Елеазар Лангман. Концентрация кадра. 1920–40-е годы
Сегодня в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка фотографа Елеазара Лангмана, составлявшего наряду с Родченко и Игнатовичем ядро фотообъединения «Октябрь», но сегодня практически неизвестного
Сегодня в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка фотографий Елеазара Лангмана «Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы».
Елеазар Михайлович Лангман (1895–1940) остается одной из самых загадочных фигур в истории советской фотографии 1930-х годов. Вокруг его имени, так же как вокруг имен Александра Родченко и Бориса Игнатовича, вместе составлявших ядро фотографического объединения «Октябрь», кипели страсти.
Однако сегодня его работы почти неизвестны. Нет достоверных данных ни о жизни, ни о смерти фотографа. Архив мастера — негативы, фотографии, документы, рукописи (он публиковал статьи в «Советском фото»), по-видимому, утерян, так как последние годы жизни Лангман после развода с женой не имел постоянного пристанища и кочевал из одной фотолаборатории в другую.
Выставка Елеазара Лангмана — это попытка собрать воедино разрозненные факты, документы и снимки и дать наиболее полное представление о личности и творчестве этого яркого и самобытного фотографа.
Лангман исходил из формальных принципов А. Родченко, но выработал свой индивидуальный стиль. Среди других членов группы «Октябрь» Лангман — наиболее крайний, откровенный и смелый экспериментатор. По сравнению с ним Родченко — более классичен, Игнатович — более повествователен в репортаже, Владимир Грюнталь — более осторожен с ракурсами и наклонами.
Лангман объяснял «косину» в своих фотографиях, за которую его так ругала советская критика, как «протест против штампа, серятины в фотографии». В середине 1930-х годов, когда сама «косина» стала штампом, Лангман ставил перед собой иные задачи. Он пытался отказаться от наклона и ракурса, но при этом сохранить композиционную выразительность снимка. В журнале «СССР на стройке», посвященном Казахстану, и фотоальбоме «10 лет Узбекистана» впервые появились снятые Лангманом портреты. Точка зрения — чуть снизу, предельно крупный план, четкая проработка лиц.
Группа «Октябрь» и фотографии Лангмана сыграли роль катализатора в формировании стиля авангардной фотографии в России, стиля журналистской фотографии. Лангман своими работами доказал, что, решая задачи репортера, можно оставаться художником.
Он ловил моменты жизни — положительные и отрицательные: пьяниц на улицах, гадалок в сквере, беспризорных. Но снимки такого типа в печать не попадали: эта реальность не вписывалась в «светлый» образ будущего.
Лангман дружил с писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым и не только снимал этот знаменитый дуэт за работой, но и повлиял своими снимками на характер фотографий самого Ильи Ильфа, который был увлеченным фотолюбителем и снимал этюды — городские виды, прохожих, портреты.
Снимки Лангмана запоминаются внутренней насыщенностью, рассчитанностью. Пользуясь своей маленькой «лейкой», он концентрировал информацию, форму и пространство в кадре.
Источник: пресс-релиз МАММ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130718_mamm_langman.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130718_mamm_langman.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.