Art Investment

Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера

Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр

В 2021 году исполнилось 550 лет со дня рождения величайшего мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера. По всему миру проходят выставки художника: 8 декабря 2021 года в Эрмитаже откроется выставка гравюр и рисунков Дюрера из собрания Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Между тем произведения Дюрера одни из самых доступных на арт-рынке среди работ самых известных и великих художников. В аукционной и галерейной торговле часто встречаются гравюры Дюрера по цене в среднем от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Таким образом, художественное наследие великого немца обширно представлено не только в музеях, но и в частных коллекциях.

Чем известен Альбрехт Дюрер? Художественное наследие Дюрера

Дюрер родился в 1471 году в Нюренберге, экономическом и производственном центре германских земель. Добыча серебра и меди привлекала в город ювелиров, в течение нескольких веков Нюрнберг был известен в Европе ювелирными изделиями, столовой утварью и предметами религиозного назначения. Дюрер родился в семье ювелира, что объясняет его тончайшую технику работы как живописца, рисовальщика и гравера. Именно он, как считается, создал самый ранний из дошедших до нас достоверно атрибутирумых автопортретов художника в европейской истории — «Автопортрет в возрасте 13 лет».

Смелость, новаторство и независимость мышления характеризовали весь творческий путь мастера. Его родина — Нюрнберг — была также известна как гуманистический центр и центр Реформации, где действовали многочисленные типографии, распространяющие послания нового общественно-политического движения. Вместе с тем архитектура города оставалась преимущественно средневековой. Таким образом, культурно-визуальный багаж художника совмещал в себе раннее ренессансное и средневековое наследие.

В истории искусства считается, что Дюрер способствовал активному обновлению искусства северной Европы с помощью современной итальянской манеры. В Италии художник познакомился с живописью Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Поездки в Италию и знакомство с новым искусством преобразили творчество немца, добавили его работам пространственной глубины, внимания к натуре, пейзажу и цвету в живописи, способствовали появлению новых композиционных решений.

Наследие Дюрера — это религиозные работы, портреты, зарисовки животных и растений, фантастически близкие к натуре.

Около 1512 года Дюрер стал придворным художником императора Священной Римской империи Максимилиана I. Мастер исполнял заказы своего покровителя. Стал автором теоретических работ по геометрии и черчению. Его лаконичная монограмма — AD — стала одной из самых узнаваемых в истории искусства.

Живописное наследие Альбрехта Дюрера

Живопись Дюрера, мастера гравюры, отличается подчеркнутой линеарностью. На данный момент подтвержденное живописное наследие Дюрера составляют несколько десятков картин. Они хранятся в музеях. На аукционах время от времени появляются произведения разного качества, авторство которых описывается как «Приписывается Дюреру», «Последователь Дюрера», «В манере Дюрера», «По работе Дюрера», «Круг Дюрера», «Мастерская Дюрера». Подобные атрибуции, за исключением «Приписывается Дюреру», свидетельствуют о том, что сам художник не участвовал в создании этих живописных произведений: они были созданы его последователями по иконографическим образцам и с учетом индивидуальных художественных особенностей Дюрера при его жизни или в следующие несколько десятилетий. Стоимость таких работ зачастую даже ниже, чем некоторых подлинных гравюр Дюрера, и колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Среди произведений, чья принадлежность Дюреру достоверно не установлена, самым дорогим за всю историю аукционных торгов стал «Портрет мужчины на зеленом фоне», проданный на Sotheby’s в Лондоне в 2018 году с атрибуцией «Приписывается Альбрехту Дюреру» (Attributed to Albrecht Durer).

Портрет был оценен в $396 688–528 890 и продан за $1 520 560. Работа хорошо известна по научной литературе с 1970-х годов, однако ученое сообщество разделилось во мнениях относительно ее авторства. В публикациях встречаются: «Дюрер», «приписывается Дюреру», «не Дюрер», «не убедительно Дюрер», «сомнительные работы» и, наконец, «Мартин Кальденбах». Все эти вопросы атрибуции, впрочем, не помешали работе достичь достаточно высокой продажной цены.

Рисунки Альбрехта Дюрера на арт-рынке

Всего несколько рисунков Дюрера доступны на арт-рынке. Один из них, «Богиня Исида стоит на коленях со скрещенными руками» (6,7 × 4,3 см), был продан в 1999 году на Sotheby’s в Нью-Йорке за $475 500, то есть в 9 раз дороже эстимейта ($50 000–70 000). Низкая предварительная оценка позволила «разогнать» цену лота.

В 2016 году рисунок Дюрера «Христос, прикованный к кресту» (29,2 × 20,6 см) был оценен Sotheby’s в Нью-Йорке в $1 000 000–1 500 000, однако так и не нашел своего покупателя. Спустя год он был оценен на Sotheby’s в Гонконге в $193 045–257 393 (HKD 1 500 000–2 000 000) и продан за $241 306 (HKD 1 875 000). Статусу рисунка это не повредило, поскольку и в Нью-Йорке, и в Гонконге он был оценен в миллионы, хоть и в разной валюте.

Гравюры Дюрера на арт-рынке

Альбрехт Дюрер работал во всех техниках гравюры, но наибольшую известность получил благодаря своим гравюрам на меди и на дереве. Работа по металлу позволяет делать более тонкие штрихи и, как следствие, более проработанные с художественной точки зрения изображения. В гравюре на дереве штрихи, как правило, более толстые и выразительные.

В технике резцовой гравюры на меди выполнены самые известные гравюры Дюрера, так называемые «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, дьявол и смерть» (1513), «Святой Иероним в келье» (1514), «Меланхолия» (1514). Специалисты высказывают мнение о том, что в них сконцентрированы все основные мировоззренческие представления художника.

«Мастерские гравюры» — одни из самых популярных у коллекционеров, но, как показывает анализ продаж, не самые дорогие. Аукционный рекорд «Меланхолии» — $530 500 — установлен в 2013 году на Christie’s в Нью-Йорке; в 2007 году за оттиск «Рыцарь, смерть и дьявол» на Christie’s в Лондоне заплатили $519 446, а в 2013-м на Christie’s в Нью-Йорке «Святой Иероним в келье» обошелся коллекционеру в $362 500.

Стоимость гравюр, созданных копиистами и последователями Альбрехта Дюрера, ниже оригиналов мастера, как и их качество.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20211001_durer.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20211001_durer.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».