«”Шальные годы” Монпарнаса» в Пушкинском музее
Завтра в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка крупнейших мастеров Парижской школы — Жюля Паскина и Леонара Фужиты
ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет серию выставок, посвященных крупнейшим мастерам Парижской школы. Экспозиция «”Шальные годы” Монпарнаса» станет продолжением выставки «Парижская школа», которая прошла в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2011–2012 годах и стала своего рода «коллективным портретом» мастеров этого сообщества художников.
Понятие «Парижская школа» первым стал использовать французский критик Андре Варно, мастерами Парижской школы он называл художников, приехавших в Париж из разных стран в первой половине XX века. К этому сообществу относят Хаима Сутина, Марка Шагала, Амедео Модильяни, Кеса ван Донгена, Константина Бранкузи, Луи Маркуси, Джино Северини и многих других.
В начале XX века Париж был художественной столицей и интеллектуальным центром мира, который притягивал художников со всего света, именно здесь зарождались главные направления нового искусства. Доступная жизнь, политическая свобода, многочисленные мастерские, художественные академии, признанные преподаватели, салоны, галереи и музеи сделали Париж пристанищем и настоящей школой для художников-иммигрантов. Выставка «”Шальные годы” Монпарнаса» познакомит российского зрителя с творчеством двух ярких мастеров Парижской школы — Жюля Паскина и Леонара Фужиты.
Решение объединить произведения Паскина и Фужиты в рамках одной выставки принято кураторами не случайно. Оба мастера были талантливыми графиками и живописцами, оба переехали в Париж в начале творческого пути, оба увлекались экзотическими путешествиями. Есть немало параллелей и в жанровых предпочтениях, активное взаимодействие их творческих индивидуальностей очевидно не только для профессионалов, но и для любителей искусства.
Жюль Паскин (1885–1930), живописец и график, первоначально работал в стилистике модерна. Родился в Болгарии, художественное образование получил в Австрии и Германии, во время учебы увлекался журнальной карикатурой. После переезда в Париж выработал собственный эмоциональный и экспрессивный стиль. Наиболее известна его манера, называемая «перламутровой»: художник добивается эффекта прозрачности, контуры и цветовые пятна накладываются друг на друга. В творческом наследии Паскина — работы на библейские и мифологические сюжеты, а также многочисленные произведения в жанре ню.
Леонар Фужита (1886–1968), французский живописец и график японского происхождения. Фужита органично объединил приемы и принципы японской культуры с европейскими традициями в космополитичной среде Парижа. Его работы тонки по технике, наполнены романтизмом. Острая наблюдательность прослеживается в многочисленных путевых зарисовках и монументальных композициях, а также в знаменитых ню 1920–30-х годов. В манере художника сочетается мастерство японского каллиграфа и европейского рисовальщика-виртуоза.
Работам обоих мастеров отведено равнозначное экспозиционное пространство на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. На выставке представлены более сорока произведений каждого из мастеров; что предоставит зрителям возможность познакомиться со всеми этапами их творчества. Залы, отведенные для выставки, расположены по кругу и кураторы решили использовать пространство таким образом, чтобы гости могли войти в экспозицию с двух сторон, увидев в одной части работы Жюля Паскина, а в другой — Леонара Фужиты.
Своего рода связующим звеном станет центральный зал, отведенный для показа работ отечественных художников, современников представителей Парижской школы. Эстетика Паскина и Фужиты была по-своему понята мастерами отечественного «тихого искусства» 1920–30-х годов и претворена в их произведениях. Опыт французских художников стал отправной точкой для их собственных экспериментов. Зрители увидят произведения мастеров межвоенной эпохи — Даниила Дарана, Николая Кузьмина и других. Центральная роль в выставочном пространстве отведена работам Татьяны Мавриной.
Над выставкой работала группа кураторов: французский исследователь, историк искусства, эксперт по наследию Леонара Фужиты Сильви Бюиссон и научные сотрудники-хранители ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексей Петухов и Виталий Мишин. Деятельную поддержку оказал парижский коллекционер Бенуа Сапиро.
В экспозиции представлены произведения из Музея современного искусства (Париж), Национального музея современного искусства (Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж), Общества друзей Пти Пале (Женева), ГМИИ им. А. С. Пушкина, других крупных музеев и частных собраний Франции, Бельгии, Швейцарии и России.
Источник: arts-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150928_gmii_shalnie_gody.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150928_gmii_shalnie_gody.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.