«Искусство, с которым я живу». Из собрания Михаила Барышникова
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка произведений из коллекции выдающегося танцовщика Михаила Барышникова. В экспозиции — работы Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Сергея Судейкина, Александра Бенуа и др.
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина
23 октября 2013 — 19 января 2014
Москва, ул. Волхонка, 10
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина вчера открылась выставка «Искусство, с которым я живу». Впервые в России представлена художественная коллекция выдающегося танцовщика XX века, хореографа, актера и коллекционера Михаила Барышникова.
Многие годы Михаил Барышников является другом музея. В декабре 2005 — январе 2006 в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла выставка фоторабот М. Барышникова «Moment in Time — Михаил Барышников: фотографии» и выставка 28 акварелей Максимилиана Волошина из его собрания, которая была передана в дар Отделу личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Нынешняя выставка организована по инициативе президента ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой. Спонсором выставки является ABA Gallery, New York, президент Анатолий Беккерман.
Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Обучался в Рижском хореографическом училище (1958–1964), затем в Ленинградском академическом хореографическом училище им. А. С. Вагановой (1964–1967). В 1967–1974 танцевал в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), где исполнял ведущие классические партии. Заслуженный артист РСФСР (с 1973). Обладатель золотых медалей международных балетных конкурсов в Варне (Болгария, 1966) и Москве (1969), премии им. Вацлава Нижинского Парижской академии танца (1969).
В 1974-м после гастролей труппы Большого театра в Торонто (Канада) Барышников не вернулся в СССР и переехал в США. Он был премьером, балетмейстером (1974–1978) и художественным руководителем (1980–1989) «Американского театра балета» («American Ballet Theatre»), премьером «Нью-йоркского городского балета» («New York City Ballet», 1978–1979). Наряду с исполнением классического репертуара, занимался экспериментами в области танца «модерн» и «постмодерн». Танцевал в постановках Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, Р. Пети, Дж. Ноймайера, А. Эйли и др. В 1990 вместе с хореографом Марком Моррисом основал собственную труппу «White Oak Dance Project», которую возглавлял до 2003. С 2005 является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова». М. Барышников много работает в кино и на телевидении, играет в драматических спектаклях («Метаморфозы», 1989; «В Париже», 2011; «Старуха», 2013), занимается фотографией. Барышников — троекратный лауреат премии «Эмми».
Коллекцию графических работ Михаил Барышников собирал на протяжении последних двадцати пяти лет. Искусство движения — вот тот эстетический стержень, вокруг которого маэстро строит свое собрание. Сцена «вылепила» жизнь Барышникова. Закономерно, что он выбрал в качестве объекта коллекционирования произведения, связанные с театром: эскизы декораций и костюмов для спектаклей, изображения репетиций и премьер, портреты известных театральных деятелей. Интересующие Барышникова виды графики (карандашный рисунок, акварель) сами по себе являются воздушными и бесплотными, зыбкими и полупрозрачными; они далеки от репрезентативных портретов XIX века и современных перегруженных мультимедийных инсталляций. Как пишет известный американский специалист по русскому искусству Дж. Э. Боулт, «М. Барышникову больше по вкусу намек, а не иллюзия, изящество, а не тяжеловесность». Поэтому работы Александра Бенуа являются краеугольным камнем коллекции (эскизы декораций к балетам «Щелкунчик» и «Жизель») и пленяют зрителя своей утонченностью и сдержанностью, становятся метафорами танца — светлого, гармоничного, как движения самого Барышникова в балете «Аполлон» или «Блудный сын» и других постановках.
Подобно разнообразному и меняющемуся репертуару мастера, его коллекция универсальна: она объединяет творчество русских, французских и американских художников XX века, произведения различных стилей и направлений: авангард — «Прохожие» (ок. 1907) Наталии Гончаровой, «Аполлинер и Дягилев» (сер. 1910-х) Михаила Ларионова, «Проект театрального костюма» (1913) Александра Хвостенко–Хвостова, эскизы костюмов Сергея Судейкина; сюрреализм — внутренние пейзажи Павла Челищева — «Голова» (1944) и др., творчество советских художников-нонконформистов — «Разговор» (1957) Александра Арефьева, «Вот это Танец» (1978) Михаила Шемякина, две «Абстракции» конца 1950-х Анатолия Зверева. В особый раздел экспозиции выделен современный сценический дизайн — эскиз костюма для оперы «Кармен» Антони Клаве, эскизы декораций к кинофильму «Каин XVIII» (1962) Валентина Доррера, эскиз занавеса для балета «The Mollino Room» (1986) Дэвида Салле и др. Особой гордостью коллекции являются работы Рауля Дюфи и Жана Кокто.
Всего на выставке представлено около 100 произведений, среди которых графические работы и три живописных произведения: «Прохожие» (ок. 1907) Наталии Гончаровой, «Портрет» (1969) и «Голова» (2000) Олега Целкова.
Выставка «Искусство, с которым я живу» из собрания Михаила Барышникова — это отражение судьбы самого коллекционера, его эстетических предпочтений и интересов, свидетельство вкуса и творческого гения ее создателя.
В 2013 году он передал свою коллекцию в фонд Baryshnikov Art Center, в котором воплотилась его давняя мечта создать в Нью-Йорке центр искусств для проведения встреч творческих людей всех направлений из разных стран.
Источник: artsmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131024_baryshnikov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131024_baryshnikov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.