Мастера аналитического искусства

1925–1932, Ленинград

Члены: В. Д. Авлас, К. В. Вахрамеев, С. В. Ганкевич, Т. Н. Глебова, Ю.В. Губастова, Б. И. Гурвич, Н. И. Евграфов, С. Л. Закликовская, П. Я. Зальцман, Л. А. Иванова, Н. В. Иванова, Ю. Г. Капитанова (Арапова), Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, Д. П. Крапивный, В. В. Купцов, В. И. Курдов, Р. М. Левитон, К. В. Ливчак, Н. Г. Лозовой, Я. К. Лукстынь, В. К. Луппиан, А. М. Ляндсберг, М. К. Макаров, А. Е. Мордвинова, С. А. Николаев, Г. А. Новиков, М. И. Полозов, А. И. Порет, С. Л. Рабинович, А. Т. Сашин, И. И. Суворов, В. А. Сулимо-Самуйлло, Л. Н. Тагрина, Э. А. Тэннисман, П. Н. Филонов, Ю. Б. Хржановский, М. П. Цыбасов, И. А. Шванг и другие.

Выставки: 1-я (1927, Ленинград), «Современные ленинградские художественные группировки» (1928/1929, Ленинград), 1-я общегородская выставка изобразительных искусств (1930, Ленинград), «Художники РСФСР за XV лет» (1932/1933, Ленинград, Москва), «Филонов и его школа» (1990, Ленинград, ретроспективная).

Одна из крупнейших школ авангарда; коллектив составили ученики П. Н. Филонова. Начало формированию было положено летом 1925, когда Филонов преподавал во Вхутеине. В дальнейшем занятия проходили в квартире П. Н. Филонова на улице Литераторов, 19. Членами МАИ в разное время было более 70 человек. Кроме того, Филонов давал лично и письменно консультации для художников, живших вне Ленинграда.

17 апреля 1927 в ленинградском Доме печати открылась первая выставка МАИ (продолжалась до 17 мая), после которой коллектив приобрел официальный статус.

Творческий метод основывался на теоретических установках Филонова, развитых в манифесте «Сделанные картины» (Пг., 1914), в «Декларации Мирового расцвета» («Жизнь искусства», 1923, № 20, с. 13), в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», а также ряде других работ.

В «Кратком пояснении», сопровождавшем одну из выставок, П. Н. Филонов писал: «Мастера аналитического искусства воспринимают любое явление мира в его внутренней значимости, стремясь, поскольку это возможно, к максимальному владению и наивысшему изучению и постижению объекта, не удовлетворяясь пописыванием “фасада”, “обличья” объектов без боков и без спины, пустых внутри, как происходит поныне в изобразительном искусства, так как в искусстве принято и освящено веками любоваться цветом да формой поверхности объекта и не заглядывать в нутро, как делает ученый исследователь в любой научной дисциплине…» Метод отвергал наброски и эскизы и стремился к единству мировосприятия. Учеников школы объединял также принцип коллективного творчества: совместная работа над циклом росписей «Гибель капитализма», оформление спектакля «Ревизор» (обе — 1927), иллюстрациями к финскому эпосу «Калевала» по заказу издательства Academia (1932–1933; изданы: Л., 1933).

На 1-й выставке экспонировались 22 картины, в том числе серия панно на тему «Гибель капитализма», и раскрашенная скульптура. Параллельно в Доме печати состоялась постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» (режиссер И. Г. Терентьев) в оформлении членов МАИ. Была издана афиша «Дай дорогу аналитическому искусству».

Помимо уже упомянутых выставок и после них состоялись небольшие выставки МАИ в залах Академии художеств и Дворце культуры им. А. М. Горького в Ленинграде (не упомянуты в справочнике: Выставки советского изобразительного искусства. М. 1965, т. 1).

Теория и практика коллектива МАИ, как и творчество самого Филонова, не были приняты официальной критикой и подвергались резким нападкам в печати; характер обвинений нередко принимал политическую окраску. Так, «Ежегодник литературы и искусства на 1929 год» сообщал: «“Аналитический метод” филоновцев сводится к метафизическому субъективизму, проистекающему из ощущений и “переживаний” художника, творящего новую реальность, где хаотически перемешаны черепа, дома, щупальцы (так. — AI.) спрута и вообще все, что может придумать больное воображение художника… Этот мистический субъективизм, пытающийся выступать под флагом объективных “космических”, “биологических” и “физиологических” качеств человека, под видом абсолютно закономерных приемов “аналитического» искусства”, — на деле является лишь одним из крайних выражений мироощущения упаднических слоев мелкой буржуазии и интеллигенции».

В 1930 вследствие идеологических разногласий в коллективе произошел раскол. Его результатом стал выход из МАИ «группы меньшинства» во главе с П. Н. Филоновым (Т. Н. Глебова, С. Л. Закликовская, Л. А. Иванова, Ю. Г. Капитанова, А. И. Порет, Л. Н. Тагрина) и создание нового объединения с тем же названием. Старый коллектив МАИ (Б. И. Гурвич, Н. И. Евграфов, Е. А. Кибрик, А. Е. Мордвинова, А. Т. Сашин, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Хржановский и другие) продолжал существовать; между двумя группами поддерживались контакты.

Впоследствии Е. А. Кибрик выступал в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой учителя.

После выхода постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) общество официально прекратило свое существование, однако занятия в мастерской П. Н. Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 году.

Тэнисман, Эдуард Альмаок. 1906 -1941 или 1942
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх