Русские торги в Нью-Йорке. Краткие итоги
Даже с учетом небогатого выбора цены ожидались ажиотажно высокие: таким прогнозам способствовала мировая конъюнктура. Но, на удивление, в Америке получилось все относительно сдержанно
Признаться, от прошедших весенних «русских торгов» ничего выдающегося D не ожидал. Каталоги аукционов не ломились от шедевров. Даже оба топ-лота Sotheby’s не вызывали восхищения — чего уж тут говорить. Но даже с учетом небогатого выбора цены ожидались ажиотажно высокие: таким прогнозам способствовала мировая конъюнктура. Но, на удивление, в Америке получилось все относительно сдержанно. Покупатели не теряли головы и не спешили расставаться со своими падающими долларами. Совсем не по-лондонски.
В результате не выдающаяся (со слабо выраженной иллюзией света), но все же слишком редкая «Березовая роща» (1881) Архипа Куинджи была продана по верхней границе эстимейта (хотя за эту редкость и это имя можно было ожидать даже двукратного его превышения). А второй топ-лот, метровый холст «В лесу» (1882) Ивана Шишкина, на этот раз и вовсе не дотянул до резерва и, соответственно, остался у прежнего владельца. Никакая магия имени не сработала. И надо сказать, что на Sotheby’s в этот раз магия имени вообще работала из рук вон плохо.
ИВАН БИЛИБИН Святые Борис и Глеб на корабле. Бумага, акварель. 71 x 61. Оценка аукциона (эстимейт): 100–150 тыс. долл. Прогноз D: 170 тыс. долл. Цена продажи: 217 тыс. долл. Sotheby’s. 15.04.08. Лот № 112Компанию непроданному полотну Шишкина составили «Две купальщицы с птицей» (около 1920-х) Михаила Ларионова: D предупреждал, что вещь сильно на любителя и вряд ли название соответствует сюжету.
Не проданной осталась и роскошная акварель Льва Бакста «Эскиз костюма к балету “Жар-птица”» (1922): для костюма Карсавиной был заявлен вызывающе высокий эстимейт в 500–700 тысяч долларов.
Не купили интересную метровую «Композицию с петухом» (1970) Евгения Рухина — это странно, пусть даже в последнее время работы художника перестали быть редкостью на аукционных торгах. То, что не найдет покупателя «Вид сверху» (1993) «документалиста» Михаила Рогинского, предположить было в принципе можно: вещь, действительно, здорово выбивается из обоймы. Коллекционерам расстраиваться не из-за чего: может, просто не их тема, а вот инвесторы, по мнению D, упустили интересный вариант. Как и с композицией Рухина, кстати. Можно предположить, что эти лоты просто не попали в профильную аудиторию. В Лондоне, да еще и на тематическом аукционе современного искусства такие картины за такие деньги с руками бы оторвали. Такое же объяснение можно привести и для 73 тысяч долларов за немухинский «Покер» (1974). Вещь, конечно, ушла в пределах эстимейта, но все равно результат удивляет. По лондонскому счету, можно было б ожидать результата тысяч в сто. Словом, кому-то повезло купить ликвидную работу относительно недорого.
НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА Тайная вечеря. 1990. Холст, масло. 140 x 280. Оценка аукциона (эстимейт): 70–90 тыс. долл. Прогноз D: 120 тыс. долл. Цена продажи: 133 тыс. долл. Sotheby’s. 15.04.08. Лот № 296Завершаем список неудач. Не купили натюрморт Дмитрия Краснопевцева (1960): видно оргалит оказался все же слишком маленьким, хоть и со вполне вменяемым эстимейтом. С другой стороны, not sold — это тоже результат, дополнительная информация для инвесторов, показатель ценовых границ, за которыми серьезно снижается ликвидность вещи.
В списке интересных и в целом прогнозируемых по направлению итогов — акварель мирискусника Ивана Билибина «Святые Борис и Глеб на корабле», проданная за 217 тысяч долларов. Это выше оптимистичного прогноза D в 170 тысяч долларов, но, видать, слишком уж хороша была акварель. Интересна была и титульная двухметровая абстракция Андрея Ланского «Мифические похороны» (1965). Она ушла за 169 тысяч долларов — пусть с меньшим, чем прогнозировал D, результатом, но с превышением эстимейта, что в данном случае важнее. А большая и довольно декоративная гуашь Наталии Гончаровой «Птица Сирин» была продана за 61 тысячу долларов — в пределах эстимейта, как и предсказывал D. Покупателей не смутил тот факт, что о провенансе для гуаши «амазонки авангарда» аукционный каталог скромно умолчал.
Из средних результатов, удачно спрогнозированных D, можно отметить 133 тысячи долларов за «Тайную вечерю» (1990) Натальи Нестеровой. Для почти трехметрового сборного панно D предрекал лишь немногим меньше — 120 тысяч долларов. Удачная покупка.
Оправдался прогноз D и для «Композиции с раковиной» (1972) Владимира Вейсберга. Среднеразмерный холст одного из главных послевоенных метафизиков был продан за 193 тысячи долларов при прогнозе D в 200 тысяч долларов.
ОСКАР РАБИН Социалистический город. 1959. Холст, масло. 90 × 109. Оценка аукциона (эстимейт): 120–160 тыс. долл. Прогноз D: 170 тыс. долл. Цена продажи: 337 тыс. долл. Sotheby’s. 15.04.08. Лот № 199Отчетливых локальных сенсаций было две.
Более чем метровый холст Оскара Рабина «Социалистический город» (1959) был продан за 337 тысяч долларов при эстимейте 120–160 тысяч долларов (прогноз D был выше 170 тысяч долларов). Необычная композиция работы позволила D уверенно предположить в ней одного из фаворитов торгов. Танцующие постройки в свете огромной луны — сюжет скорее для сюрреалиста. За счет того, что в работе притушена привычная угрюмость, картина стала очень интерьерной, не потеряв узнаваемости. К тому же цифра в 337 тысяч долларов сегодня уже не кажется чрезмерной. Результат выдающийся, раньше покупатели столько на аукционах не платили, хотя близко к этой цифре уже подбирались. Два года назад «Скрипка на кладбище» (1969) на Macdougall Arts Ltd. была продана за 130 тысяч фунтов без учета комиссии. А в прошлом году «Нюхайте одеколон «Москва» (1966) на нью-йоркском Sotheby’s была куплена за 280 тысяч долларов плюс комиссия. На этом фоне рост цен уже не кажется таким драматическим. Картина очень скоро «переварит» свою невысокую переплату.
Двумя днями позже рабиновский «Натюрморт с самоварами» (1964) на Christie’s кто-то купил совсем выгодно — за 115 тысяч долларов. Понятно, что деньги немалые, но и вещь поразительно декоративная. По версии D, даже вдвое большая цена была бы оправданной с инвестиционной точки зрения, не говоря уж о коллекционной.
И наконец, запомним результат альбома с 32 рисунками Ильи Кабакова «Улетевший Комаров» (1978). Лот был продан за 445 тысяч долларов при верхнем эстимейте в 250 тысяч долларов. Кабаковские альбомы, впервые появившиеся в начале 1970-х, — это отдельный, особый жанр, материал для маленького камерного спектакля. По задумке автора, зритель, перелистывающий страницы, погружается в сюжет представления и следует за судьбой его героев. В данном случае — за судьбой вымышленного Комарова, вырывающегося за пределы обыденности. Известно, что Кабаков нарисовал около пятидесяти альбомов. Цикл из первых десяти альбомов, созданный в первой половине 1970-х, считается одним из самых ценных. «Улетевший Комаров» — это как раз оттуда, шестой по счету альбом. Так что у коллекционеров, понимающих значение альбома, столь высокая цена, возможно, и не вызывает удивления.
ИЛЬЯ КАБАКОВ Улетевший Комаров. 1978. Альбом из 32 рисунков. Бумага, чернила, цветной карандаш, см. т. 43 х 35,5. Оценка аукциона (эстимейт): 200–250 тыс. долл. Цена продажи: 445 тыс. долл. Sotheby’s. 12.03.08. Лот № 11Что же в итоге? Вывод странный, но, похоже, верный: за океаном русское искусство покупать выгоднее, чем за Ла-Маншем. Разве нет? То ли разница во времени так действует, то ли долгий перелет… Может быть, эти неудобства отсекают покупателей-фланеров, которые предпочитают близкий Лондон заокеанским площадкам? Как знать… Ждать европейских аукционов, чтобы сравнить результаты, осталось недолго. В июне покупателей ждет череда русских торгов в британской столице: на 9 и 10 июня намечен русский Sotheby’s, 9-го же июня — Russian Sale на Bonhams, 11 июня состоится Russian Art на Christie’s, а уже 12–13 июня — MacDougall’s с программой от Шишкина и Стеллецкого до Рухина и Комара с Меламидом.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20080505_russtorg.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20080505_russtorg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.