Рекордные торги Christie’s «Старые мастера и живопись XIX века»
Выручка от аукциона, прошедшего вчера вечером в Лондоне, составила более 68 миллионов фунтов. Это самая крупная сумма за всю историю торгов в данной категории. Также были установлены ценовые рекорды на работы Рафаэля, Рембрандта и Доменикино
Выручка от лондонских торгов «Старые Мастера и живопись XIX века», прошедших в доме Christie’s 8 декабря 2009 года, составила 68 380 250 фунтов. Данная сумма является самой крупной за всю историю торгов в данной категории, хотя из 43 предложенных лотов было продано 28 (65 %). Наибольшую активность в торгах проявили коллекционеры из Европы — они купили 46 процентов всех лотов, США (43 %), стран Азии и Ближнего Востока (11 %).
Ричард Найт, руководитель международного отдела Старых Мастеров и живописи XIX века Christie’s: «Как мы и ожидали, данные торги стали знаковым событием в истории рынка живописи Старых Мастеров. Помимо того что выручка от торгов является беспрецедентно высокой, в рамках аукциона было установлено три выдающихся мировых рекорда. На протяжении всего года мы неоднократно наблюдали, что произведения искусства высочайшего уровня пользуются неизменным спросом среди коллекционеров. Одним из наиболее ярких примеров стала продажа в рамках февральских торгов в Париже, на которые выставлялась художественная коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, полотна Анри Матисса “Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах”, ушедшего с молотка за рекордную сумму в 35,9 миллиона евро. По итогам торгов 8 декабря были установлены ценовые рекорды на работы Рафаэля, Рембрандта и Доменикино. Это в очередной раз говорит о том, что, когда мы имеем дело с редкими работами, прошедшими проверку временем, коллекционеры продолжают приобретать их для своих собраний, как только представляется подходящая возможность».
Топ-лотом аукциона стал рисунок Рафаэля (1483–1520), ушедший с молотка за 29 161 250 фунтов и тем самым установивший одновременно два ценовых рекорда — на самый дорогой рисунок в истории торгов и самую дорогую работу Рафаэля. Таким образом, рисунок Рафаэля занял второе место в списке самых дорогих произведений (рисунков или произведений живописи) Старых Мастеров. Лот был выставлен на торги впервые за последние 150 лет и приобретен анонимным покупателем, делавшим ставки по телефону.
Бенджамин Пероннэ, руководитель международного отдела Старых Мастеров и живописи XIX века Christie’s: «Рафаэль является одним из величайших живописцев в истории, и для нас большая честь выставлять на торги его рисунок. Он позволяет нам по-новому взглянуть на процесс работы гения, проследить становление его творческих идей. Помимо того что рисунок “Голова музы” обладает несомненной художественной ценностью сам по себе, он имеет непосредственное отношение к созданию одной из самых известных фресок кисти Рафаэля, ставшей признанным шедевром. Рисунок сохранился в прекрасном состоянии и обладает выдающимся провенансом — его предыдущими владельцами были сэр Томас Лоуренс и король Нидерландов Виллем II».
Поясной «Портрет мужчины», написанный Рембрандтом (1606–1669) в 1658 году, ушел с молотка за 20 201 250 фунтов, установив мировой рекорд на произведение художника, став пятым в списке самых дорогих произведений (рисунков или произведений живописи) Старых Мастеров. До открытия предаукционной выставки Christie’s полотно не появлялось на публике более 40 лет. Впервые портрет был выставлен на торги 14 мая 1930 года и был продан за 18,5 тысячи фунтов — очень существенную по тем временам сумму.
Картина «Святой Иоанн Богослов» кисти Доменикино (1581–1641) — одно из самых значительных живописных полотен в стиле барокко из всех, что появлялись на рынке в последнее время, — нашла своего покупателя за рекордную сумму в 9 225 250 фунтов. Работа выставлялась на торги впервые за последние 100 лет.
Другие топ-лоты
Полотно Питера Брейгеля Младшего (1564/5–1637/8) «Фламандские поговорки», содержащее более 100 сценок, иллюстрирующих богатство и комизм народного фольклора, было продано за 1 721 250 фунтов при эстимейте в 1–1,5 миллиона фунтов.
Еще одна работа Питера Брейгеля Младшего (1564/5–1637/8) — «Проповедь святого Иоанна Крестителя» — ушла с молотка за 1 553 250 фунтов. Начиная с XIX века и до настоящего момента полотно находилось в частной коллекции.
Акварель «Корабли у скал Гибралтара» Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775–1851) была продана за 505,25 тысячи фунтов (эстимейт 250–350 тысяч фунтов). Данная работа стала топ-лотом секции британской живописи и акварели, суммарная выручка от продажи которой составила 1 008 250 фунтов — вдвое выше суммарного эстимейта.
Рафаэль (1483–1520). «Голова музы»
Рисунок Рафаэля является подготовительным наброском к его знаменитой фреске «Парнас», украшающей Станца делла Сеньятура в Ватикане. «Парнас» — одна из четырех фресок, выполненных Рафаэлем по заказу папы Юлия II около 1508–1511 годов. Эти росписи единодушно признаются одним из шедевров художника.
Рафаэль Санти (1483–1520) был одним из самых известных и влиятельных художников Высокого Возрождения. Живя во Флоренции в период с 1504 по 1508 год, Рафаэль испытал сильное влияние работ Микеланджело и Леонардо да Винчи. В 1508 году папа Юлий II поручил Рафаэлю сделать росписи комнат (станц) в папском дворце Ватикана, для чего художнику пришлось переехать в Рим. В то же самое время по заказу папы Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы, что подстегнуло соперничество между художниками и оказало влияние на стиль работы Рафаэля. Фрески, выполненные им в Станца делла Сеньятура, которую папа планировал использовать в качестве своей библиотеки, единодушно признаются величайшими произведениями художника. По словам сэра Джошуа Рейнольдса, «его [Рафаэля] гений, призванный светить и сиять, как огонь, мог бы и не разгореться так ярко, если бы не искра, переданная ему Микеланджело».
Одна из четырех фресок в Станца делла Сеньятура носит название «Парнас». На ней изображен Аполлон в окружении девяти муз и поэтов. Рисунок, выставлявшийся на декабрьские торги Christie’s, является картоном к изображению головы музы, расположенной третьей справа от фигуры Аполлона, в ее реальном размере (30,5 на 22,2 см). В процессе тщательнейшей подготовки к созданию фрески Рафаэль, найдя основную композицию, создавал своеобразный трафарет, через который черной пастелью наносил на чистый лист бумаги пунктирные очертания будущего рисунка. Этот силуэт четко прослеживается на рисунке, выставлявшемся на торги; он помог художнику создать детально проработанный эскиз, который, в свою очередь, лег в основу работы над фреской. Рисунок позволяет нам проследить процесс, в ходе которого Рафаэль наносит поверх первоначального силуэта свободные, но в тоже время уверенные линии, добиваясь безупречного совершенства. Рисунок «Голова музы» позволяет нам иначе взглянуть на саму фреску, которая позднее была переписана, вследствие чего исказились некоторые из ее изначальных деталей.
Первое упоминание о рисунке датируется 1725 годом, когда он был включен в сборник гравюр Бернара Пикара под названием Impostures Innocentes. В то время рисунок принадлежал известному голландскому коллекционеру Г. Уйленбреку (умер в 1741), который владел одной из обширнейших частных библиотек, а также собранием рисунков Старых Мастеров. Впоследствии рисунок находился в коллекциях сэра Томаса Лоуренса (1769–1830) и будущего короля Нидерландов Виллема II (1792–1849).
Рембрандт (1606–1669). Поясной «Портрет мужчины»
«Портрет мужчины», написанный в 1658 году, был создан художником в непростой период его жизни: Рембрандту пришлось продать свой дом и переехать, так как за два года до этого он был признан банкротом. К этому времени у художника уже сформировался стиль живописи, который современные критики называют «поздним» и для которого характерны все более смелая манера письма и пристальное внимание к передаче света, цвета и фактуры. Помимо данной картины, до наших дней дошла только одна работа Рембрандта, датированная 1658 годом, — «Автопортрет», на котором художник изобразил себя в развороте на три четверти, находящийся в нью-йоркском частном музее Фрик.
Размер полотна, на котором изображен подбоченившийся мужчина с устремленным на зрителя взором, составляет 107,4 x 87 см. Краска нанесена на холст широкими мазками, за свободой которых угадывается продуманный подход настоящего мастера, уделявшего большое значение передаче светотени. Личность изображенного на картине персонажа на сегодняшний день остается неизвестной, хотя его необычный наряд красноречиво говорит о том, что в Амстердаме он находился проездом. Ранее полотно называлось «Портрет адмирала».
Портрет включен в каталог-резоне художника, составленный искусствоведом Корнелиусом Хофстеде де Гроотом в 1916 году; на это издание ссылаются главные исследователи творчества Рембрандта на протяжении всего XX века. Недавно полотно впервые подвергли тщательному исследованию, которое провел профессор Эрнст ван де Ветеринг, член организации, созданной для выявления подлинных работ кисти Рембрандта (Rembrandt Research Project).
Первое описание портрета встречается в каталоге выставки, проходившей в Британском институте в Лондоне в 1847 году; полотно для экспонирования предоставил коллекционер Джордж Фоллиотт. Его племянник выставил картину на торги 14 мая 1930 года, и она ушла с молотка за 18,5 тысяч фунтов — очень существенную по тем временам сумму. Вскоре картину частным образом приобрел коллекционер Джордж Хантингтон Хартфорд младший, главный наследник сети супермаркетов Atlantic and Pacific, на протяжении долгого времени считавшийся самым богатым человеком в мире. Он приобрел картину, когда ему было 20 лет, и говорил о ней как о «самом великом портрете кисти Рембрандта из всех, что я когда-либо видел». В 1958 году он передал картину в дар Колумбийскому университету, где она висела в президентском кабинете. Во время студенческих демонстраций 1968 года портрет переместили в хранилище, а в 1974 году продали частному коллекционеру (выручка от продажи была направлена в благотворительный фонд университета). В последний раз зрители могли видеть картину в 1970 году в рамках выставки «Рембрандт, 300 лет спустя», проходившей в Детройтском университете искусств.
Доменикино (1581–1641). «Святой Иоанн Богослов»
Специалисты склоняются к мнению о том, что полотно было написано по заказу Винченцо Джустиниани (1564–1637), одного из самых известных коллекционеров XVII века, и стало одним из самых значительных пополнений его собрания, включавшего в себя, помимо прочих работ, 12 полотен Караваджо.
Масштабное полотно, размер которого составляет 2,5 на 2 метра, является интерпретацией сюжета фрески, которую Доменикино выполнил в самой большой барочной церкви Рима, Сант-Андреа-делла-Валле. На картине, написанной предположительно вскоре после завершения работы над фреской (около 1627–1629), изображен Иоанн Богослов, который позднее станет героем одной из самых известных работ Доменикино — фресок в часовне святого Януария кафедрального собора Неаполя. Впервые полотно упоминается в посмертной описи коллекции Джустиниани, составленной в 1638 году. Значимость полотна подчеркивает тот факт, что впоследствии оно было включено в большинство путеводителей XVIII века, а гравюру по его мотивам создал Жан Оноре Фрагонар.
Коллекция Джустиниани была раскуплена по частям в начале XIX века. Король Пруссии приобрел более 160 работ, которые вскоре стали частью собраний различных берлинских музеев. Другие работы из коллекции сегодня можно увидеть в лондонской Национальной галерее, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в венском Музее истории искусств.
«Святой Иоанн Богослов» был привезен в Лондон из Парижа около 1806 года Алексисом Делаханте. Изначально полотно было куплено членом британского парламента и выдающимся коллекционером Ричардом Харт-Дэвисом, а впоследствии — Филиппом Джон-Майлзом, который заплатил за картину невиданную по тем временам сумму — 12 тысяч гиней. Помимо картины Доменикино, в коллекцию Джон-Майлза входили работы Рафаэля. Полотно Доменикино было выставлено на аукцион Christie’s в 1899 году после смерти правнука Джон-Майлза и приобретено частным коллекционером, а на предстоящие торги выставляется его наследниками.
Доменикино (1581–1641) был одним из самых известных итальянских живописцев XVII века. В XVIII веке его полотно «Последнее причастие святого Иеронима», находящееся в Ватикане, считалось одним из лучших произведений мировой живописи, а самого художника сравнивали с Рафаэлем.
Топ-10 по результатам вечерних торгов Christie’s «Старые Мастера и живопись XIX века»
№ лота | Описание | Эстимейт, млн фунтов | Стоимость, фунтов | Покупатель |
43 | Рафаэль (1483–1520), «Голова музы» Мировой рекорд на рисунок Старых Мастеров | 12–16 | 29 161 250 | Анонимный покупатель |
12 | Рембрандт (1606–1669), «Портрет мужчины» Мировой рекорд на произведение Рембрандта, Четвертая по величине цена на произведение живописи Старых Мастеров из всех, когда-либо проданных на торгах
| 18–25 | 20 201 250 | Анонимный покупатель |
28 | Доменикино (1581–1641), «Святой Иоанн Богослов» | 7–10 | 9 225 250 | Анонимный покупатель |
5 | Питер Брейгель Младший (1564/5–1637/8), «Фламандские поговорки» | 1–1,5 | 1 721 250 | Анонимный покупатель |
16 | Питер Брейгель Младший (1564/5–1637/8), «Проповедь святого Иоанна Крестителя» | 1–1,5 | 1 553 250 | Анонимный покупатель |
4 | Герри мет де Блес (около 1510) «Оcада Теруана армией под предводительством Карла V» | 0,4–0,6 | 1 049 250 | Анонимный покупатель |
18 | Ян Давидс де Хем (1606–1684), «Натюрморт с раковиной и фруктами на серебряном блюде» | 0,3–0,5 | 541 250 | Анонимный покупатель |
20 | Уильям Хоэйр (1707–1792), «Портрет Иова бен Соломона с Кораном» | 0,05–0,08 | 541 250 | Анонимный покупатель |
24 | Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851), «Корабли у скал Гибралтара» | 0,25–0,35 | 505 250 | Анонимный покупатель |
9 | Арт ван дер Неер (1603/4–1677), «Зимний пейзаж с людьми, катающимися на коньках и играющими в колф» | 0,4–0,6 | 481 250 | Анонимный покупатель |
Источник: пресс-релиз Christie’s
Дополнительно о лотах лондонских торгов 8 декабря 2009 года можно почитать:
Рембрандт и Доменикино на Christie’s
На аукционе Christie’s появится рекордно дорогая картина Рембрандта
На Christie’s появится шедевр Доменикино
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20091209_christies_old_masters_results.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20091209_christies_old_masters_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.