Art Investment

Ходасевич-Леже Надя

1904–1982

Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Надежда Петровна, Ходосевич, Nadia Khodossievitch Léger, польск. Nadieżda Wanda Chodasiewicz-Grabowska / также Nadia Léger, Nadia Khodasevich Leger, / Khodasievitch / Chodasiewitch

БИОГРАФИЯ

ЛЕЖЕ (урожденная Ходосевич) Надежда Петровна

Ноябрь 1904 (деревня Осетищи Витебской губернии) — 8 ноября 1982 (Франция)

Живописец, график, мозаичист

Родилась в многодетной крестьянской семье. Детские годы провела в деревне Осетищи Витебской губернии и Белеве Тульской губернии, куда семья переехала во время Первой Мировой войны. После революции 1917 занималась рисованием и балетом в местном Дворце искусств. В 1919 переехала в Смоленск, где поступила в Государственные высшие художественные мастерские. Занималась у В. М. Стрижеминского и его жены Е. Н. Кобро, которые возглавляли группу УНОВИС (Утвердители нового искусства) в Смоленске. Познакомилась с лидером группы К. С. Малевичем во время его визитов в Смоленск, беседы с ним оказали сильное воздействие на мировоззрение молодой художницы. В конце 1910-х — начале 1920-х создавала как работы в реалистическом ключе, так и абстрактные супрематические композиции: «Пресс-папье» (1918), «Начало движения. Взлет I» (1922) и другие.

В 1922 переехала в Варшаву, используя право беженцев из Западной Белоруссии возвратиться в деревни, отошедшие Польше. Некоторое время работала прислугой и модисткой в шляпных мастерских. Параллельно продолжала свое образование в Варшавской Академии художеств, изучала музейные собрания. В 1924 вышла замуж за С. Грабовского, с которым познакомилась в Академии художеств. Вместе с ним переехала в Париж, где поступила в Академию современного искусства, которой руководили Ф. Леже и А. Озанфан.

В 1927 родила дочь Ванду. Вскоре рассталась с мужем и сблизилась с Ф. Леже. В 1920-х — 1930-х помогала ему в монументальных и декорационных работах, ассистировала в его Академии. В 1930-х организовала в Париже издание журнала L`Art Contemporain («Современное искусство»), который печатался на французском и польском языках.

В начале Второй мировой войны вступила в Общество помощи фронту. Во время оккупации Франции работала в подполье, в частности распространяла партизанские листовки. В 1944 стала членом Союза советских патриотов и Союза помощи бывшим военнопленным. Организовала выставку художников — участников Сопротивления и аукцион картин, все средства от которого пошли в пользу Красного Креста и Союза советских патриотов.

В 1952 вышла замуж за Фернана Леже, поселилась с ним в Жифсюр-Ивет близ Парижа. После смерти мужа в 1955 создала его музей в Бьоте. В 1950-х — 1970-х писала портреты и натюрморты, близкие примитиву и отмеченные влиянием творчества Леже. Создавала портреты деятелей французской и русской культуры, в частности Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, В. В. Маяковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и других. Выполнила портреты лидеров международного коммунистического движения, героев Сопротивления. Работала также в области монументального искусства, плаката, в 1960-х — 1970-х обратилась к технике мозаики. В 1971 в Международном художественном центре в Париже прошла персональная выставка художницы, на которой она показала ряд работ в духе супрематизма, помеченных двойной датой — 1920/1968, стремясь таким образом связать свое имя с «кругом Малевича».

В последние годы жизни часто бывала в СССР, исполнила ряд картин по впечатлениям от пребывания в Советском союзе («Колхозница», «Таджикские музыканты» и другие). Подарила музеям СССР несколько картин Леже, а также ряд собственных картин и мозаик. В 1972 была награждена орденом Трудового Красного Знамени за вклад в развитие франко-советской дружбы.

Роль Н. П. Леже в культуре ХХ столетия определяется в большей степени ее общественной деятельностью, близостью к Ф. Леже и ведущим мастерам европейского искусства, нежели непосредственно ее творчеством. Вместе с тем работы художницы представляют собой достаточно значительное явление в искусстве. В ранний период Леже находилась под влиянием идей Малевича и, хотя непосредственно не входила в его окружение, ее картины конца 1910-х — начала 1920-х неразрывно связаны с историей русского авангарда. На позднее творчество значительное влияние оказало искусство Ф. Леже. Произведения художницы находятся в ряде музейных и частных собраний, в частности в Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».