Амаравелла
1923–1928, Москва
Участники: А. Ф. Микули, В. Н. Пшесецкая (Руна), А. П. Сардан (Баранов), Б. А. Смирнов-Русецкий, П. П. Фатеев, В. Т. Черноволенко, С. И. Шиголев
Выставки: 1923 (Москва), 1927–1928 (Нью-Йорк, Чикаго)
Группа молодых художников, объединенных идеями космофизики и философией единого мироздания. Первоначально называлась «Квадрига», с 1927 по предложению Н. К. Рериха — «Амаравелла» (название в вольном переводе с санскрита звучит как «берег бессмертия» или «ростки бессмертия»). Художники испытали влияние идей К. Э. Циолковского, Е. П. Блаватской, творчества В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, Н. К. Чюрлёниса, Н. К. Рериха.
Первая выставка группы состоялась в 1923 в Москве и осталась без внимания прессы (она не вошла в справочник «Выставки советского изобразительного искусства». М., 1965, т. 1). В 1926 художники встречались с Н. К. Рерихом во время его приезда в Москву; в 1927 и 1928 под эгидой художественного центра Н. К. Рериха Corona Mundi («Венец мира») провели выставки в Нью-Йорке и Чикаго.
В каталоге нью-йоркской выставки был опубликован манифест группы, который гласил: «1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2. Научить этому нельзя. 3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их мысль будет достигнута».
Последнее выступление группы состоялось в 1929 на 6-й выставке общества «Жизнь — творчество» в районном Доме просвещения на улице Большая Полянка в Москве (экспонировались только графические произведения).
Судьбы художников в 1930–40-х сложились трагически: были последовательно арестованы с последующей ссылкой В. Н. Пшесецкая (1930, творческое наследие почти полностью уничтожено), А. П. Сардан (начало 1930-х), Б. А. Смирнов-Русецкий (1941), С. И. Шиголев (1942). В. Т. Черноволенко работал на горнорудном комбинате «Сихали» на Дальнем Востоке, затем — в Якутии (1930-е), после Великой Отечественной войны — на заводах и предприятиях Москвы. Глава группы П. П. Фатеев работал в области технического оформления, изготавливал макеты и наглядные пособия для музеев, учебных заведений; до второй половины 1960-х в выставочной деятельности не участвовал.
В 2010 в Сантандере (Испания) состоялась выставка «Космос русского авангарда» (El Cosmos de la vanguardia Rusa) на которой творчество «Амаравеллы» было освещено достаточно полно (в каталоге группе посвящена отдельная статья А. ди Руокко).
Источники:
1. Поспелов Д. А. Мистическая живопись Петра Фатеева. М., 2007.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 11–12.
3. El cosmos de la Vanguardia rusa. Arte y exploración espacial 1900-1930. Sanrander, 2010.