«Казанский авангард. 1910–30-е» в Казани
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открыта выставка, освещающая интереснейший пласт искусства Татарстана — творчество художников казанского авангарда первой трети ХХ века
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» в казанском кремле открыта выставка «Казанский авангард. 1910–1930-е». На выставке представлен интереснейший пласт искусства Татарстана. Он отражал поиски нового художественного языка, соответствующего изменяющимся условиям жизни, дерзким устремлениям художественной молодежи Казани конца 1910-х — 1930-х годов и формировался сначала в Казанской художественной школе, а затем в созданных на ее базе Казанских свободных государственных художественных мастерских.
Сохранившийся в собрании ГМИИ РТ пласт произведений, не отражая всего, что было создано казанскими художниками 1920-х, убедительно показывает, как казанские «левые» получали яркие результаты в живописи, станковой и книжной графике, плакате, театрально-декорационном искусстве.
Художники, близкие по своему мировоззрению и художественным устремлениям, создавали творческие объединения, что стало особенностью этого периода.
Первое авангардное объединение Казани — союз «Подсолнечник» (1918) — представлен живописным творчеством своего лидера К. К. Чеботарёва, который активно осваивал разнообразные художественные направления от примитивизма до фовизма. Широкое движение ТатЛЕФ (1923–1926), объединившее художников, литераторов, музыкантов, театральные коллективы, с активно действующим национальным крылом СУЛФ претворяло в жизнь идеи производственного искусства, которые наиболее ярко проявились в искусстве татарской книги. Книжная графика и плакаты одного из самых ярких татарских художников новой формации, Ф. Ш. Тагирова, вошедшего в историю не только татарского, но и русского советского искусства, демонстрируют созданный им неповторимый стиль, представляющий своеобразный восточный вариант конструктивизма.
Молодые художники, подписавшие «Декларацию пяти» (1927), воплощали в своих работах идею «нового реализма в живописи», что убедительно демонстрируют полотна Е. А. Александрова и Н. С. Ломоносова. Новаторское творчество Б. И. Урманче, на формирование которого оказал решающее воздействие известный московский художник авангардист А. В. Шевченко, представлено работами конца 1920-х годов. Рядом с ними живописные полотна и книжная графика его учеников — Ш. Н. Мухамеджанова, Д. Н. Красильникова и других из плеяды молодых татарских художников 1920-х.
Впервые в таком полном объеме на выставке представлено творческое наследие казанского графического коллектива «Всадник» (1920–1924) — одного из немногих в российской провинции 1920-х годов объединений, программно заявившего о развитии гравюры как самостоятельного искусства и выпустившего ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр. Издания «Всадника» получили широкое признание уже в 1920-е годы, а сегодня являются предметом вожделения для музеев и коллекционеров. В творчестве И. Н. Плещинского, Н. С. Шикалова, А. Г. Платуновой, В. Э. Вильковиской и других членов коллектива нашло отражение увлечение немецким экспрессионизмом, оказавшимся созвучным трагическому мироощущению художественной интеллигенции Казани 1920-х. Только на страницах графических альманахов «Всадник» сохранились опыты казанских абстракционистов М. И. Меркушева и С. С. Федотова. Яркими страницами деятельности «Всадника» стало сотрудничество с казанским поэтами, для которых И. Н. Плещинский, К. К. Чеботарев, А. Г. Платунова и другие Участники объединения оформляли поэтические сборники, и с экспериментальным молодежным театром КЭМСТ, для которого М. В. Барашов, К. К. Чеботарев и А. Г. Платунова оформили немало спектаклей.
За короткий срок в трудных условиях казанскими художниками было создано достаточно для того чтобы говорить о казанском авангарде как о целостном явлении со своими специфическими особенностями, обусловленными взаимовлиянием и сложным синтезом русских и европейских форм авангарда, обогащенных татарскими национальными традициями. Если понятие «русский авангард» сегодня известно всем и подразумевает вполне определенный, ставший традиционным набор имен и символов, то казанское искусство 1910–30-х годов, представленное на выставке, демонстрирует, что границы его гораздо шире очерченных Москвой и Петербургом.
Источник: izo-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131225_kazan_avangard.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131225_kazan_avangard.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.