Art Investment

«Красота без гламура» в Русском музее

Русский музей представляет выставку, посвященную жанру ню в русской фотографии ХХ — XXI веков. Экспозиция включает около 80 фотографий, демонстрирующих эволюцию жанра

Вчера в Русском музее открылась выставка «Красота без гламура», посвященная жанру ню в русской фотографии ХХ — XXI вв. Экспозиция включает около 80 фотографий, демонстрирующих эволюцию жанра.

Ню (фр. nu — обнаженный) — жанр в искусстве, изображающий нагое человеческое тело. Первые опыты освоения жанра по времени близки к изобретению дагеротипии (1839). Уже в 1840-е годы в Париже и Лондоне проводились показы «дагеротипных изображений с обнаженной натуры».

Практически все основные жанры фотографии на этапе своего становления опирались на основы классического искусства. Жанр ню не стал исключением.

Самые ранние фотографии, представленные на выставке, созданы художником А. Р. Эберлингом в 1900-х. Позы натурщиц на этих фотографиях повторяют позы моделей его живописных полотен. Фотографы Н. Свищов-Паола, Г. Зимин, Б. Смирнов и М. Пенсон, работавшие в 1920–30-е годы, добивались выразительности снимков, используя формообразующие возможности освещения, что придавало их моделям совершенство и четкость очертаний, подобные скульптурному изваянию. Ю. Ерёмин, А. Гринберг, напротив, работали в пикториальной манере, используя мягкорисующую оптику, добивались живописного эффекта, схожего с работами импрессионистов.

К сожалению, история ню в Советской России была недолгой. Прошедшие в 1925–1928 годах четыре выставки «Искусство движения», на которых демонстрировались в том числе и фотографии обнаженной натуры, стали последними опытами публичного показа. Уже в 1929 году появились статьи, клеймящие фотографов-пикториалистов и признающие работы в жанре ню чуждыми новому времени. Из-за цензурных ограничений в течение многих десятилетий советской власти немногие фотографы, обращавшиеся к теме обнаженного тела, работали полуподпольно. На выставке можно увидеть лишь несколько работ, относящихся к 1940–50-м годам.

Начиная с 1960-х годов — периода оттепели — ситуация стала меняться. Показ на официальных выставках и публикация фотографий обнаженной натуры по-прежнему были практически невозможны, но фотографы, хоть и без надежды на публичную презентацию, все чаще обращались к жанру ню. На 1960–80-е годы приходится творческий расцвет таких фотографов, как Г. Приходько, В. Самарин, С. Леонтьев, Л. Лазарев, С. Князев, В. Бруй.

Лишь в 1990-х, со сменой политического строя, произошло возвращение этого жанра на легальную художественную сцену. 1990-е — 2000-е годы представлены работами А. Чежина, С. Борисова, Г. Майофиса и многих других.

Развитие жанра продолжалось в разных направлениях. Это и следование классицистической презентации тела (С. Намин, В. Григорьев-Башун, А. Полетаева, А. Кривцов) и использование гламурной эстетики глянцевых журналов (Д. Донской, Ivan Warhammer). Обращаются фотохудожники и к старым, ручным техникам (Творческое объединение «Станковая фотография XXI», А. Марьяшин), и к современному осмыслению фотоавангарда, заменяя его технические приемы современными цифровыми технологиями с применением графических редакторов (К. Худяков, Д. Зайцев, А. Гарев), что позволяет авторам буквально творить новую реальность. Это включение обнаженного женского тела в социально-художественный контекст, позволяющее отойти от уже почти рутинного восприятия фотографии в жанре ню как волнующего идеального объекта, возвращение пластике тела индивидуальности, характера, воли (И. Мухин, А. Есипович, Ю. Иво, Д. Куклин).

Источник: rusmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130802_letter_visa.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130802_letter_visa.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».