График, живописец
Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1897–1900), в Студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1900–1901), МУЖВЗ (1901–1905) у А. С. Степанова, А. Е. Архипова, К. А. Коровина, В. А. Серова, Л. О. Пастернака; одновременно продолжал посещать школу Юона и Дудина. В 1904 за рисунки и 1906 за этюд награждался малыми серебряными медалями. В 1909 был удостоен звания неклассного художника.
Жил в Москве и Калуге. Путешествовал по Европе (1906), жил в Париже (1908–1909), где изучал технику офорта в мастерской Е. С. Кругликовой, занимался рисунком в Школе Ф. Коларосси. Пользовался советами граверов-офортистов В. В. Владимирова и С. С. Голоушева (1909–1912).
Участвовал в оформлении революционных праздников в Москве (1918), агитпоездов им. В. И. Ленина (1918), рисовал плакаты и лубки. Заведовал отделением офорта в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии (1919). Работал научным сотрудником в библиотеке Исторического музея (1921), Гравюрном кабинете ГМИИ (1925). Руководил научно-экспериментальными работами в Студии им. И. И. Нивинского (1934–1936).
Автор пейзажей, жанровых, анималистических, тематических композиций; работал в различных техниках офорта и рисунка. Автор станковых работ (офорт, акватинта, мягкий лак, сухая игла, цветной офорт, цветная акватинта): «Зебры» (1908), «Фонтан Карпо» (1909), «Памятник Вольтеру» (1911), «Уличная сцена в Париже» (1912), «Айседора Дункан. Скифский танец» (1913), «Березы» (1919), «Дубки» (1922), «Зима» (1923), «Церквушка в Плёсе» (1929), «Выстрел с “Авроры”» (1934), «Оленеводческий совхоз» (1935), «Скачки» (1935), «Туркмен (Туркменский всадник)» (1939), «Теленок» (1940), «Освобождение Калуги» (1942), «Преследование разбитого неприятеля» (1943), «В ауле» (1943), «Прошла гроза» (1945), «Сжатое поле» (1948), «Ночное» (1954) и других.
Сотрудничал с издательством «Советская энциклопедия»; выполнил иллюстрации к книгам «Прикованный Прометей» Эсхила (М., 1935), «Первая книга о растениях» Л. Кона (М., 1947). Создавал экслибрисы (А. А. Сидорова, В. Я. Адарюкова). Участвовал в монументально-декоративных работах на ВСХВ (1937–1939).
С 1907 — участник выставок. Член и экспонент объединений: Товарищество независимых (1907), «Московский салон» (1911, 1913, 1916, 1917, 1918, 1920–1921), Московское товарищество художников (1912, 1913), Профессиональный Союз художников-живописцев (1918), Союз русских художников (1923), «Жар-цвет» (1925–1928), Ленинградское общество экслибрисистов (1925–1926), Ассоциация художников-графиков (1927), «Искусство движения» (1928). Член Профессионального союза художников-граверов (1919), Российского общества друзей книги (1920–1929), секции изучения книг и экслибрисов Всесоюзного общества филателистов (1929–1935), МОССХ (МССХ — МОСХ, с 1932).
Экспонировался на выставках: «Художники Москвы — жертвам войны» (1915), 1-й и 2-й выставках московского хранилища произведений современного искусства (1919), 1-й выставке картин, рисунков и скульптуры Дворца искусств (1919), 3-й Государственной выставке картин (1919), 6-й Государственной выставке гравюр (1919), 9-й Государственной выставке работы Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919), «Гравюра СССР за 10 лет» (1927), «Рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), 1-й передвижной выставке живописи и графики (1929), работ бригады офортистов МОССХ (1936), советской гравюры к 20-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (1937), офорта, посвященной 5-летию существованию офортной мастерской им. И. И. Нивинского (1939), «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942), пейзажа (1944), Всесоюзных художественных выставках (1945 — «Героический фронт и тыл», 1946, 1954, 1955), 1-й выставке офорта московских художников (1956), 1-й выставке эстампов московских художников (1957) в Москве; картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (1918); современного искусства в Симферополе (1927); 4-й выставке картин современных русских художников в Феодосии (1928); «Художественный экслибрис» в Ленинграде (1928); рисунков (1930), советского художественного эстампа (1941) в Перми; «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933) в Ленинграде и Москве и других.
Участник многих зарубежных выставок: XIV Международной выставки искусств в Венеции (1924); советского искусства по Японии (1927, Токио — Осака — Нагоя), в Винтертуре (1929), Лондоне (1930, 1934, 1938), Афинах (1934), Копенгагене (1936), Осло (1936, 1938), Нью-Йорке (1940), Дамаске (1955).
Провел персональные выставки в Перми (1927), Калуге (1938), Иркутске (1940, 1958), Москве (1944).
Преподавал в гимназиях (1904–1906, 1914–1918), Школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1916–1917), на географическом факультете МГУ (1921–1936), вел курс офорта в Московском полиграфическом институте (1933–1934), в Институте повышения квалификации художников книги и графиков (1935–1936), Московском институте изобразительных искусств — Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1935–1958), в Студии им. И. И. Нивинского (1950-е); профессор (с 1940). Действительный член Российской (Государственной) Академии художественных наук (с 1923). Автор статей: «Техника иллюстрированной книги XVIII века» (сб. Книга в России. М., 1924), «Техника офорта» («Юный художник», 1940, № 8).
Посмертные выставки работ состоялись в Калуге (1964), Москве (1964).
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях — Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее.
Источники:
1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок ХХ века. М., 2012, т. 3, кн. 1. С. 193–199.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 409–410.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе