- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Отчет Art Basel & UBS 2024: основные показатели
ARTinvestment.RU 14 марта 2024
AI приводит и комментирует данные главного аналитического отчета по рынку искусства в 2023 году
«Я люблю сидеть низко, — заговорил артист, — с низкого не так опасно падать», — гениальная булгаковская фраза как нельзя лучше описывает случившееся. Существует мнение, что сезон 2022 года стал самым успешным в истории рынка искусства — однако его официально не признали таковым, снизив итоговые цифры до $67,8 млрд и отправив на второе место после 2014 ($68,2 млрд). Дескать, этим объясняется задержка прошлогоднего отчета The Art Market от Art Basel & UBS на целых две недели — цифры «подтягивали» до нужного значения.
Повинуясь логике Воланда, официальный арт-рынок намеренно пошел на подлог, ибо уже в феврале понимал: за ростом последует спад; а спад после рекордного года ощущается больнее, нежели после «просто очень успешного». Впрочем это лишь конспирологическая теория, весьма активно обсуждаемая на международном арт-рынке.
Во многом поэтому выход свежего отчета Art Basel & UBS ожидался с особым нетерпением. Тем более, что в 2024 году он вышел двумя неделями раньше Art Basel Hong Kong. С чем связана такая поспешность и какие цифры и мысли должен вложить отчет в головы коллекционеров в преддверии первой из главных ярмарок нового сезона?
Ранним утром 13 марта The Art Market 2024 появился в онлайне. Перед вами основные цифры за 2023 год, за которыми последует наша небольшая рецензия:
• Общие продажи предметов искусства и антиквариата достигли в 2023 году объема в $65,0 млрд, что на 4 % ниже уровня прошлого года.
• Количество сделок с предметами искусства увеличилось на аналогичные 4 % по сравнению с цифрами 2022 года: было продано 39,4 млн предметов искусства.
• Дистанция между публичными и частными продажами в 2023 году осталась прежней. Оборот публичного рынка (аукционные торги и частные продажи аукционных домов, в том числе онлайн) в ценовом выражении составил 45 % от общего оборота рынка искусства, оборот непубличного рынка (дилеры, галереи и специализированные онлайн-площадки) — 55 %.
• Четыре основных региональных рынка — США, Китай Великобритания и Франция — в 2023 году обеспечили большую часть объема продаж в ценовом выражении — 85 %.
• Рынок искусства США остался крупнейшим в мире: на его долю пришлось 42 % оборота мирового арт-рынка. Объемы продаж сократились на 3 % по сравнению с рекордным 2022 годом: с $30,2 млрд до $27,2 млрд.
• В Китае, наоборот, продолжился рост объемов продаж искусства: в 2023-м этот показатель поднялся до $12,2 млрд, что на 9 % выше, чем в 2022-м. В сумме материковый Китай и Гонконг обеспечили 19 % оборота мирового арт-рынка и занимают вторую позицию в топе его основных игроков.
• Общие продажи искусства онлайн в 2023 году выросли на 7 %, до $11,8 млрд — составив 18 % объема всего арт-рынка.
• Объемы продаж цифрового искусства в формате NFT (т. е. созданного профессиональными художниками) в 2023 году упали на 51 %, составив $2,1 млрд. При этом рынок цифровых предметов коллекционирования в формате NFT (т. е. созданных любыми авторами, с игровым элементом состязательности и коммерческой целью в основе) пострадал сильнее — $6,3 млрд в результате падения на 64 % по сравнению с 2022 годом ($18 млрд).
Совокупный объем продаж рынка искусства, 2009–2023
Показатель | Оборот рынка, $ млрд | Динамика оборота, % | Количество сделок, млн ед. | Динамика количества сделок, % | ||
Год | 2022–2023 | 2009–2023 | 2022–2023 | 2009–2023 | ||
2009 | 39,5 | –4,1 | +64,6 | 31,0 | +4,2 | +27,1 |
2010 | 57,0 | 35,1 | ||||
2011 | 64,6 | 36,8 | ||||
2012 | 56,7 | 35,5 | ||||
2013 | 63,3 | 36,5 | ||||
2014 | 68,2 | 38,8 | ||||
2015 | 63,8 | 38,1 | ||||
2016 | 56,9 | 36,1 | ||||
2017 | 63,7 | 39,0 | ||||
2018 | 67,7 | 39,8 | ||||
2019 | 64,4 | 40,5 | ||||
2020 | 50,3 | 31,4 | ||||
2021 | 65,9 | 37,3 | ||||
2022 | 67,8 | 37,8 | ||||
2023 | 65,0 | 39.4 |
Непубличный рынок (галереи и арт-дилеры)
• Оборот сектора галерей и частных дилеров в ценовом выражении, определенный по методу подсчета показателей Art Basel & UBS, в 2023 году достиг $36,1 млрд. Тем самым непубличный рынок снизился на 3 % по сравнению с 2022 годом.
• Размер клиентской базы галерей за 2023 год увеличился и составил в среднем 83 индивидуальных клиента, по сравнению с 57 в 2022 году.
Публичный рынок (аукционные дома)
• Объем аукционных продаж изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (без учета частных продаж аукционных домов) в 2023 году составил $25,1 млрд — на 7 % меньше, чем в 2022 году.
• Объем частных продаж аукционных домов превысил $3,9 млрд (+2 % по сравнению с 2022 годом). Таким образом, общая выручка от продаж искусства, проведенных аукционными компаниями (включая как государственные, так и частные), оценивается в $28,9 млрд.
Арт-ярмарки
• В 2023 году были проведены 359 международных ярмарок искусства: с рынка ушли 15 игроков (4 %), но добавилось 19 новых ярмарок (5 %).
• Доля продаж искусства галереями и частными дилерами на физических арт-ярмарках снизилась на 7 %, составив в 2023 году 29 % от общей выручки продавцов. Для сравнения: в 2019 году доля продаж на арт-ярмарках в галерейных продажах составляла 42 % оборота.
• Среднее количество ярмарок, на которых галереи арендовали павильоны в 2024 году, равняется четырем. Эта цифра не изменилась с 2022 года, однако многие галеристы в опросе Art Basel & UBS выразили готовность в будущем меньше участвовать в ярмарках, если сопутствующие экспонированию расходы продолжат расти.
Онлайн-продажи искусства
• Совокупный объем онлайн-продаж в 2023 году достиг примерно $11,8 млрд, что на 7 % больше, чем в 2022 году, и почти вдвое превышает аналогичный показатель 2019 года.
• 58 % выручки онлайн-аукционов изобразительного искусства в 2023 году принесли лоты стоимостью менее $50 тыс. При этом более 85 % выручки приходилось на лоты, проданные по цене менее $250 тыс.
Коллекционеры (частные продажи)
• 33 % сделок, проведенных галереями в 2023 году, совершены с новыми покупателями (–2 % в сравнении с 2022). Другие 33 % покупателей — коллекционеры, сотрудничающие с той или иной галереей от одного года до пяти лет (+3% в сравнении с 2022). Оставшиеся 34 % покупателей успешно приобретали искусство в галерее более пяти лет (–3 % в сравнении с 2022).
• 30 % новых коллекционеров в 2023 году познакомились с галереями на арт-ярмарках, 21 % — целенаправленно зашли в стационарное физическое пространство галереи. 23 % новых коллекционеров совершили покупки, узнав о галерее через Интернет (официальный сайт, социальные сети или статьи в онлайн-изданиях об искусстве), 15 % — воспользовались положительной рекомендацией близких знакомых.
Ожидания от арт-сезона 2024
• 36 % частных продавцов (галерей и дилеров) ожидают от нового сезона роста продаж искусства — в аналогичном опросе 2022 года количество оптимистов равнялось 45 %. Вместе с тем в отношении 2024 года 48 % частных продавцов ожидают, что продажи будут на уровне прошлого сезона, а 16 % прогнозируют их снижение.
• 38 % аукционных домов также ожидают улучшения продаж в 2023 году — в аналогичном опросе 2022 года позитивный прогноз дали 48 % респондентов. Лишь 4 % полагают, что продажи снизят количественные и финансовые показатели. Для сравнения: в 2022 году негативный прогноз давали 24 % аукционных домов.
В свою очередь, редакция AI прогнозировала международный оборот арт-рынка 2023 года на уровне $62–64 млрд. А он взял — и превзошел «верхнюю границу эстимейта», говоря аукционным языком. Выручили, как водится, частные продажи галерей — в отличие от аукционных сборов, проверить достоверность цифр в этом сегменте невозможно.
С другой стороны, 4 % падения — это самая меньшая отрицательная цифра за последние 15 лет: в 2009 мы имели падение на 36 %, в 2020 — на 22 %, в 2012 — на 12 %, в 2016 — на 11 %, в 2015 — на 7 %. Официальный посыл арт-рынка в 2024 году, таким образом, следующий: «Падение было, но совсем небольшое. И в новом цикле роста рынок уж точно превзойдет недостижимый 2014-й. Вперед к покорению вершины!»
Отчет The Art Market от Art Basel & UBS давно является барометром настроений регуляторов арт-рынка — особенно с 2018 года, когда перестала выпускать аналогичный отчет ярмарка TEFAF и «Базель» остался фактическим монополистом на рынке глобальных цифр. С того времени составитель отчета Клэр МакЭндрю умело балансирует между повесткой (NFT) и авторитаризмом (новое ранжирование игроков рынка и пр.), создавая самый впечатляющий и полезный продукт арт-экосистемы.
Так, в последние два года The Art Market перестал публиковать информацию о количестве бизнес-единиц в инфраструктуре арт-рынка: цифры замерли в 2020-м, на отметках в 305 тыс. компаний и 2,9 млн сотрудников. Неужели это так сложно посчитать, при имеющейся методологии и опыте? Отнюдь. Значит, внутри инфраструктуры происходят процессы, обнародование которых не будет способствовать нативному росту арт-рынка.
Возможно, по такому же принципу из последнего отчета исчезла градация коллекционеров по возрасту. Мы помним, что в пандемию количество молодых коллекционеров резко выросло (вместе с обилием кураторов, которые «знали, как подхватить и развить дух коллекционера в этой возрастной группе»), затем это рост замедлился… а сегодня о делении на возраст коллекционеров ведущий мировой отчет просто не упоминает. Значит, с молодежью «все плохо, брат», как говорил Вова «Адидас» из известного современного сериала.
А вот продажи NFT в отчете остались — благо не были включены в итоговые цифры объемов арт-рынка с дивной формулировкой «как торгующиеся на цифровых платформах, не принадлежащих к арт-рынку и подлежащих дополнительной категоризации». Другими словами, раздел NFT-продаж оставлен нетронутым, поскольку главные игроки от цифровых активов не открестились. А проведут ли «категоризацию», которой грозит отчет, — будет зависеть от движения рынка. Устремится вверх — категоризируют на загляденье, упадет вниз — забудут.
Если же суммировать написанное на 256 страницах отчета в одной фразе, она будет такой: от 2024 года ждут, что он будет успешнее, чем 2023-й. И он будет таким, поверьте: не на деле, так на бумаге.
Отдельные рынки и их показатели в отчете Art Basel & UBS 2024 мы детально разберем в следующих материалах AI.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240314_ArtBasel.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240314_ArtBasel.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю