Art Investment

БИОГРАФИЯ

ДОБРОВ Матвей Алексеевич

27 января (8 февраля) 1877 (Москва) — 13 апреля 1958 (Москва)

График, живописец

Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1897–1900), в Студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1900–1901), МУЖВЗ (1901–1905) у А. С. Степанова, А. Е. Архипова, К. А. Коровина, В. А. Серова, Л. О. Пастернака; одновременно продолжал посещать школу Юона и Дудина. В 1904 за рисунки и 1906 за этюд награждался малыми серебряными медалями. В 1909 был удостоен звания неклассного художника.

Жил в Москве и Калуге. Путешествовал по Европе (1906), жил в Париже (1908–1909), где изучал технику офорта в мастерской Е. С. Кругликовой, занимался рисунком в Школе Ф. Коларосси. Пользовался советами граверов-офортистов В. В. Владимирова и С. С. Голоушева (1909–1912).

Участвовал в оформлении революционных праздников в Москве (1918), агитпоездов им. В. И. Ленина (1918), рисовал плакаты и лубки. Заведовал отделением офорта в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии (1919). Работал научным сотрудником в библиотеке Исторического музея (1921), Гравюрном кабинете ГМИИ (1925). Руководил научно-экспериментальными работами в Студии им. И. И. Нивинского (1934–1936).

Автор пейзажей, жанровых, анималистических, тематических композиций; работал в различных техниках офорта и рисунка. Автор станковых работ (офорт, акватинта, мягкий лак, сухая игла, цветной офорт, цветная акватинта): «Зебры» (1908), «Фонтан Карпо» (1909), «Памятник Вольтеру» (1911), «Уличная сцена в Париже» (1912), «Айседора Дункан. Скифский танец» (1913), «Березы» (1919), «Дубки» (1922), «Зима» (1923), «Церквушка в Плёсе» (1929), «Выстрел с “Авроры”» (1934), «Оленеводческий совхоз» (1935), «Скачки» (1935), «Туркмен (Туркменский всадник)» (1939), «Теленок» (1940), «Освобождение Калуги» (1942), «Преследование разбитого неприятеля» (1943), «В ауле» (1943), «Прошла гроза» (1945), «Сжатое поле» (1948), «Ночное» (1954) и других.

Сотрудничал с издательством «Советская энциклопедия»; выполнил иллюстрации к книгам «Прикованный Прометей» Эсхила (М., 1935), «Первая книга о растениях» Л. Кона (М., 1947). Создавал экслибрисы (А. А. Сидорова, В. Я. Адарюкова). Участвовал в монументально-декоративных работах на ВСХВ (1937–1939).

С 1907 — участник выставок. Член и экспонент объединений: Товарищество независимых (1907), «Московский салон» (1911, 1913, 1916, 1917, 1918, 1920–1921), Московское товарищество художников (1912, 1913), Профессиональный Союз художников-живописцев (1918), Союз русских художников (1923), «Жар-цвет» (1925–1928), Ленинградское общество экслибрисистов (1925–1926), Ассоциация художников-графиков (1927), «Искусство движения» (1928). Член Профессионального союза художников-граверов (1919), Российского общества друзей книги (1920–1929), секции изучения книг и экслибрисов Всесоюзного общества филателистов (1929–1935), МОССХ (МССХ — МОСХ, с 1932).

Экспонировался на выставках: «Художники Москвы — жертвам войны» (1915), 1-й и 2-й выставках московского хранилища произведений современного искусства (1919), 1-й выставке картин, рисунков и скульптуры Дворца искусств (1919), 3-й Государственной выставке картин (1919), 6-й Государственной выставке гравюр (1919), 9-й Государственной выставке работы Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919), «Гравюра СССР за 10 лет» (1927), «Рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), 1-й передвижной выставке живописи и графики (1929), работ бригады офортистов МОССХ (1936), советской гравюры к 20-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (1937), офорта, посвященной 5-летию существованию офортной мастерской им. И. И. Нивинского (1939), «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942), пейзажа (1944), Всесоюзных художественных выставках (1945 — «Героический фронт и тыл», 1946, 1954, 1955), 1-й выставке офорта московских художников (1956), 1-й выставке эстампов московских художников (1957) в Москве; картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (1918); современного искусства в Симферополе (1927); 4-й выставке картин современных русских художников в Феодосии (1928); «Художественный экслибрис» в Ленинграде (1928); рисунков (1930), советского художественного эстампа (1941) в Перми; «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933) в Ленинграде и Москве и других.

Участник многих зарубежных выставок: XIV Международной выставки искусств в Венеции (1924); советского искусства по Японии (1927, Токио — Осака — Нагоя), в Винтертуре (1929), Лондоне (1930, 1934, 1938), Афинах (1934), Копенгагене (1936), Осло (1936, 1938), Нью-Йорке (1940), Дамаске (1955).

Провел персональные выставки в Перми (1927), Калуге (1938), Иркутске (1940, 1958), Москве (1944).

Преподавал в гимназиях (1904–1906, 1914–1918), Школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1916–1917), на географическом факультете МГУ (1921–1936), вел курс офорта в Московском полиграфическом институте (1933–1934), в Институте повышения квалификации художников книги и графиков (1935–1936), Московском институте изобразительных искусств — Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1935–1958), в Студии им. И. И. Нивинского (1950-е); профессор (с 1940). Действительный член Российской (Государственной) Академии художественных наук (с 1923). Автор статей: «Техника иллюстрированной книги XVIII века» (сб. Книга в России. М., 1924), «Техника офорта» («Юный художник», 1940, № 8).

Посмертные выставки работ состоялись в Калуге (1964), Москве (1964).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях — Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее.

Источники:

1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок ХХ века. М., 2012, т. 3, кн. 1. С. 193–199.

2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 409–410.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе