Art Investment

Русский авангард: столицы и провинция

Выставка в саратовском Радищевском музее представляет живописные и графические произведения, скульптуру, фарфор и печатные издания первых десятилетий двадцатого века

В Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева открылась выставка «Русский авангард: столицы и провинция», включающая живописные и графические произведения, скульптуру, фарфор и печатные издания первых десятилетий двадцатого века. Это была эпоха смелых художественных опытов, когда происходило разрушение устоявшихся стереотипов и шли активные поиски новых форм, возникали разнообразные творческие направления и группировки.

Коллекция авангардного искусства Радищевского музея насчитывает более 200 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, книг. Она сложилась благодаря двум основным потокам поступлений: в 1920-е годы — от авторов и из Государственного музейного фонда, в 1960–70-е годы — от наследников художников и частных коллекционеров. Наряду с работами из коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, на выставке экспонируются живописные произведения из картинной галереи Вольского краеведческого музея.

Наиболее значительной в собрании музея является подборка произведений мастеров объединения «Бубновый валет». Группа «Бубновый валет» ведет свое начало от одноименной выставки 1910 года, в которой приняли участие молодые выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Этих художников объединяло стремление усилить декоративное начало в живописи с помощью насыщенного цвета и выразительной формы. В своих творческих поисках они опирались на достижения французской живописи эпохи постимпрессионизма, в частности на работы Поля Сезанна, а также использовали традиции народной ярмарочной вывески. На выставке демонстрируются картины выдающихся мастеров этого объединения: Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, Роберта Фалька, Александра Куприна, Аристарха Лентулова, Давида Бурлюка.

Экспозиция выставки дает представление о развитии русской художественной культуры 1910–20-х годов — от произведений художников бубнововалетовцев до смелых экспериментов мастеров беспредметного искусства. На выставке показаны произведения Ольги Розановой, Льва Циперсона, Веры Пестель, Александры Экстер, Бориса Эндера, оставивших заметный след в авангардном движении своей эпохи.

Отдельным блоком показаны творческие поиски саратовских живописцев и графиков. Из тех, кто стоял у истоков саратовского авангарда, в музейном собрании наиболее полно представлен Валентин Юстицкий. Человек необычайно одаренный и артистичный, восприимчивый ко всему новому, Юстицкий прошел через увлечение примитивизмом, кубизмом, футуризмом, конструктивизмом, иногда практически в одно и то же время создавал работы в совершенно разной стилистике. Еще один яркий представитель саратовского авангарда — Давид Загоскин. Судя по трем сохранившимся авангардным композициям, формально-пластические искания художника развивались от кубизма в направлении конструктивизма. Работы Музы Егоровой-Троицкой и Алексея Арапова написаны во время их учебы в мастерской Юстицкого и представляют собой не самостоятельные творческие произведения, а постановочные композиции, нацеленные на освоение приемов кубизма. Евгения Егорова интересовала бурлившая вокруг сложная и противоречивая жизнь, мир «маленького» человека со всеми заботами и нехитрыми радостями. Жанровые живописные и графические работы, в которых проявился интерес художника к социальной реальности, сохранили для нас множество характерных примет жизненного уклада двадцатых годов, порой оставшись едва ли не единственными свидетельствами «бытового поведения» самых обычных жителей Саратова.

В раздел декоративно-прикладного искусства включены образцы «агитационного фарфора» с лозунгами и революционной символикой. Первые его образцы появились осенью 1918 года. Ведущая роль в создании новой стилистики принадлежит Сергею Чехонину, который заложил основы декоративного стиля агитационного фарфора, основанного на сочетании символических изображений или эмблем и поясняющих их надписей.

Выставка «Русский авангард: столицы и провинция» дает возможность понять, к чему стремились идеалисты и романтики 1920-х годов, свято верившие в высокую миссию искусства и его способность сотворить новый совершенный мир.

Источник: radmuseumart.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20151012_radmuseum_avanguard.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20151012_radmuseum_avanguard.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».