Александр Ройтбурд: «Всеобщий МАКРОинсектарий»
8 октября 2013 в Арт-галерее «К35» открывается выставка украинского живописца Александра Ройтбурда. В экспозиции — около 20 полотен, созданных за последние пять лет
Выставка современного украинского художника Александра Ройтбурда «Всеобщий МАКРОинсектарий» пройдет в столичной Арт-галерее «К35» с 9 октября по 10 ноября 2013. Экспозицию составят около 20 масштабных холстов мастера, созданных за последние пять лет.
Живопись Ройтбурда всегда узнаваема. Ей неизменно присуща плотность и материальность, тяжеловесная пульсирующая фактура, скульптурная пластика и тонкая колористическая оркестровка. В своих работах художник часто выстраивает многоплановые мизансцены, соединяет несоединимое: «В “операционной Ройтбурда” (©М. Рашковецкий) фэнтези микшируется с реальностью, треш с классикой, раритеты с фейками, абсурд с галлюцинацией, китч с фантомами подсознания, а из каждого стыка предательски “торчат уши“ удивительной компьютерной программы “фотошоп“, значительно облегчившей художникам их нелегкий труд».
В своем новом проекте художник с энтузиазмом натуралиста исследует взаимоотношения двух миров: мира человека, который сам себя называет «царем природы», и мира насекомых — значительно более древнего и на много порядков превосходящего людей по численности. На самом деле человек даже не подозревает о том, сколько вокруг него насекомых. На одном гектаре земли их может быть до 10 миллионов.
«МАКРОинсектарий» Ройтбурда погружает зрителя в пространство тотальной фантасмагории, постановочно-декларативной, телесной, экспрессивной и декадентской. «Мне захотелось создать какую-то очень еврейскую фантасмагорию. Не ностальгический перевернутый мир шагаловского местечка, но беспокойную замкнутую реальность, напоенную всепроникающим безумием, фобиями и перверсиями, как у Бруно Шульца. Показать сон о ней, какую-то болезненную, абсурдную трагедию без сюжета, с растекшимся временем, галлюцинацию в духе Кафки, — пишет сам художник. — Я представил своих персонажей в неглубоком пространстве (следствие агорафобии), на фоне даже не декорации, а условного задника. Функционально это хирургический стол, готовый к встрече зонтика со швейной машинкой. В качестве таковых хаотично левитируют выхваченные из подсознания случайные объекты — ваза клуазоне (для меня прочно ассоциируется с детскими визуальными переживаниями, с сокровищами, таящимися в тяжеловесных буфетах), менора (не требует комментария), совокупляющиеся насекомые (кстати, о Кафке)… Все масштабы и пропорции так же безнадежно нарушены, как и пространственно-временные или сюжетно-логические связи. Плотность и насыщенность фактуры в чем-то соотносятся с барочной насыщенностью прозы Бабеля, где само переживание наделено мучительной телесностью (“О Броды! Мумии твоих раздавленных страстей дышали на меня непреоборимым ядом”)»…
Насекомые, как навязчивые фантомы, сопровождают, а иногда и преследуют человека в повседневных ситуациях. И все же основная сфера интересов Ройтбурда не сами насекомые, а человеческие эмоции. Столкновение с насекомыми порождает в психике человека подсознательные ощущения опасности, отторжения, страха. Это — так называемая энтомофобия. Сам Александр Ройбурд называет себя энтомофилом — куратором и покровителем обитателей едва ли не самой загадочной сферы материального мира. В целом автор рассматривает всю сегодняшнюю реальность сквозь призму методологии выдающегося французского энтомолога Жана Фабра, которую ученый использовал при создании своего эпохального труда «Жизнь насекомых», всячески подчеркивая полное отсутствие различий, а тем более границ между экзистенциальными обличиями «человеческих» персонажей и их «инсектарными» воплощениями. Отталкиваясь от названия фабровского труда, художник создает новый эпос-галлюцинацию, назовем его «Жизнь с насекомыми».
Живописный цикл Ройтбурда утверждает идею целостности мироздания как вечного дома людей, вещей, животных, насекомых, нескончаемой мистерии их трансмутаций, метаморфоз и перерождений.
***
— Мы глазки жуковы.
— Я гусеницын нос.
— Я возникающий из семени овес.
— Я дудочка души, оформленной слегка.
— Мы не облекшиеся телом потроха.
— Я то, что будет органом дыханья.
— Я сон грибка.
— Я свечки колыханье,
— Возникновенье глаза я на кончике земли.
— А мы нули.
— Все вместе мы — чудесное рожденье,
Откуда ты свое ведешь происхожденье.
Николай Заболоцкий
***
Александр Ройтбурд — один из ведущих украинских живописцев
Живет и работает в Киеве. Родился в 1961 году в Одессе. Окончил Одесский педагогический институт (Художественно-графический факультет). В 1960-80-е годы Одесса была единственным городом Украины, где существовала школа неофициального искусства — со своей историей, мифологией, иерархией, квартирными выставками, самиздатом. Эстетические пристрастия Ройтбурда сложились под влиянием художников андеграунда, которые, в свою очередь, были наследниками и продолжателями традиций, восходящих к бурной художественной жизни Одессы 1910–20-х годов.
Учился у Валерия Гегамяна, Олега Соколова, Юрия Егорова, Валентина Хруща и других одесских художников-нонконформистов, а также… у Поля Сезанна, Джорджо Де Кирико, Франческо Клементе, Макса Эрнста.
В конце 1980-х Ройбурд становится одним из лидеров независимого художественного поиска «Украинской волны трансавангарда», наряду с Арсеном Савадовым и Георгием Сенченко, Александром Гнилицким, Олегом Голосием, Олегом Тистолом, Василием Цаголовым и др. На фоне агонии советской империи они создавали огромные живописные полотна, наполненные пафосом разрыва с идеологическими догмами и эстетическими табу.
Ройтбурд — участник и куратор более ста выставок и художественных проектов. С 1987 года, начиная с революционной киевской выставки «Молодость страны», Александр Ройтбурд становится одним из самых известных художников Украины, а в 1988-м (молодежная выставка в Манеже) его признает и Москва.
Один из самых дорогих художников Украины. Картина «Прощание с Караваджо» в июне 2009 года была продана в Лондоне за 97 тысяч долларов.
Работы находятся в собраниях:
МоМА, Нью-Йорк; США
Национальный Художественный музей Украины, Киев;
Государственная Третьяковская галерея, Москва;
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
Пинчук Арт Центр, Киев, Украина;
Художественный музей, Одесса, Украина
Художественный музей университета Дюка, Дюрем, США;
Модерна галериа, Любляна, Словения
и других музейных и многих частных коллекциях.
Кураторы проекта: Люсинэ Петросян, Мария Саава.
Арт-галерея «К35»: www.k35artgallery.com.
Москва, Большой Саввинский переулок, 12, строение 6.
Тел.: + 7 (499) 248–40–54.
Режим работы выставки: вторник — воскресенье: 13:00–20:00. Вход свободный.
Источник: пресс-релиз Арт-галереи «К35»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131008_roitburd.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131008_roitburd.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.