1931–1993
Живописец, график.
Александр Харитонов не получил профессионального художественного образования.
С конца 1950-х входил в круг неофициальных художников.
Первая персональная выставка состоялась в 1958 в МГУ (Москва). Принимал участие в ряде выставок:
1970 — выставка Nuove correnti a Mosca (Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария);
1975 — выставка живописи московских художников в павильоне «Пчеловодство» (ВДНХ, Москва);
1975 — выставка произведений московских художников в павильоне «Дом культуры» (ВДНХ, Москва);
1975 — выставка произведений семи художников МОКХГ (Москва);
1976 — Exposition au Musee russe en Exil (Монжерон, Франция);
1989 — выставка коллекции Л. Талочкина (Областной художественный музей, Куйбышев);
1991 — «Другое искусство» Москва, 1956–76 (ГТГ, Москва).
В 1950-х — начале 1960-х в работах художника доминировали фантастические сюжеты, в которых романтика сочеталась с гротеском. Ближе к 1970-м художник начал писать романтически-сказочные, восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами, фигурками ангелов и святых в пейзаже.
«…Картины Харитонова полны милой тайны. Он уходит от действительности в мир сказок, фольклора, легенд…
Александр Харитонов — художник необычный. Он одновременно и новатор и традиционалист. …В противовес современной гигантомании, работы Харитонова невелики по размеру, рассчитаны на близкое и тихое общение. И каждая из них — небольшой самоцвет, переливающийся сотнями красочных и смысловых оттенков. Сама техника, в которой работает художник, похожа на россыпь камней, на мерцающую мозаику из мелкой смальты. Мазки — крошечные и выпуклые — ложатся всегда предельно точно, сливаясь в удивительную и гармоничную картинку. А сами миниатюрные полотна, в свою очередь — в целую сюиту, сверкающую и радостную. Во всей системе художника чувствуется связь с традиционной средневековой картиной мира, с ее мудрым взаимопроникновением макрокосма и микрокосма, пронизанностью светом и приятием всего сущего. По словам самого художника, живопись его так называемых фундаментальных (фантазийных) картин зиждется на трех китах: византийской, древнерусской иконописи, древнерусской церковной вышивке бисером и драгоценными камнями» (А. Соколова).
В конце 1980-х, как и тремя десятилетиями раньше, художник периодически обращался к жанру чистой абстракции. Стержнем его экспериментальных композиций было цветовое воспроизведение любимой музыки (например, Моцарта).
Работы Александра Харитонова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва); Музея Циммерли Рутгерского университета (штат Нью-Джерси, США), а также ведущих музеев современного искусства.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе