Новая Сибирь

1926–1931, Новосибирск

Члены: Н. А. Андреев, К. Ф. Вальдман, А. В. Вощакин, В. Н. Гуляев, П. И. Ивакин, А. П. Лекаренко, С. Н. Липин, И. И. Ляхов, В. Н. Макаров, В. М. Мизеров, А. П. Моисеенко, Н. Н. Нагорская, С.Р. Надольский, А. О. Никулин, П. Н. Пакшин, П. П. Подосенов, К. Г. Поляшов, Ю. Попова-Ветрова, В. И. Романов (Ромов), А. И. Русинов, Т. А. Русинова (Ларина), В. И. Уфимцев, П. Г. Якубовский и другие.

Выставки: 1-я Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры (1927, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск).

Общество основано по инициативе художников Новосибирска (до января 1926 — Новониколаевск). Учредительное собрание прошло 2 января 1926: было избрано правление — А. В. Вощакин (председатель), В. Н. Гуляев (секретарь), а также приняты декларация и устав. «Новая Сибирь» декларировала: «подлинный советский художник должен в первую очередь искать для нового содержания новую форму…», а также провозглашала «близость к трудящимся массам, единение с ними, работа для них… Идти под красным знаменем, в ногу с пролетарской революцией, радуясь ее достижениям…»

На том же собрании было решено провести первую всесибирскую художественную выставку и созвать Всесибирский съезд художников для выработки совместной программы и создания единой организационной структуры. В подготовительной работе участвовал Новосибирский филиал АХРР, который вскоре после открытия выставки в полном составе вошел в «Новую Сибирь».

1-я Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры открылась 1 января 1927 в Новосибирске; на ней экспонировались около 600 работ шестидесяти одного художника из Новосибирска, Красноярска, Омска, Томска, Барнаула и других сибирских городов. В ней приняли участие практически все художественные силы Сибири, за исключением Томского и Омского филиалов АХРР, выразивших несогласие с идейными установками Общества (прежде всего с провозглашенной необходимостью формальных поисков). Выставка сопровождалась каталогом. Через две недели после открытия выставка отправилась по маршруту: Омск — Томск — Красноярск — Иркутск, причем в каждом из городов экспозиция пополнялась работами местных художников.

Выставка стала крупным событием в культурной жизни Сибири, широко освещалась в сибирской прессе; многие работы с нее были приобретены советскими организациями (Сибкрайисполкомом, Сибкрайиздатом, СибОНО, газетами «Советская Сибирь», «Сельская правда»), часть произведений впоследствии составили основу фонда Новосибирской картинной галереи.

В дни работы выставки 3–6 января 1927 в Новосибирске состоялся 1-й Всесибирский съезд художников, на котором присутствовало 37 делегатов, представляющих различные районы Сибири. В президиум съезда вошли А. А. Ансон, А. В. Вощакин, И. Л. Копылов, В. М. Мизеров, В. Л. Петраков, В. И. Уфимцев, Н. И. Чевалков. Съезд признал основополагающим творческим методом «“героический реализм”, основанный на идеологии марксизма», а общество «Новая Сибирь» — «наиболее целесообразной формой организации художественных сил Сибири».

К моменту закрытия съезда в Общество входило 108 художников из Новосибирска (32 члена), Иркутска (19), Омска (14), Томска (12), Барнаула (10), Красноярска (7), Минусинска (5), Бийска (2). В дальнейшем филиалы общества устраивали самостоятельные выставки; так состоялись выставки Минусинской группы (1927, 1928), Ачинского филиала (1928, 1929), Барнаульского филиала (1930).

Выставка и съезд способствовали широкой всероссийской известности Общества. Члены «Новой Сибири» получили приглашение участвовать в юбилейной выставке театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927), юбилейной выставке искусства народов СССР в Москве (1927), конкурсе «на лучшую зарисовку шествий, заседаний, типов, отдельных сцен, панорам, украшений и убранств», имеющих целью «художественно зафиксировать знаменательное торжество празднования 10-летия Октябрьской Революции», устроенном Общиной художников, однако из-за организационных неурядиц и нехватки времени на подготовку расширить географию деятельности Общества не удалось.

Вместе с тем члены «Новой Сибири» провели «производственную» просветительскую выставку, на которой А. И. Вощакин демонстрировал инструменты и материалы живописи, графики, а также показал процесс работы от предварительных набросков и эскизов до оконченного произведения. Помимо этого, был устроен вечер памяти В. И. Сурикова с театрализованным представлением, докладами о жизни и творчестве художника, концертом. Было организовано «производственное бюро» с декоративной, литографской, скульптурной и фотографической мастерскими; в состав художественного совета бюро вошли Н. Н. Нагорская, И. Я. Надольский, П. Н. Пакшин, К. Г. Поляшев. С января 1929 «Новая Сибирь» выпускала машинописные бюллетени, в которых публиковались статьи, очерки и рецензии на местные выставки.

Общество поддерживало тесные контакты с членами ташкентского объединения «Мастера нового Востока» — В. Н. Гуляевым, М. И. Курзиным, Е. Л. Коровай, В. П. Марковой.

После 1927 деятельность «Новой Сибири» пошла на убыль. Запланированная руководством общества обширная выставка в Москве, а также 2-я Всесибирская выставка не состоялись.

Осенью 1931 Общество было ликвидировано по постановлению президиума Крайрабиса (Краевого профессионального союза работников искусства) и Сибискусства. Художникам было предложено проработать установки центральных группировок и оформиться филиалом одной из них.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх