Баранов-Россине Владимир Давидович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Шулим-Вольф 1888–1944

БАРАНОВ-РОССИНЕ Владимир (Шулим-Вольф) Давидович

1 января 1888 (село Большая Лепатиха Таврической губернии) — январь 1944 (Аушвиц, Германия)

Живописец, график, скульптор, изобретатель

Из мещанского сословия. В 1903–1908 посещал Одесское художественное училище. В 1908 приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств, но на занятиях не присутствовал и через год за это был отчислен.

С 1907 начал участвовать в первых авангардистских выставках: «Стефанос» (1907, Москва); «Звено» (1908, Киев); «Венок-Стефанос» (1909, Санкт-Петербург); «Импрессионисты» (1909–1910, Петербург, Вильно, Берлин); выставке в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (1919, Петроград).

В 1910 уехал в Париж, где поселился в колонии художников «Улей» по соседству с М. Шагалом, О. Цадкиным, А. Архипенко, Х. Сутиным, А. Модильянии и другими. Под псевдонимом Россине (а потом и удвоив фамилию) выставлял в салонах свои футуристические и супрематические композиции, а также скульптуры — например, в Салоне Независимых представил «Симфонию № 2» из металлических труб, проволоки и пружин (1914, не сохранилась).

В те же годы заинтересовался идеей музыкального и цветового синтеза посредством использования основных спектральных цветов и подружился с основоположником орфизма Р. Делоне. Под влиянием Делоне созданы такие картины, как «Война», «Голубой апокалипсис». Познакомился с А. Н. Скрябиным и написал его портрет, на котором композитор оставил автограф: «Музыканту красок — Скрябин».

С началом Первой мировой войны, в 1915 Баранов переехал в Скандинавию, жил в Норвегии. Здесь окончательно оформился стиль художника. Он спроектировал «оптофоническое» пианино и провел на нем первые концерты в Христиании (ныне — Осло) и Стокгольме. В норвежской столице состоялась и первая персональная выставка.

В 1917, вернувшись в Россию, обосновался в Москве, где в должности профессора преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), служил при Наркомпросе в коллегии по делам искусств и художественной промышленности, стоял во главе мастерской в ПГСХУМ.

Одновременно работал и в Петрограде: исполнял революционные панно, участвовал в украшении города к первой годовщине Октября (в соавторстве с Б. М. Кустодиевым и К. С. Петровым-Водкиным). В том же 1917 представил свыше 60 своих работ на выставке в Художественном бюро Добычиной (Петроград), а также на экспозиции картин и скульптур художников-евреев (Москва).

Развивая идеи орфизма, в начале 1920-х обратился к светомузыкальным замыслам Скрябина. Сконструировал клавир — усовершенствованный оптофон, за каждой клавишей которого были закреплены определенные звук и цвет. Свет через оптические фильтры проецировался на так называемый «хромотрон» (экран).

Первые «Оптофонические цвето-зрительные концерты» с использованием такого клавира провел в театре В. Э. Мейерхольда (1923) и в Большом театре (1924); сам исполнял «Партию света» в аранжировке симфонического оркестра под руководством В. Сука.

В 1925 поселился в Париже, где запатентовал и активно демонстрировал свое изобретение. Там он продолжил проводить оптофонические концерты. Основал Оптофоническую академию, в которой занимался аудиовизуальными исследованиями и преподавал.

В 1930-е изобрел и другие агрегаты, такие как «хромофотомер» (для проверки качества драгоценных камней) и «мультиперко» (для производства и очистки химических растворов, стерилизации газированных жидкостей; запатентован в 1934), а также «динамический камуфляж» (для маскировки войск; запатентован в 1939).

В области скульптуры и живописи в этот период создавал цикл абстрактных композиций, прочно связанных с музыкальными ассоциациями. В этих композициях использовались принцип «ленты Мёбиуса», полихромия и материалы разного рода и фактуры. Интересовался любыми новейшими живописными течениями, в частности сюрреализмом. Регулярно экспонировался в Салоне Независимых.

Ради заработка художнику приходилось заниматься бизнесом, одно время торговал недвижимостью.

С началом Второй мировой войны отказался покинуть Францию. В ноябре 1943, когда Париж был оккупирован, художника арестовали как еврея и переправили в Германию, где он погиб в нацистском концлагере Освенцим.

В России творчество Баранова-Россине было надолго позабыто. Но сейчас интерес к нему возрождается, обусловленный, вероятно, возрастающим вниманием к картинам художника за рубежом. В 1954 Салон Независимых устроил посмертную выставку Баранова-Россине.

Выставки прошли в Париже (1970, 1972/1973, 1984), Лондоне (1970), а также в Государственной Третьяковской галерее в России в 2004.

Произведения Баранова-Россине находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в музее Людвига в Кельне.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх