Artnet Intelligence Report: рекорды-2020. Современное искусство и молодые художники
Рейтинг самых продаваемых авторов минувшего сезона, исходя из общей капитализации и рекордных продаж отдельных работ
На днях американский аналитик рынка искусства Artnet выпустил ежегодный нишевый отчет Intelligence Report — красиво сверстанную смесь бульдога (информационного бюллетеня Artprice) c носорогом (главным рыночным отчетом от Art Basel & UBS). Пользуясь собственной базой результатов аукционных продаж, Artnet составил рейтинги художников и рекордов публичного рынка в 2020 году, приправив цифры интервью с лидерами арт-индустрии и большим количеством рекламы. Тем не менее отчет несет очевидную ценность любителям дотошной статистики: в отличие от французского Artprice, немецко-американский Artnet гораздо тщательнее проверяет аукционные продажи материкового Китая — одного из главных публичных рынков минувшего сезона. Первую часть данных, откорректированных и дополненных AI для удобства читателя, мы предлагаем сегодня.
Сфокусируемся на современном искусстве в двух категориях — признанных и молодых художников:
Таблица 1. Топ-10 признанных современных художников по капитализации публичных продаж, 2020
| № | Имя художника | Лотов выставлено, шт. | Лотов продано | Объем продаж, $ млн | Место в рейтинге, по сравнению с 2019 | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| шт. | % | |||||
| 1 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | 69 | 54 | 78,3 | 117,3 | Без изменений |
| 2 | Бэнкси (1974) | 905 | 790 | 87,3 | 70,4 | Новичок |
| 3 | Ёситомо Нара (1959) | 422 | 373 | 88,4 | 70,21 | ↑ |
| 4 | Джордж Кондо (1957) | 141 | 125 | 88,7 | 51,4 | ↑ |
| 5 | Цзэн Фаньчжи (1964) | 38 | 34 | 89,5 | 40,7 | Новичок |
| 6 | Лю Е (1964) | 82 | 78 | 95,1 | 36,6 | Без изменений |
| 7 | Чжоу Чуня (1955) | 54 | 49 | 90,7 | 34,6 | Новичок |
| 8 | Кит Харинг (1958–1990) | 475 | 381 | 80,2 | 29,9 | ↓ |
| 9 | KAWS (1974) | 1 494 | 1 257 | 84,1 | 29,0 | ↓ |
| 10 | Чжан Сяоган (1958) | 70 | 45 | 64,3 | 27,5 | Новичок |
Таблица 2. Топ-10 продаж признанных современных художников, 2020
| № | Имя художника | Название работы, год | Аукционный дом, город | Цена с учетом комиссии покупателя, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Цзэн Фаньчжи (1964) | Mask Series, No. 6, 2006 | Yongle Auction, Пекин | 23,26 | нет данных |
| 2 | Питер Дойг (1959) | Boiler House, 1993 | Christie's, Лондон | 18,19 | нет данных |
| 3 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | Untitled (Head), 1982 | Sotheby's, Нью-Йорк | 15,18 | 44,6 |
| 4 | Ёситомо Нара (1959) | Hothouse Doll, 1995 | Phillips, Гонконг | 13,30 | 71,9 |
| 5 | Чжан Сяоган (1958) | Bloodline Series, The Big Family No. 2, 1995 | Christie's, Гонконг | 12,65 | 128,0 |
| 6 | Чжоу Чуня (1955) | Spring Is Coming, 1984 | China Guardian, Пекин | 12,43 | 331,2 |
| 7 | Лю Сяодун (1963) | Battlefield Realism: The Eighteen Arhats, 2004 | Sotheby's, Гонконг | 12,32 | нет данных |
| 8 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | Portrait of A-One A.K.A. King, 1982 | Phillips, Нью-Йорк | 11,50 | –8,0 |
| 9 | Бэнкси (1974) | Show Me the Monet, 2005 | Sotheby's, Лондон | 9,92 | 88,4 |
| 10 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | Rubber, 1985 | Sotheby's, Лондон | 9,69 | 6,9 |
Комментарий AI. В рейтинге капитализации обошлось практически без сюрпризов: «что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной» — возглавлять рейтинг будет Баския, пусть даже фланирующий вдалеке от побития персональных рекордов. «Новичок» Бэнкси, стабильно раз в три года напоминающий о себе громкими гроздьями продаж, вернулся в рейтинг самых продаваемых современных авторов. Присутствие Джорджа Кондо намекает на количество покупателей, забывших, как выглядит Френсис Бэкон, либо не имеющих достаточно средств, чтобы приобрести британский оригинал, а не явную американскую апроприацию. Наличие четырех китайских художников — следствие карантина, «запечатавшего» границы и вернувшего китайских коллекционеров к внутренним продажам. Причем Чжоу Чуня — яркий представитель «уродливого реализма» — новичок в обеих таблицах: 92 % его продаж (чуть менее 1 тыс. лотов) по количеству незаметно для мирового рынка прошли в Китае. Вы слышали о нем раньше? Теперь слышали.
Точно так же стороной мировые СМИ обошла новость о рекордной продаже Цзэна Фаньчжи: его $23 млн образца 2020 года в переводе на юани (в которых состоялись торги) превысили предыдущие $23 млн за работу художника «Тайная вечеря», уплаченные Франсуа Пино в 2013 году. Ну а рекордсменом отдельно взятых продаж современного искусства стал пекинский аукционный дом Yongle Auction. И пусть он не входит в первую десятку международных продавцов по объемам публичных продаж, но уже активно торгует цифровым искусством в формате NFT. Авторов вопроса «А где же Дэвид Хокни?» спешим успокоить: британский любитель садов и iPad относится аукционными домами к послевоенному искусству, и встреча с ним читателей ждет в следующем материале.
А мы пока переходим к «золотой молодежи».
Таблица 3. Топ-10 молодых современных художников по капитализации публичных продаж, 2020
| № | Имя художника | Лотов, выставлено, шт. | Лотов продано | Объем продаж, $ млн | Место в рейтинге, по сравнению с 2019 | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| шт. | % | |||||
| 1 | Мэтью Вонг (1984–2019) | 23 | 23 | 100 | 24,7 | Новичок |
| 2 | Адриан Гени (1977) | 24 | 19 | 79,2 | 21,7 | Без изменений |
| 3 | Эдди Мартинес (1977) | 86 | 81 | 94,2 | 17,5 | ↑ |
| 4 | Джиа Айли (1979) | 9 | 9 | 100 | 11,9 | ↑ |
| 5 | Дана Шутц (1976) | 23 | 21 | 91,3 | 10,6 | ↓ |
| 6 | Джонас Вуд (1977) | 129 | 108 | 83,7 | 8,7 | ↓ |
| 7 | Амоако Боафо (1984) | 32 | 32 | 100 | 8,2 | Новичок |
| 8 | Аяко Роккаку (1982) | 82 | 82 | 100 | 7,4 | ↓ |
| 9 | Николя Партия (1980) | 58 | 50 | 86,2 | 6,9 | ↓ |
| 10 | Хуан Юсин (1975) | 25 | 25 | 100 | 6,3 | Новичок |
Таблица 4. Топ-10 продаж молодых современных художников, 2020
| № | Имя художника | Название работы, год | Аукционный дом, город | Цена с учетом комиссии покупателя, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Адриан Гени (1977) | Lidless Eye, 2017 | Sotheby's, Гонконг | 7,09 | 5,6 |
| 2 | Дана Шутц (1976) | Elevator, 2017 | Christie's, Гонконг | 6,46 | 186,0 |
| 3 | Адриан Гени (1977) | The Arrival, 2014 | Sotheby's, Лондон | 5,42 | 39,4 |
| 4 | Мэтью Вонг (1984–2019) | River at Dusk, 2018 | Phillips, Гонконг | 4,87 | 344,2 |
| 5 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Shangri-La, 2017 | Christie's, Нью-Йорк | 4,47 | 645,0 |
| 6 | Адриан Гени (1977) | On the Road to Tarascon 2, 2013 | Christie's, Гонконг | 4,35 | 5,4 |
| 7 | Адриан Гени (1977) | Pie Fight Interior, 2012 | Sotheby's, Лондон | 3,75 | 9,6 |
| 8 | Джиа Айли (1979) | Blue Mountains, 2010 | Forever International, Пекин | 3,16 | 115,8 |
| 9 | Джиа Айли (1979) | February Story-Forever (Sea), 2006 | Poly International, Пекин | 3,09 | –10,0 |
| 10 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Pink Wave, 2017 | Sotheby's, Нью-Йорк | 2,35 | 571,2 |
Комментарий AI. Для читателей нашей постоянной рублики «Современные художники в кризис» обошлось без особых сюрпризов: по части индивидуальных рекордов все имена им хорошо знакомы. В рейтинге капитализации при детальном рассмотрении относительно малоизвестные имена тоже на своих местах: американцев Эдди Мартинеса и Йонаса Вуда ведут галереи Perrotin и Gagosian соответственно, швейцарца Николя Патрия — Hauser & Wirth, китайца Хуан Юсина — Almine Rech. Лишь японская художница Аяко Роккаку не представлена никем из грандов или полу-грандов (она не имеет профессионального художественного образования, что является важнейшим условием топ-галерей) — но, учитывая дружбу японки с коллекционером Бернаром Арно и его брендом Louis Vuitton, другая протекция ей и не требуется. В заключение обратим внимание на географические центры продаж молодого искусства: 6 из 10 аукционных площадок — это Пекин и Гонконг.
Причем в отличие от рейтинга признанных художников здесь в фаворе не испорченная западным рынком молодежь. Нашим на заметку.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210420_Artnet_Contemporary.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210420_Artnet_Contemporary.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


