Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
1914–1915, Санкт-Петербург
Члены: Д. Н. Какабадзе, А. М. Кириллова, Э. А. Лассон-Спирова (Лассонь-Спирова), Е. К. Псковитинов, П. Н. Филонов.
Группа художников; сформировалась после закрытия последней выставки «Союза молодежи» в январе 1914. Официально оформлена не была. В марте группа опубликовала манифест «Сделанные картины», ставший первой печатной декларацией аналитического искусства.
В нем Филонов писал: «цель наша работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, т. к. мы знаем, что самое ценное в картине или рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу... Относительно живописи мы говорим, что боготворим ее, введенную, въевшеюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и рисунков, и на нашу родину перенесем центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемые дивные храмы, искусство кустарей и иконы». Следуя этому принципу «сделанности» организм произведения должен расти, как растет все живое в природе.
К сотрудничеству в группе П. Н. Филонов стремился привлечь К. С. Малевича и М. В. Матюшина, но безуспешно. В 1916 группа фактически распалась из-за мобилизации на фронт ее лидера — П. Н. Филонова.
Вторая попытка организации объединения последователей аналитического искусства была предпринята в первой половине 1920-х: после выставки картин петроградских художников всех направлений (1923) П. Н. Филонову было предложено возглавить мастерскую во Вхутеине, на основе которой впоследствии был основан коллектив «Мастера аналитического искусства».