- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
Потери участников арт-рынка. Отчеты Art Handler / Art Basel & UBS
ARTinvestment.RU 31 марта 2020
Финансовые проблемы рядовых сотрудников арт-индустрии и прогноз перераспределения рынка труда в 2020 году — в материале AI
С момента отмены первых арт-ярмарок и объявления пандемии коронавируса прошло не более двух месяцев, а рынок искусства уже сталкивается с потерями, не только прогнозируемыми, но и текущими. В то время как международные СМИ освещают потери лишь крупных игроков — продавцов искусства и академических институций, одновременно с ними страдают рядовые сотрудники и их семьи. Американский журнал Art Handler первым запустил исследование среди работников компаний арт-рынка с целью выяснить, как успел повлиять на них карантин. В первой части опроса, который будет длиться в течение всего 2020 года, приняло участие 1 027 сотрудников арт-индустрии, среди которых:
- 19 % представляют продавцов искусства (галереи, частные дилеры, аукционные дома, арт-консультанты);
- 14 % создают предметы искусства (художники, дизайнеры и сотрудники сопутствующих производств);
- 9 % работают в багетных и упаковочных компаниях;
- 15 % занимаются логистикой предметов искусства (хранение, транспортировка, развеска);
- 14 % представляют некоммерческие структуры (благотворительные фонды и арт-центры);
- 10 % трудятся в сфере образования (колледжи, университеты, онлайн-обучение);
- 19 % работают в публичных институциях (музеи, библиотеки и архивы).
85 % респондентов работают в США (из них 38 % — в одном Нью-Йорке), 15 % представляют международный арт-рынок. 27 % опрошенных получают регулярную зарплату, по 35 % работают на условиях почасовой оплаты либо являются свободными работниками (фрилансерами). Лишь 3 % участников опроса являлись собственниками бизнесов в арт-индустрии.
Основные цифры, которые показал нам опрос Art Handler:
- 69 % респондентов испытывают сложности с оплатой аренды жилья;
- 74 % не имеют оплачиваемого отпуска;
- 64 % не могут заниматься своей работой на дому.
Отдельные выводы исследования касались фрилансеров как наиболее массовой, но наименее защищенной группы наемных работников арт-рынка:
- 90 % свободных работников не имеют оплачиваемого отпуска;
- 39 % из них уже потеряли 75 % или более дохода своей семьи;
- 80 % испытывают сложности с продлением аренды жилья или выплатой ипотеки, по сравнению с 49 % наемных работников;
- 81 % фрилансеров не могут работать удаленно (т.е. вынуждены арендовать коллективные офисы либо студии. — AI.).
Таблица 1. Основные проблемы сотрудников арт-индустрии
Сотрудники арт-индустрии |
На зарплате, % |
Почасовая оплата, % |
Свободные работники, % |
В целом по рынку, % |
Не имеют оплаченного отпуска |
60 |
76 |
90 |
74 |
Не могут работать удаленно |
38 |
73 |
81 |
64 |
В течение последних двух недель работники рынка искусства потеряли в виде недополученного дохода:
- 25 % опрошенных — менее $500;
- 32 % опрошенных — от $500 до $1,5 тыс.;
- 31 % опрошенных — от $1,5 тыс. до $3 тыс.;
- 7 % опрошенных — от $3 тыс. до $5 тыс.;
- 4 % опрошенных — более $5 тыс.
Таблица 2. Потери сотрудников арт-индустрии в денежном выражении в последние 2 недели
Потери, % |
Сотрудники арт-индустрии |
||
На зарплате, % |
Почасовая оплата, % |
Свободные работники, % |
|
Менее 25 |
52 |
27 |
14 |
25–50 |
21 |
35 |
28 |
50–75 |
17 |
18 |
19 |
Более 75 |
11 |
20 |
39 |
О чем нам говорят эти данные? Прежде всего о том, что зарубежные фрилансеры оказались не готовы к кризису: мало того, что от их услуг компании отказались в первые недели карантина, вдобавок оказалось, что они не умеют работать на дому (привычка к коворкингам — следствие не только эстетической избалованности, но и бытовых ограничений в съемных квартирах с большим количеством шумных жильцов на квадратный метр. — AI.). Следующие кандидаты на увольнение в рамках сокращения штата — наемные работники, имеющие оплаченный отпуск: сегодня они массово отправляются в него работодателями без гарантий возвращения на рабочее место. Их место могут занять как раз бывшие фрилансеры — потерявшие более 75 % дохода и потому потенциально согласные на фиксированный, пусть и меньший заработок.
Для лучшего понимания этих цифр сопоставим их с другими — из недавнего отчета Art Basel & UBS. Согласно их оценке, в 2019 году на мировом рынке искусства работало около 311 тыс. компаний с общим штатом 3 млн человек (из них в галерейном и дилерском секторе — 297 тыс. компаний и 2,7 млн сотрудников, 62 % женщины, а 56 % — моложе 40 лет). В сумме эти компании потратили $19,9 млрд на внешние вспомогательные услуги, непосредственно связанные с их бизнесом, — от страхования и логистики до современных технологий. В свою очередь, эти расходы продавцов искусства обеспечивали 369 тыс. рабочих мест в компаниях, обеспечивающих внешние услуги.
Обратим внимание, что указанная сумма — $19,9 млрд — была потрачена на услуги таких же предприятий сферы арт-индустрии. Другими словами, эти деньги не покинули пределы арт-рынка, поддержав его работников финансово. В 2020 году и итоговую суму расходов, и их распределение ожидают перемены. Попробуем спрогнозировать, какие именно.
Таблица 3. Расходы компаний, работающих на рынке искусства, на услуги третьих лиц в 2019 году
Внешние вспомогательные компании |
Расходы участников арт-рынка в 2019 |
Изменение доли в общих расходах в 2020 (прогноз AI) |
||
Услуги |
Число рабочих мест, ед. |
Сумма, $ млрд |
Доля в общих расходах, % |
|
Реклама и маркетинг |
65 635 |
3,538 |
17,8 |
↘ |
Арт-ярмарки |
85 580 |
4,613 |
23,2 |
↘ |
Хранение и реставрация |
14 040 |
0,757 |
3,8 |
↘ |
Страхование и безопасность |
27 715 |
1,494 |
7,5 |
↗ |
Логистика (упаковка и доставка) |
40 715 |
2,194 |
11,0 |
↗ |
Путешествия |
27 380 |
1,476 |
7,4 |
↘ |
Профессиональные сборы |
31 710 |
1,709 |
8,6 |
↗ |
Технологии |
36 155 |
1,949 |
9,8 |
↗ |
Рабочие командировки |
39 930 |
2,152 |
10,8 |
↘ |
Всего |
368 860 |
19,881 |
100 |
|
Прежде всего сокращения расходов (и, как следствие, рабочих мест) следует ожидать в отношении арт-ярмарок и сопутствующих процессов — путешествий и рабочих командировок. Ярмарки отменяются либо переносятся на более поздний срок — конец 2020 года или следующий сезон. Прогнозируемая неготовность коллекционеров путешествовать в первое время после окончания карантина (вызванная как финансовыми, так и психологическими причинами) переведет многие ярмарки в онлайн-режим — соответственно, от поездок откажутся и галереи. Расходы на хранение и реставрацию также должны сократиться: в кризисные периоды многие коллекционеры предпочитают переместить работы поближе к себе и возможному покупателю для быстрых продаж, а реставрация не является приоритетом среди их расходов. Одновременно могут вырасти профессиональные сборы (комиссии и налоги) на определенные услуги. Прогнозируем, что в условиях перехода к онлайн-продажам вырастет роль логистики: работы не нужно будет везти на ярмарку, но доставлять владельцу все равно необходимо. Страхование в нынешних условиях также будет востребовано: не исключено, что наконец появятся новые полисы, связанные с ликвидностью и ценообразованием в условиях кризиса (в последние 10 лет они активно разрабатывались, но неактивно внедрялись на рынке).
Что ожидает рост, так это сфера технологий в искусстве — в первую очередь разработок в сфере дистанционного экспонирования, торговли, логистики и образования. Онлайн-ярмарки, выставки с применением технологий виртуальной реальности, платежные системы и логистический трекинг получат развитие и новые деньги, выделенные на разработку, тестирование и применение. Несмотря на то, что, согласно отчету международного исследовательского центра International Data Corporation, рост расходов на продукцию мировой IT-отрасли из-за коронавируса замедлится в 2020 году до 4,3 % (с прогнозируемых в конце 2019 года 5 %), рынок искусства является той сферой, для которой развитие технологий равнозначно не только успеху, но и выживанию отдельных ее сегментов. А вот расходы продавцов на маркетинг, на наш взгляд, должны сократиться: в условиях конкуренции в кризис основным преимуществом компаний будет простота и удобство технологичного продукта, а не его реклама. Это также подтверждает снижение стоимости рекламных площадей в интернет-пространстве, зафиксированное в течение февраля — марта 2020 года в упомянутом отчете International Data Corporation.
Состоятельность наших прогнозов будет видна по итогам 2020 года, однако наши читатели из числа сотрудников арт-индустрии могут внести свой вклад в статистику уже сегодня: Art Handler продолжает сбор информации для своего отчета. Вы можете принять участие в опросе, пройдя по этой ссылке. А параллельно — продолжать думать, каким образом защититься от рисков, перепрофилировав свой бизнес или профессиональные навыки под новые реалии, без ухудшения условий труда.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200331_crisis_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200331_crisis_report.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?