1931–1993
Живописец, график.
Александр Харитонов не получил профессионального художественного образования.
С конца 1950-х входил в круг неофициальных художников.
Первая персональная выставка состоялась в 1958 в МГУ (Москва). Принимал участие в ряде выставок:
1970 — выставка Nuove correnti a Mosca (Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария);
1975 — выставка живописи московских художников в павильоне «Пчеловодство» (ВДНХ, Москва);
1975 — выставка произведений московских художников в павильоне «Дом культуры» (ВДНХ, Москва);
1975 — выставка произведений семи художников МОКХГ (Москва);
1976 — Exposition au Musee russe en Exil (Монжерон, Франция);
1989 — выставка коллекции Л. Талочкина (Областной художественный музей, Куйбышев);
1991 — «Другое искусство» Москва, 1956–76 (ГТГ, Москва).
В 1950-х — начале 1960-х в работах художника доминировали фантастические сюжеты, в которых романтика сочеталась с гротеском. Ближе к 1970-м художник начал писать романтически-сказочные, восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами, фигурками ангелов и святых в пейзаже.
«…Картины Харитонова полны милой тайны. Он уходит от действительности в мир сказок, фольклора, легенд…
Александр Харитонов — художник необычный. Он одновременно и новатор и традиционалист. …В противовес современной гигантомании, работы Харитонова невелики по размеру, рассчитаны на близкое и тихое общение. И каждая из них — небольшой самоцвет, переливающийся сотнями красочных и смысловых оттенков. Сама техника, в которой работает художник, похожа на россыпь камней, на мерцающую мозаику из мелкой смальты. Мазки — крошечные и выпуклые — ложатся всегда предельно точно, сливаясь в удивительную и гармоничную картинку. А сами миниатюрные полотна, в свою очередь — в целую сюиту, сверкающую и радостную. Во всей системе художника чувствуется связь с традиционной средневековой картиной мира, с ее мудрым взаимопроникновением макрокосма и микрокосма, пронизанностью светом и приятием всего сущего. По словам самого художника, живопись его так называемых фундаментальных (фантазийных) картин зиждется на трех китах: византийской, древнерусской иконописи, древнерусской церковной вышивке бисером и драгоценными камнями» (А. Соколова).
В конце 1980-х, как и тремя десятилетиями раньше, художник периодически обращался к жанру чистой абстракции. Стержнем его экспериментальных композиций было цветовое воспроизведение любимой музыки (например, Моцарта).
Работы Александра Харитонова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва); Музея Циммерли Рутгерского университета (штат Нью-Джерси, США), а также ведущих музеев современного искусства.
Свободная фигуративность (libres figurations) на аукционе AI
28.04.2025Открыты 578-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.04.2025Литература: Джо Лоусон-Танкред. ИИ и арт-рынок
25.04.2025Открыт 257-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
21.04.2025Открыты 577-е торги аукциона ARTinvestment.RU
21.04.2025HISCOX Artist Top 100 2025: От толерантности — к декоративности
18.04.2025Литература: Закари Смолл. Превосходство токенов
15.04.2025Открыт «Аукцион Шедевров» — большие Весенние торги ARTinvestment.RU
14.04.2025Отчет Art Basel и UBS 2025: основные показатели
11.04.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе