Амаравелла

1923–1928, Москва

Участники: А. Ф. Микули, В. Н. Пшесецкая (Руна), А. П. Сардан (Баранов), Б. А. Смирнов-Русецкий, П. П. Фатеев, В. Т. Черноволенко, С. И. Шиголев

Выставки: 1923 (Москва), 1927–1928 (Нью-Йорк, Чикаго)

Группа молодых художников, объединенных идеями космофизики и философией единого мироздания. Первоначально называлась «Квадрига», с 1927 по предложению Н. К. Рериха — «Амаравелла» (название в вольном переводе с санскрита звучит как «берег бессмертия» или «ростки бессмертия»). Художники испытали влияние идей К. Э. Циолковского, Е. П. Блаватской, творчества В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, Н. К. Чюрлёниса, Н. К. Рериха.

Первая выставка группы состоялась в 1923 в Москве и осталась без внимания прессы (она не вошла в справочник «Выставки советского изобразительного искусства». М., 1965, т. 1). В 1926 художники встречались с Н. К. Рерихом во время его приезда в Москву; в 1927 и 1928 под эгидой художественного центра Н. К. Рериха Corona Mundi («Венец мира») провели выставки в Нью-Йорке и Чикаго.

В каталоге нью-йоркской выставки был опубликован манифест группы, который гласил: «1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2. Научить этому нельзя. 3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их мысль будет достигнута».

Последнее выступление группы состоялось в 1929 на 6-й выставке общества «Жизнь — творчество» в районном Доме просвещения на улице Большая Полянка в Москве (экспонировались только графические произведения).

Судьбы художников в 1930–40-х сложились трагически: были последовательно арестованы с последующей ссылкой В. Н. Пшесецкая (1930, творческое наследие почти полностью уничтожено), А. П. Сардан (начало 1930-х), Б. А. Смирнов-Русецкий (1941), С. И. Шиголев (1942). В. Т. Черноволенко работал на горнорудном комбинате «Сихали» на Дальнем Востоке, затем — в Якутии (1930-е), после Великой Отечественной войны — на заводах и предприятиях Москвы. Глава группы П. П. Фатеев работал в области технического оформления, изготавливал макеты и наглядные пособия для музеев, учебных заведений; до второй половины 1960-х в выставочной деятельности не участвовал.

В 2010 в Сантандере (Испания) состоялась выставка «Космос русского авангарда» (El Cosmos de la vanguardia Rusa) на которой творчество «Амаравеллы» было освещено достаточно полно (в каталоге группе посвящена отдельная статья А. ди Руокко).

Источники:

1. Поспелов Д. А. Мистическая живопись Петра Фатеева. М., 2007.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 11–12.
3. El cosmos de la Vanguardia rusa. Arte y exploración espacial 1900-1930. Sanrander, 2010.

  • 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
  • 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
  • 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
  • 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
  • 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх