Тест AI: Сколько стоит коллекция Юлиана Кузнецова?
ARTinvestment.RU 05 мая 2021
AI задается вопросом о ценности собрания искусства босса русской мафии из нового фильма Ильи Найшуллера «Никто»
По вполне понятным причинам — крепко сделанный боевик касается искусства лишь одной-двумя фразами — мы не можем поместить данный материал в раздел кинорецензий. Тем не менее вскользь брошенная одним из персонажей реплика заставляет присмотреться к ленте русского режиссера в международном прокате внимательнее. «Это Юлиан Кузнецов, держатель общака. Он покупает искусство на сотни миллионов долларов», — сообщают главному герою Хитчу, передавая тому досье на криминального авторитета. Позднее Хитч наведывается в хранилище картин, поджигает сложенный в кучку общак и устраивает перестрелку — из которой, как водится, выходит живым и невредимым, к тому же с работой Ван Гога под мышкой. Когда же бандит Юлиан (лучшая роль Алексея Серебрякова со времен «Штрафбата»; знаем, о каких лентах подумает читатель — но пространно смотреть вдаль у режиссера Звягинцева сможет любой) узнает о нежданном визите, то удивительно равнодушно спрашивает о коллекции, тогда как уничтожение $100-миллионного общака русской мафии повергает его в ужас.
Этот сценарный ход чрезвычайно нас заинтересовал. Выходит, «многомилионное искусство» не способно покрыть убытки русской мафии? Предлагаем разобраться вместе, приняв за правду предложенный авторами картины сюжет.
Для начала внимательно рассмотрим саму коллекцию. Сделать это довольно непросто — показана она мельком в нескольких кадрах, а сами работы уведены от лишних разбирательств (с правообладателями в реальном мире) в тень. В показанном зрителю слабо освещенном зале находится порядка 20 картин — старые мастера, импрессионисты и постимпрессионисты. Там же стоят несколько транспортировочных деревянных боксов без опознавательных знаков логистических компаний — Юлиан либо экономит на доставке, либо предпочитает обходиться без лишних глаз. Помещение не оборудовано ни профессиональной подвесной системой, ни выставочным освещением: единственные видимые источники света — незашторенное окно и люстра времен ар-деко. Подозреваем, что ответственные за коллекцию русской мафии не снабдили помещение и необходимым искусству климатом — в результате чего старые мастера за пару лет могли стать существенно «старше». Отметим, что само хранилище крайне ненадежно: работы не только не находятся в одном из международных охраняемых фрипортов, но свезены в одно здание с другими активами Юлиана — набитым оружием офисом и общаком. Словом, отсутствие диверсификации активов повлекло за собой их одновременное уничтожение.
Переходим к отдельным работам. Из 20 полотен опознать удалось больше половины, и все они принадлежат трем музеям — Рейксмузеуму и Стеделийку в Амстердаме и Орсэ в Париже. Всесильность русской мафии внушает уважение: очевидно, что фильм поддерживает слухи о тайной продаже мировыми музеями оригиналов своих шедевров — однако, согласно тем же слухам, абы кому музеи искусство не продают! Интересно, кстати, что Илья Найшуллер избрал мишенью своей арт-сатиры именно европейские музеи — а не, скажем, более близкие к местам своей творческой биографии (все мы помним его клипы группы «Ленинград»). Что же в итоге «продали» храмы искусства Юлиану Кузнецову? «Урок танцев» Яна Стена (Рейксмузеум, примерная рыночная стоимость — $12 млн), «Молочницу» и «Женщину, читающую письмо» Яна Вермеера (Рейксмузейм, примерная рыночная стоимость — $45 млн и $60 млн), «Саула и Аэндорскую волшебницу» Якоба Корнелиса Ван Остсанена (Рейксмузейм, примерная рыночная стоимость — $8 млн), «Автопортрет в серой фетровой шляпе» Винсента Ван Гога (Стеделейк, примерная рыночная стоимость — $120 млн). Центральное место в экспозиции занимает работа Клода Моне «Горная дорога в Монако» (Рейксмузейм, примерная рыночная стоимость — $50 млн).
Однако Хитча (не забыли за обилием цифр про главного героя?) интересует вовсе не она — а полотно Ван Гога «Комната в Арле». Следует признать, что из всех работ коллекции глаз суперагента выбрал самую ценную: шедевр, находящийся по эту сторону экрана в Музее Орсэ, потенциально тянет на $200+ млн (а если в борьбе за него сойдутся представители арабского и дальневосточного миров сезонов этак через пять — можно замахнуться и на абсолютный рекорд имени «Спасителя мира»). Причем, показанный в фильме вариант «Комнаты» является также самым значимым среди всех трех версий, созданных художником: два других, более ранних, полотна находятся в амстердамском Музее Ван Гога и Художественном музее Чикаго. Заметим: в отличие от «Крика» Эдварда Мунка, все версии «Комнаты в Арле» хранятся в музейных собраниях — что повышает стоимость работы в глазах потенциального покупателя в несколько раз.
Беглый подсчет опознанных шедевров, с учетом 4/5 остальных работ, показанных зрителю в расфокусе, подводит нас к скромной цифре в $1 млрд. Теперь ответим на вопрос: как и насколько быстро смог бы монетизировать Юлиан Кузнецов свою коллекцию — скажем, решись он расплатиться ею за уничтоженный общак? На Sotheby’s по понятным причинам подобные работы с «музейным» прошлым вывести было бы невозможно (и даже при условии незапятнанной репутации — такое обилие старых мастеров распродавали бы, без риска обвала рынка, сезона полтора). Остается два выхода: частные коллекционеры и арт-ломбарды (не путать с банками, выдающими ссуды под залог искусства!). С коллекционерами все тоже непросто: «музейные пропажи» оседают в собраниях знатоков такого уровня, который не предполагает связи с маргинальными элементами (их заменяет политическая и бизнес-элита). Но, обратись босс русской мафии в один из трех полулегальных нью-йоркских арт-ломбардов, ему бы в течение трех дней выдали наличные на сумму примерно в $100–150 млн (10–15 % от размера активов). Другими словами, жизнь и репутация Юлиана были бы спасены за счет одной лишь коллекции искусства.
Итого имеем: криминальный авторитет собрал коллекцию на $1 млрд из нескольких европейских музеев (причем заплатив им явно выше рыночной стоимости — «за вредность производства», так сказать) и держит собрание в ковровой развеске в собственном хорошо простреливаемом офисе без намека на климатические нормы. Не подозревая о возможностях монетизации своего искусства, владелец в решающий момент не использует коллекцию для решения жизненно важных вопросов. При этом окружающие авторитета люди достаточно четко определяют и стоимость собрания, и его потенциал.
Кино, скажете вы? Да, и весьма неплохое. Другое дело, что такие Юлианы с бесполезными миллиардными коллекциями не редкость и по нашу сторону экрана.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210505_Nobody.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210505_Nobody.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 05.07.2022 Директор Sotheby’s рассказал Wall Street Journal, почему арт-рынок на подъеме Он считает, что потенциал блокчейна для мира искусства еще не раскрыт до конца
- 05.07.2022 Эрмитаж экспериментирует с расписанием В разгар «высокого сезона» он открыл свои двери в понедельник
- 04.07.2022 Artsy называет самых перспективных современных художников этого лета Все они переосмысляют традиции фигуративной живописи
- 04.07.2022 Самые дорогие и заметные работы на лондонской ярмарке Masterpiece Абстракция Герхарда Рихтера за €4,5 млн, работы женщин-художниц и многое другое
- 01.07.2022 Продажи на рынке NFT достигли рекордно низких показателей По итогам июня объем продаж составил менее $1 млрд
- 01.07.2022 Итоги AI аукциона № 436 Общая выручка составила 4,9 млн рублей
- 01.07.2022 Копия «Мыслителя» Родена продана на торгах Christie’s Работа ушла с молотка за €10,7 млн
- 29.06.2022 Серия торгов Christie’s «Искусство XX—XXI веков» принесла $248 млн Топ-лотами стали работы Моне и Кунса, отдельные торги были посвящены Шагалу
- 24.06.2022 Итоги AI аукциона № 435 Общая выручка составила 8,4 млн рублей
- 21.06.2022 На торги Christie’s выставят 20 работ Марка Шагала Топ-лотом станет картина 1984 года с оценкой в £1–2 млн
- 16.06.2022 Егор Молчанов: «Голубые фишки» искусства: как заработать на инвестициях в арт-рынок Интервью порталу pro.rbc.ru
- 08.06.2022 Новые вызовы и новые возможности: современное российское искусство в эпоху перемен Президент корпорации «Синергия», сооснователь ярмарки современного искусства Art Russia Вадим Лобов — об отечественной арт-индустрии в новых реалиях
- 30.05.2022 Открыт 118-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Андрея Медведева, Pata, Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Кати-Анны Тагути, Наталии Турновой, Ольги Фадейкиной, Константина Худякова, Бориса Чёрствого, Янины Ческидовой, Анатолия Чечика
- 23.05.2022 Открыт 117-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Нисо Атахановой, Сергея Базилева, Антона Богатова, Анастасии Вахненко, Анатолия Горяинова, Михаила Ермолова, Евгения Зевина, Андрея Марца, Андрея Молчановского, Такаси Мураками, Владимира Чибисова, Марии Шалито
- 16.05.2022 Персоны недели: Группа «Движение» и Владимир Акулинин Впервые на нашем аукционе выставлена работа Владимира Петровича Акулинина, одного из первых участников группы «Движение»
- 30.06.2022 Музей «Новый Иерусалим» знакомит посетителей с искусством шестидесятников В экспозицию вошли более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов
- 30.06.2022 В Музее Фаберже открылась выставка «Русский эпос в камне» В экспозиции — произведения современных уральских мастеров-камнерезов
- 28.06.2022 В Русском музее открылась выставка работ Кустодиева и Добужинского Проект приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I
- 23.06.2022 В Третьяковке готовят расширенную экспозицию в честь 100-летия Хлебникова В экспозицию войдут работы Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и других художников
- 21.06.2022 В Третьяковке показывают искусство второй половины XX — начала XXI века Работы Кабакова и Булатова соседствуют с произведениями молодых авторов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн