Потери участников арт-рынка. Отчеты Art Handler / Art Basel & UBS
ARTinvestment.RU   31 марта 2020

Финансовые проблемы рядовых сотрудников арт-индустрии и прогноз перераспределения рынка труда в 2020 году — в материале AI

С момента отмены первых арт-ярмарок и объявления пандемии коронавируса прошло не более двух месяцев, а рынок искусства уже сталкивается с потерями, не только прогнозируемыми, но и текущими. В то время как международные СМИ освещают потери лишь крупных игроков — продавцов искусства и академических институций, одновременно с ними страдают рядовые сотрудники и их семьи. Американский журнал Art Handler первым запустил исследование среди работников компаний арт-рынка с целью выяснить, как успел повлиять на них карантин. В первой части опроса, который будет длиться в течение всего 2020 года, приняло участие 1 027 сотрудников арт-индустрии, среди которых:

  • 19 % представляют продавцов искусства (галереи, частные дилеры, аукционные дома, арт-консультанты);
  • 14 % создают предметы искусства (художники, дизайнеры и сотрудники сопутствующих производств);
  • 9 % работают в багетных и упаковочных компаниях;
  • 15 % занимаются логистикой предметов искусства (хранение, транспортировка, развеска);
  • 14 % представляют некоммерческие структуры (благотворительные фонды и арт-центры);
  • 10 % трудятся в сфере образования (колледжи, университеты, онлайн-обучение);
  • 19 % работают в публичных институциях (музеи, библиотеки и архивы).

85 % респондентов работают в США (из них 38 % — в одном Нью-Йорке), 15 % представляют международный арт-рынок. 27 % опрошенных получают регулярную зарплату, по 35 % работают на условиях почасовой оплаты либо являются свободными работниками (фрилансерами). Лишь 3 % участников опроса являлись собственниками бизнесов в арт-индустрии.

Основные цифры, которые показал нам опрос Art Handler:

  • 69 % респондентов испытывают сложности с оплатой аренды жилья⁠;
  • 74 % не имеют оплачиваемого отпуска;
  • 64 % не могут заниматься своей работой на дому.

Отдельные выводы исследования касались фрилансеров как наиболее массовой, но наименее защищенной группы наемных работников арт-рынка:

  • 90 % свободных работников не имеют оплачиваемого отпуска⁠;
  • 39 % из них уже потеряли 75 % или более дохода своей семьи;
  • 80 % испытывают сложности с продлением аренды жилья или выплатой ипотеки, по сравнению с 49 % наемных работников; ⁠
  • 81 % фрилансеров не могут работать удаленно ⁠(т.е. вынуждены арендовать коллективные офисы либо студии. — AI.).

Таблица 1. Основные проблемы сотрудников арт-индустрии

Сотрудники арт-индустрии

На зарплате, %

Почасовая оплата, %

Свободные работники, %

В целом по рынку, %

Не имеют оплаченного отпуска

60

76

90

74

Не могут работать удаленно

38

73

81

64

В течение последних двух недель работники рынка искусства потеряли в виде недополученного дохода:

  • 25 % опрошенных — менее $500;
  • 32 % опрошенных — от $500 до $1,5 тыс.;
  • 31 % опрошенных — от $1,5 тыс. до $3 тыс.;
  • 7 % опрошенных — от $3 тыс. до $5 тыс.;
  • 4 % опрошенных — более $5 тыс.

Таблица 2. Потери сотрудников арт-индустрии в денежном выражении в последние 2 недели

Потери, %

Сотрудники арт-индустрии

На зарплате, %

Почасовая оплата, %

Свободные работники, %

Менее 25

52

27

14

25–50

21

35

28

50–75

17

18

19

Более 75

11

20

39

О чем нам говорят эти данные? Прежде всего о том, что зарубежные фрилансеры оказались не готовы к кризису: мало того, что от их услуг компании отказались в первые недели карантина, вдобавок оказалось, что они не умеют работать на дому (привычка к коворкингам — следствие не только эстетической избалованности, но и бытовых ограничений в съемных квартирах с большим количеством шумных жильцов на квадратный метр. — AI.). Следующие кандидаты на увольнение в рамках сокращения штата — наемные работники, имеющие оплаченный отпуск: сегодня они массово отправляются в него работодателями без гарантий возвращения на рабочее место. Их место могут занять как раз бывшие фрилансеры — потерявшие более 75 % дохода и потому потенциально согласные на фиксированный, пусть и меньший заработок.

Для лучшего понимания этих цифр сопоставим их с другими — из недавнего отчета Art Basel & UBS. Согласно их оценке, в 2019 году на мировом рынке искусства работало около 311 тыс. компаний с общим штатом 3 млн человек (из них в галерейном и дилерском секторе — 297 тыс. компаний и 2,7 млн сотрудников, 62 % женщины, а 56 % — моложе 40 лет). В сумме эти компании потратили $19,9 млрд на внешние вспомогательные услуги, непосредственно связанные с их бизнесом, — от страхования и логистики до современных технологий. В свою очередь, эти расходы продавцов искусства обеспечивали 369 тыс. рабочих мест в компаниях, обеспечивающих внешние услуги.

Обратим внимание, что указанная сумма — $19,9 млрд — была потрачена на услуги таких же предприятий сферы арт-индустрии. Другими словами, эти деньги не покинули пределы арт-рынка, поддержав его работников финансово. В 2020 году и итоговую суму расходов, и их распределение ожидают перемены. Попробуем спрогнозировать, какие именно.

Таблица 3. Расходы компаний, работающих на рынке искусства, на услуги третьих лиц в 2019 году

Внешние вспомогательные компании

Расходы участников арт-рынка в 2019

Изменение доли в общих расходах в 2020 (прогноз AI)

Услуги

Число рабочих мест, ед.

Сумма, $ млрд

Доля в общих расходах, %

Реклама и маркетинг

65 635

3,538

17,8

Арт-ярмарки

85 580

4,613

23,2

Хранение и реставрация

14 040

0,757

3,8

Страхование и безопасность

27 715

1,494

7,5

Логистика (упаковка и доставка)

40 715

2,194

11,0

Путешествия

27 380

1,476

7,4

Профессиональные сборы

31 710

1,709

8,6

Технологии

36 155

1,949

9,8

Рабочие командировки

39 930

2,152

10,8

Всего

368 860

19,881

100

 

Прежде всего сокращения расходов (и, как следствие, рабочих мест) следует ожидать в отношении арт-ярмарок и сопутствующих процессов — путешествий и рабочих командировок. Ярмарки отменяются либо переносятся на более поздний срок — конец 2020 года или следующий сезон. Прогнозируемая неготовность коллекционеров путешествовать в первое время после окончания карантина (вызванная как финансовыми, так и психологическими причинами) переведет многие ярмарки в онлайн-режим — соответственно, от поездок откажутся и галереи. Расходы на хранение и реставрацию также должны сократиться: в кризисные периоды многие коллекционеры предпочитают переместить работы поближе к себе и возможному покупателю для быстрых продаж, а реставрация не является приоритетом среди их расходов. Одновременно могут вырасти профессиональные сборы (комиссии и налоги) на определенные услуги. Прогнозируем, что в условиях перехода к онлайн-продажам вырастет роль логистики: работы не нужно будет везти на ярмарку, но доставлять владельцу все равно необходимо. Страхование в нынешних условиях также будет востребовано: не исключено, что наконец появятся новые полисы, связанные с ликвидностью и ценообразованием в условиях кризиса (в последние 10 лет они активно разрабатывались, но неактивно внедрялись на рынке).

Что ожидает рост, так это сфера технологий в искусстве — в первую очередь разработок в сфере дистанционного экспонирования, торговли, логистики и образования. Онлайн-ярмарки, выставки с применением технологий виртуальной реальности, платежные системы и логистический трекинг получат развитие и новые деньги, выделенные на разработку, тестирование и применение. Несмотря на то, что, согласно отчету международного исследовательского центра International Data Corporation, рост расходов на продукцию мировой IT-отрасли из-за коронавируса замедлится в 2020 году до 4,3 % (с прогнозируемых в конце 2019 года 5 %), рынок искусства является той сферой, для которой развитие технологий равнозначно не только успеху, но и выживанию отдельных ее сегментов. А вот расходы продавцов на маркетинг, на наш взгляд, должны сократиться: в условиях конкуренции в кризис основным преимуществом компаний будет простота и удобство технологичного продукта, а не его реклама. Это также подтверждает снижение стоимости рекламных площадей в интернет-пространстве, зафиксированное в течение февраля — марта 2020 года в упомянутом отчете International Data Corporation.

Состоятельность наших прогнозов будет видна по итогам 2020 года, однако наши читатели из числа сотрудников арт-индустрии могут внести свой вклад в статистику уже сегодня: Art Handler продолжает сбор информации для своего отчета. Вы можете принять участие в опросе, пройдя по этой ссылке. А параллельно — продолжать думать, каким образом защититься от рисков, перепрофилировав свой бизнес или профессиональные навыки под новые реалии, без ухудшения условий труда.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200331_crisis_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200331_crisis_report.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх