«Русское зарубежье. Художник и книга»: выставка в Подольске
В Подольском выставочном зале сегодня открывается выставка «Художник и книга» из цикла «Русское зарубежье». На выставке работ из частного собрания представлены работы Андре Ланского, Анны Старицкой, Леопольда Сюрважа, Леона Зака и др.
Сегодня в Подольском выставочном зале открывается выставка «Художник и книга». Выставка, представляющая произведения из частного собрания, продолжает цикл «Русское зарубежье». В экспозицию вошли книги, иллюстрированные художниками, книги художника (livre d’artiste), а также работы, в основе которых лежат цитаты из литературных произведений. Представлены произведения Андре Ланского, Анны Старицкой, Леопольда Сюрважа, Леона Зака и др.
Иллюстрации к литературным произведениям занимают свое место в творчестве этих мастеров, но наряду с книжной графикой они работали и над книгой художника (livre d’artiste), синтетическим видом искусства, который оказался одним из звеньев, связывавших визуальное искусство и литературу, художников, издателей и писателей разных стран.
Уникальный феномен книги художника возник во Франции на рубеже XIX и XX веков. Классическая книга художника включает в себя, наряду с художественным произведением, оригинальную печатную графику: литографии, офорты. Каждый экземпляр книги, как правило, подписан автором, художником или издателем.
В книге художника особым образом соотносятся иллюстрации и текст: с одной стороны, текст играет важную роль (в том числе как мотивация для художников), с другой — графические листы составляют параллельный текст, свободный от задачи прямого иллюстрирования литературного материала. Так каждый из представленных художников по своему подходил к работе над произведением.
«Кортеж» Андре Ланского, созданный в сотрудничестве с поэтом и издателем Пьером Лекюром (Pierre Lecuire), решен в смелых графических образах, в линии, которая задает тон для световой гармонии. Ярчайшие цветные абстракции Андрея Ланского взрываются перед глазами читателя неожиданно и смело.
В 1912–1913 Соня Делоне (Sonia Delaunay) вместе с мужем, Робером Делоне, разработали принципы симультанизма, которые основаны на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях. Этот же принцип Соня Делоне использовала при оформлении «Азбуки для детей». Автор предлагает подойти к изучению алфавита с хорошим юмором, через абстрактное искусство, его фейерверк цвета, движение. Соня Делоне заставляет буквы танцевать и подскакивать, раскачиваться на качелях. Каждая буква располагается на двойном листе и каждая из них сопровождается коротким текстом.
На основе существующей кубистической традиции Леопольд Сюрваж создал собственную систему организации пространства и перспективы, в которой существуют его многочисленные пейзажи. В этой же системе выстроены и иллюстрации к поэме Жана Кокто (Jean Cocteau) «Пегас».
В экспозиции выставки представлены работы Анны Старицкой, в которых можно проследить развитие творческого потенциала художницы при работе над текстом и оформлением книги. Старицкая вписывает предмет или текст в ритмически организованное пространство, создавая единый живописный и графический нефигуративный рисунок.
Источник: пресс-релиз выставки
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150820_artist_and_book.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150820_artist_and_book.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.