Art Investment

Художники и цены

Всадник

1920–1924, Казань

Члены: М. Г. Андреевская, М. В. Барашов (Барашев), А. В. Бутин, В. Э. Вильковыская (Вильковиская), П. Е. Корнилов, М. И. Меркушев, Д. П. Мощевитин, А. Г. Платунова, И. Н. Плещинский, Н. М. Сокольский, И. Стаднюк, Д. М. Фёдоров, С. С. Федотов, К. К. Чеботарёв, Н. С. Шикалов.

Выставки: 1-я (1920, Казань); 2-я государственная выставка живописи, скульптуры и архитектуры (1921, Казань); выставка современной русской графики (1922, Казань); «Русский книжный знак» (1923, Казань).

Возник осенью 1920 на основе граверного класса Казанских государственных художественных мастерских (бывшая Казанская художественная школа). Название призвано было провести параллель с мюнхенским «Синим всадником» и творчеством немецких экспрессионистов, на которое в значительной степени ориентировались участники. Эмблемой выбрана гравюра И. Н. Плещинского с изображением всадника в рабочей блузе. Председателем стал И. Н. Плещинский, товарищем председателя — Н. С. Шикалов, секретарем — Д. М. Фёдоров.

Коллектив выпускал графический альманах «Всадник» (№№ 1–4), а также малотиражные альбомы и папки (30–50 экземпляров), в том числе: «Восточный орнамент» (1920), «Трое. А. Платунова, К. Чеботарёв, Д. Мощевитин» (1922), «Автографы» (1922), «Казанские книжные знаки» (1923); авторские альбомы: «Литографии», «Офорты» (оба — 1920), «18 автолитографий» (1921) И. Н. Плещинского; «Виньетки», «Графика» (оба — 1921), «Сказки» (1922) А. Г. Платуновой; «Революция» (1921), «Эскизы» (1922) К. К. Чеботарёва; «Лица» В. Э. Вильковиской (1922), «Около казанской рампы», «Мастфор» (оба — 1923) М. В. Барашова и другие. Готовились к изданию: «Казань в цветных гравюрах», «Офорты» Н. С. Шикалова, «Графика» Д. М. Фёдорова. Участники также активно занимались оформлением книг для сторонних издательств.

В первом номере альманаха была помещена статья И. Н. Плещинского и Н. С. Шикалова «Геройству будней», в которой художники сформулировали программу коллектива — развитие гравюры как самостоятельного искусства, создание в России так называемой «книги художника»: «Сплотившись в графический коллектив, вооруженный желанием реализовать творческую энергию художника и выявить свою личность в современности, альманахами и отдельными авторскими папками… Начиная с клише, каждый оттиск во всех стадиях своего развития выполнен самим автором и носит в себе характер его творческой личности, рожденной современностью. Так мы идем к тому, когда в художнике соединяется в одно артист и рабочий. В России почти совершенно не знают книги, иллюстрации которой были бы выполнены самим художником в его Графической мастерской. Фото-механический процесс воспроизведения художественной мысли вытеснил собой мастерство и вкус автора… мы сегодня, умудренные опытом отцов, возвращаемся к младенческим годам иллюстрации, когда художник-график, закрепив резцом на доске свою мысль, сам же выявлял ее и дальше, осуществляя до конца свои задания».

Общество провело одну выставку в конце 1920 года, 5 художников экспонировали 116 работ (рисунки, акварели, литографии, линогравюры, офорты, ксилографии). Выставка сопровождалось изданием каталога. Во вступительной статье «Графическое искусство» Н. С. Шикалов писал: «Перед современными художниками графиками… стоит задача разрабатывать ее (гравюру. — Прим. авт.) как самостоятельное и высокое искусство, дав ей свой законы и свой графический стиль. Наш Коллектив объединен исканием этого стиля…»

В 1921 после гибели Н. С. Шикалова и М. Г. Андреевской (их посмертная выставка состоялась в июле 1921), а также отъезда из Казани И. Н. Плещинского и М. И. Меркушева, группа была преобразована в «Графический коллектив Казанских государственных художественных мастерских»). Во второй состав «Всадника» вошли Д. П. Мощевитин, А. Г. Платунова, С. С. Федотов, К. К. Чеботарёв, М. В. Барашов и искусствовед П. Е. Корнилов. В 1924 коллектив прекратил существование.

Источники:

1. Архумас. Казанский авангард 20-х. Каталог выставки. ГМИИ РТ, галерея «Арт-Диваж». М., 2005.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 65.
3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 48–49.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ШАРШУН Сергей Иванович (1888–1975) Мистическое сердце. 1953 (20,7 × 44,8 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович (1872–1943) Море, горы, облака. 1941 (42,8 × 70 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861–1939) К вечеру. Пруд в Абрамцеве. Вторая половина 1880-х (25,5 × 33 см)

Текущая ставка110000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».