1889–1952
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф, теоретик искусства
Из крестьянской семьи. Детство провел в Грузии. С 1909 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1910–1915 занимался живописью и рисунком в петербургской мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, где познакомился с П. Н. Филоновым. В 1914 вместе с Филоновым создал объединение «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», а также выпустил манифест «Сделанные картины», впервые провозгласив принципы аналитического искусства.
Параллельно с художественной деятельностью занимался изучением национальной культуры. В 1914 опубликовал свой первый научный очерк о средневековом чеканщике Беке Опизари.
В 1919–1927 жил во Франции. Изучал историю и культуру Византии под руководством Ж. Милле. В 1923 стал одним из изобретателей стереокино: сконструировал аппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Полемизировал с кубистами; считал, что лишь криволинейная, динамическая линия способна воплотить современный «дух машинизма». Свои теоретические взгляды опубликовал в книгах «О конструктивной картине» (Париж, 1923), «Искусство и пространство» (Париж, 1925). Писал пейзажи Парижа и окрестностей, виды Бретани. Создавал коллажи, в которые включал зеркала, линзы, блестящий металл, стремясь к достижению эффекта внутреннего света, излучаемого самим произведением.
В 1927 вернулся в Грузию. Работал как театральный декоратор во 2-м Государственном драматическом театре в Кутаиси «(Гоп-ля, мы живем», 1928; «Кваркваре Тутабери», 1929), театре им. К. И. Марджанишвили («Гурия Ниношвили», «Гибель эскадры», оба — 1934; «Далекое», 1936; «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», оба — 1937; «Непобедимые», 1945), театре им. Шота Руставели («За тех, кто в море!», 1946; «Начальник станции», 1947) в Тбилиси.
Наряду со сценографией, продолжал заниматься станковой живописью и графикой. Создавал пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины. Выполнял зарисовки из быта имеретинских крестьян. Создал серию гуашей «Сванетия» (1939). Член и экспонент Общества грузинских художников (с 1924).
Преподавал в классе декорационного искусства Тифлисской (Тбилисской) Академии художеств (1928–1942), профессор (с 1934).
Какабадзе — один из наиболее значительных грузинских художников советского периода. Для его ранних произведений (1910-е) характерны эпические мотивы кавказской природы, решенные в символически-обобщенном духе. В 1920-х прошел через увлечение кубизмом, футуризмом, конструктивизмом. В 1930-х вернулся к национально-романтической тематике ранних работ; создавал также картины в духе социалистического реализма. В целом творчеству художника присущи декоративная выразительность колорита, строгость и точность рисунка, гармоничное сочетание четко ограниченных цветовых плоскостей.
Произведения Какабадзе находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Музее искусств Грузии в Тбилиси, Кутаисской картинной галерее и других.
Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе