционеров в преддверии первой из главных ярмарок нового сезона?

Ранним утром 13 марта The Art Market 2024 появился в онлайне. Перед вами основные цифры за 2023 год, за которыми последует наша небольшая рецензия:

• Общие продажи предметов искусства и антиквариата достигли в 2023 году объема в $65,0 млрд, что на 4 % ниже уровня прошлого года.

• Количество сделок с предметами искусства увеличилось на аналогичные 4 % по сравнению с цифрами 2022 года: было продано 39,4 млн предметов искусства.

• Дистанция между публичными и частными продажами в 2023 году осталась прежней. Оборот публичного рынка (аукционные торги и частные продажи аукционных домов, в том числе онлайн) в ценовом выражении составил 45 % от общего оборота рынка искусства, оборот непубличного рынка (дилеры, галереи и специализированные онлайн-площадки) — 55 %.

• Четыре основных региональных рынка — США, Китай Великобритания и Франция — в 2023 году обеспечили большую часть объема продаж в ценовом выражении — 85 %.

• Рынок искусства США остался крупнейшим в мире: на его долю пришлось 42 % оборота мирового арт-рынка. Объемы продаж сократились на 3 % по сравнению с рекордным 2022 годом: с $30,2 млрд до $27,2 млрд.

• В Китае, наоборот, продолжился рост объемов продаж искусства: в 2023-м этот показатель поднялся до $12,2 млрд, что на 9 % выше, чем в 2022-м. В сумме материковый Китай и Гонконг обеспечили 19 % оборота мирового арт-рынка и занимают вторую позицию в топе его основных игроков.

• Общие продажи искусства онлайн в 2023 году выросли на 7 %, до $11,8 млрд — составив 18 % объема всего арт-рынка.

• Объемы продаж цифрового искусства в формате NFT (т. е. созданного профессиональными художниками) в 2023 году упали на 51 %, составив $2,1 млрд. При этом рынок цифровых предметов коллекционирования в формате NFT (т. е. созданных любыми авторами, с игровым элементом состязательности и коммерческой целью в основе) пострадал сильнее — $6,3 млрд в результате падения на 64 % по сравнению с 2022 годом ($18 млрд).

Совокупный объем продаж рынка искусства, 2009–2023

Показатель

Оборот рынка, $ млрд

Динамика оборота, %

Количество сделок, млн ед.

Динамика количества сделок, %

Год

2022–2023

2009–2023

2022–2023

2009–2023

2009

39,5

–4,1

+64,6

31,0

+4,2

+27,1

2010

57,0

35,1

2011

64,6

36,8

2012

56,7

35,5

2013

63,3

36,5

2014

68,2

38,8

2015

63,8

38,1

2016

56,9

36,1

2017

63,7

39,0

2018

67,7

39,8

2019

64,4

40,5

2020

50,3

31,4

2021

65,9

37,3

2022

67,8

37,8

2023

65,0

39.4

Непубличный рынок (галереи и арт-дилеры)

• Оборот сектора галерей и частных дилеров в ценовом выражении, определенный по методу подсчета показателей Art Basel & UBS, в 2023 году достиг $36,1 млрд. Тем самым непубличный рынок снизился на 3 % по сравнению с 2022 годом.

• Размер клиентской базы галерей за 2023 год увеличился и составил в среднем 83 индивидуальных клиента, по сравнению с 57 в 2022 году.

Публичный рынок (аукционные дома)

• Объем аукционных продаж изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (без учета частных продаж аукционных домов) в 2023 году составил $25,1 млрд — на 7 % меньше, чем в 2022 году.

• Объем частных продаж аукционных домов превысил $3,9 млрд (+2 % по сравнению с 2022 годом). Таким образом, общая выручка от продаж искусства, проведенных аукционными компаниями (включая как государственные, так и частные), оценивается в $28,9 млрд.

Арт-ярмарки

• В 2023 году были проведены 359 международных ярмарок искусства: с рынка ушли 15 игроков (4 %), но добавилось 19 новых ярмарок (5 %).

• Доля продаж искусства галереями и частными дилерами на физических арт-ярмарках снизилась на 7 %, составив в 2023 году 29 % от общей выручки продавцов. Для сравнения: в 2019 году доля продаж на арт-ярмарках в галерейных продажах составляла 42 % оборота.

• Среднее количество ярмарок, на которых галереи арендовали павильоны в 2024 году, равняется четырем. Эта цифра не изменилась с 2022 года, однако многие галеристы в опросе Art Basel & UBS выразили готовность в будущем меньше участвовать в ярмарках, если сопутствующие экспонированию расходы продолжат расти.

Онлайн-продажи искусства

• Совокупный объем онлайн-продаж в 2023 году достиг примерно $11,8 млрд, что на 7 % больше, чем в 2022 году, и почти вдвое превышает аналогичный показатель 2019 года.

• 58 % выручки онлайн-аукционов изобразительного искусства в 2023 году принесли лоты стоимостью менее $50 тыс. При этом более 85 % выручки приходилось на лоты, проданные по цене менее $250 тыс.

Коллекционеры (частные продажи)

• 33 % сделок, проведенных галереями в 2023 году, совершены с новыми покупателями (–2 % в сравнении с 2022). Другие 33 % покупателей — коллекционеры, сотрудничающие с той или иной галереей от одного года до пяти лет (+3% в сравнении с 2022). Оставшиеся 34 % покупателей успешно приобретали искусство в галерее более пяти лет (–3 % в сравнении с 2022).

• 30 % новых коллекционеров в 2023 году познакомились с галереями на арт-ярмарках, 21 % — целенаправленно зашли в стационарное физическое пространство галереи. 23 % новых коллекционеров совершили покупки, узнав о галерее через Интернет (официальный сайт, социальные сети или статьи в онлайн-изданиях об искусстве), 15 % — воспользовались положительной рекомендацией близких знакомых.

Ожидания от арт-сезона 2024

• 36 % частных продавцов (галерей и дилеров) ожидают от нового сезона роста продаж искусства — в аналогичном опросе 2022 года количество оптимистов равнялось 45 %. Вместе с тем в отношении 2024 года 48 % частных продавцов ожидают, что продажи будут на уровне прошлого сезона, а 16 % прогнозируют их снижение.

• 38 % аукционных домов также ожидают улучшения продаж в 2023 году — в аналогичном опросе 2022 года позитивный прогноз дали 48 % респондентов. Лишь 4 % полагают, что продажи снизят количественные и финансовые показатели. Для сравнения: в 2022 году негативный прогноз давали 24 % аукционных домов.

В свою очередь, редакция AI прогнозировала международный оборот арт-рынка 2023 года на уровне $62–64 млрд. А он взял — и превзошел «верхнюю границу эстимейта», говоря аукционным языком. Выручили, как водится, частные продажи галерей — в отличие от аукционных сборов, проверить достоверность цифр в этом сегменте невозможно.

С другой стороны, 4 % падения — это самая меньшая отрицательная цифра за последние 15 лет: в 2009 мы имели падение на 36 %, в 2020 — на 22 %, в 2012 — на 12 %, в 2016 — на 11 %, в 2015 — на 7 %. Официальный посыл арт-рынка в 2024 году, таким образом, следующий: «Падение было, но совсем небольшое. И в новом цикле роста рынок уж точно превзойдет недостижимый 2014-й. Вперед к покорению вершины!»

Отчет The Art Market от Art Basel & UBS давно является барометром настроений регуляторов арт-рынка — особенно с 2018 года, когда перестала выпускать аналогичный отчет ярмарка TEFAF и «Базель» остался фактическим монополистом на рынке глобальных цифр. С того времени составитель отчета Клэр МакЭндрю умело балансирует между повесткой (NFT) и авторитаризмом (новое ранжирование игроков рынка и пр.), создавая самый впечатляющий и полезный продукт арт-экосистемы.

Так, в последние два года The Art Market перестал публиковать информацию о количестве бизнес-единиц в инфраструктуре арт-рынка: цифры замерли в 2020-м, на отметках в 305 тыс. компаний и 2,9 млн сотрудников. Неужели это так сложно посчитать, при имеющейся методологии и опыте? Отнюдь. Значит, внутри инфраструктуры происходят процессы, обнародование которых не будет способствовать нативному росту арт-рынка.

Возможно, по такому же принципу из последнего отчета исчезла градация коллекционеров по возрасту. Мы помним, что в пандемию количество молодых коллекционеров резко выросло (вместе с обилием кураторов, которые «знали, как подхватить и развить дух коллекционера в этой возрастной группе»), затем это рост замедлился… а сегодня о делении на возраст коллекционеров ведущий мировой отчет просто не упоминает. Значит, с молодежью «все плохо, брат», как говорил Вова «Адидас» из известного современного сериала.

А вот продажи NFT в отчете остались — благо не были включены в итоговые цифры объемов арт-рынка с дивной формулировкой «как торгующиеся на цифровых платформах, не принадлежащих к арт-рынку и подлежащих дополнительной категоризации». Другими словами, раздел NFT-продаж оставлен нетронутым, поскольку главные игроки от цифровых активов не открестились. А проведут ли «категоризацию», которой грозит отчет, — будет зависеть от движения рынка. Устремится вверх — категоризируют на загляденье, упадет вниз — забудут.

Если же суммировать написанное на 256 страницах отчета в одной фразе, она будет такой: от 2024 года ждут, что он будет успешнее, чем 2023-й. И он будет таким, поверьте: не на деле, так на бумаге.

Отдельные рынки и их показатели в отчете Art Basel & UBS 2024 мы детально разберем в следующих материалах AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240314_ArtBasel.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240314_ArtBasel.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх