- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Что из искусства сейчас плохо продается на нашем рынке
ARTinvestment.RU 26 февраля 2016
На рынке предлагается немало изобразительного материала, который покупают для удовольствия или утилитарных оформительских целей. Но при этом для долгосрочных вложений такие работы не годятся, перепродать их будет сложно и на аукционы их почти не берут
Один из самых частых вопросов, который задают наши посетители: «Что сейчас у нас на рынке хорошо продается?»
О самых ликвидных авторах мы недавно уже писали. А в остальном ответ обычно грешит условностью: хорошо продаются качественные вещи по адекватным ценам. Направления, периоды и жанры при этом могут быть любые. При выполнении условий «цена и качество» спрос есть в самом широком диапазоне — скажем, от Герасимова до Зверева. Словом, ответ слишком общий и мало кого устраивает.
Зато по опыту 115 проведенных AI Аукционов можно конкретно ответить на другой вопрос: что из искусства плохо продается сейчас, да и вообще в последние два года?
Вот несколько примеров особенно сложного для продажи материала:
1. Эскизы, почеркушки и т. д. отдельных (не всех) первых имен. Имя всегда важно, но в случаях с подготовительным материалом оно сильно перетягивает цену на себя. Заведомо понятно, что цену будут просить высокую, а качество при этом останется эскизным. Наше мнение: при прочих равных предпочтительнее купить крепкую законченную вещь художника второго или третьего ряда, чем этюд или набросок кисти более маститого автора. Другими словами, лучше хороший законченный Пайлес, чем совсем уж эскизный Серов. Или: лучше крепкий Слепышев, чем «не в духе» Зверев за сопоставимые деньги. Из этого правила есть, конечно, существенные исключения: эскизы, скажем, Малевича или Врубеля всегда будут пользоваться повышенным спросом в силу редкости и большого значения авторов.
2. Произведения неизвестных художников (н/х). Покупатели их не берут потому, что инвестиционных перспектив эти работы не имеют. А устроителям аукционов вещи без имени тоже не интересны: стоимость их не высока и комиссии хорошей на них не заработать. Купить н/х могут только в двух случаях. Первый — если есть перспектива установления авторства (и к тому же авторства такого, что игра будет стоить свеч). Второй случай — если перед покупателем стоит прагматичная дизайнерская задача (оформить баню или охотничий домик), а бюджет сильно ограничен. Иные резоны тут не работают.
3. Произведения советских реалистов без выраженной индивидуальности. Не нужно воспринимать это как критику соцреализма вообще — этот период безусловно дал и шедевры, и мощных авторов, таких как, например, Пименов или Дейнека. Но вместе с тем он дал десятки тысяч безликих натюрмортов и пейзажей, сложно отличимых друг от друга. Разобрать, кто их автор, можно разве что по подписи. Одно время мы пробовали их выставлять, но покупательского интереса к ним не почувствовали. Словом, если не Нисский, то спрос будет низкий.
4. Произведения современных художников без аукционной статистики. Увы, это так. И не только для молодых художников, но и для зрелых авторов. Первое, что все делают в таких случаях, — смотрят базу аукционных результатов. Мы понимаем, что это классический замкнутый круг: на аукционы не берут потому, что до этого тоже не брали на аукционы. Круг этот рано или поздно разрывается естественным образом. Мы даже сами иногда практикуем вариант «впервые на аукционе». Но общее правило при этом остается неизменным: сначала выставки, известность и коллекционеры, а потом уже аукционы. А неуклюжие попытки «раскрутить» автора с помощью аукциона (типа обеспечить гарантированный выкуп) не приведут к успеху. И даже наоборот, могут нанести вред карьере художника.
5. Портреты неизвестных персон. Особенно мужские. Если еще и натурные штудии, то это почти приговор для коммерческой судьбы картины на аукционе. Напротив, если на портрете изображена известная личность (например, другой художник) или написано очаровательное женское лицо, то такие работы вполне могут найти своего покупателя.
6. Предметы, для которых разошлись мнения экспертов по вопросу подлинности. Когда один говорит да, а другой — нет. И оба авторитеты. Даже если устроителю аукциона самому хватает знаний, чтобы определить, что вещь подлинная, то ответственности на себя он брать все равно не станет. Потому что с покупателем потом разбираться ему, а не экспертам. А покупатель может быть неуверенным и скандальным. Словом, как ни крути, но подобная ситуация в коммерческом плане — тупиковая. Вещь с противоречивыми мнениями экспертов не годится для продажи широкому кругу неквалифицированных покупателей, что, собственно, и происходит на аукционе. Владельцу можно посоветовать искать на нее покупателя среди знатоков, которые готовы принимать решения без оглядки на противоречия в бумагах.
7. Отпечатанные большими тиражами эстампы с резервами выше 50 000 рублей авторства русских художников не международного, а национального значения. Это, конечно, очень грубо сформулированное правило. В тиражной графике множество факторов имеет значение — и мировое признание, и сюжет, и тираж, и номер экземпляра в тираже, и редкость, и т.д., и т.п. Понятно, что небольшие серии известных во всем мире Кабакова или Шагала под это эмпирическое ограничение не попадают. Там цены могут быть в разы выше. Но для тиражной графики большинства известных у нас художников обозначенные 50 000 — это уже высокая ценовая планка, даже с запасом. Столько могут стоить некоторые эстампы Шемякина, Немухина, Краснопевцева, Рабина, Добужинского. В свою очередь, тиражная графика менее известных авторов (например, Леонида Тишкова или Бориса Жутовского) продается по нынешним временам гораздо дешевле — в районе 20 000 рублей, с оглядкой опять же на тираж, редкость, удачность сюжета и прочее.
8. Любые вещи с завышенными резервными ценами. Апелляции к докризисным ценам в долларах и логика «мне бы вернуть свое, потраченное в 2007 году» сегодня не работают. Резервные (т. е. минимально приемлемые для продавца) цены должны опираться на существующие в данный момент реалии. А реалии на арт-рынке таковы, что прежние долларовые цены вспоминать можно, но лишь в рублях по курсу 35 рублей за доллар. То, что раньше оценивалось в 10 000 долларов, сегодня за редким исключением можно выставлять лишь с резервом 350 000–400 000 рублей, а не 760 000. Если участники аукциона дадут в итоге сильно дороже — замечательно. Но отталкиваться придется от более вероятной цены.
Старожилы рынка, прочитав все это, наверняка обратили внимание, что еще 10 лет назад почти всё из перечисленного сложного материала вполне себе неплохо продавалось. Во времена первоначального накопления искусства покупатели действительно обращали внимание главным образом на громкие имена, на возраст работ, а в качестве их разбирались гораздо хуже. Десять лет эволюции и обретения рыночного опыта, которые мы наблюдаем, — срок небольшой, но и он многое расставил по своим местам.
Выходит, что продажа работ из приведенного списка совсем уж безнадежное дело? Или серьезные уступки в цене всё же способны радикально повлиять на спрос? Способны, но не радикально. Низкая резервная цена действительно повышает шансы на продажу чего угодно. Вот только аукциону как бизнесу недорогой материал все равно будет не сильно интересен: на перечисленных вещах он не заработает ни славы, ни денег. Значит, при приемке аукционы будут обоснованно вертеть носом.
В списке сложных для продажи вещей не упомянут еще один пример. Речь идет о произведениях авторов, чье наследие избыточно опекается семьей (наследниками), или фондом художника, или другими центрами силы. Если эти центры силы будут создавать головную боль продавцам, то продавцы разумно станут избегать проблемного материала. О какой именно головной боли идет речь? Например, об агрессивном требовании выплат по праву следования в существующих условиях непроработанной юридической и бухгалтерской процедуры. Или о необоснованной дискредитации экспертных заключений других экспертов, которым доверяет рынок. Или о сутяжничестве в отношении авторских прав (преследование за нарушение права воспроизведения изображений и пр.). В общем, на желании аукциона работать с художником или его представителями может сказаться любой настрой на конфронтацию, даже законный. К счастью, пока подобные случаи почти не встречаются. Но в недалеком будущем, по мере ужесточения той же практики сборов по праву следования, такое поведение может представлять угрозу для коммерческой судьбы отдельных наследий.
И напоследок уместно, пожалуй, еще раз сфокусироваться на самой главной проблеме, объединяющей все перечисленные «непродавайки». Помимо низкой ликвидности их неизменный спутник — это отсутствующий или низкий инвестиционный потенциал. Другими словами, для долгосрочных вложений они не годятся. Разве что только для удовольствия или утилитарных оформительских целей.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160226_plokho_prodaensya.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160226_plokho_prodaensya.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм