Стереофотография. Увидеть мир по-новому
Сегодня в МАММ открывается выставка «С глазу на глаз. Истории стереофотографии» — отличный повод поговорить об искусстве, появившемся в XIX веке и ставшем популярным развлечением для многих людей
Сегодня в МАММ открывается выставка «С глазу на глаз. Истории стереофотографии» — отличный повод поговорить об искусстве, появившемся в XIX веке и ставшем популярным развлечением для многих людей.
Стереофотография — это вид фотографии, основой которого является создание стереоскопического эффекта. Он заключается в том, что две фотографии, снятые с двух ракурсов, человеку представляются в виде одного объемного изображения. «Stereos» в переводе с греческого означает «пространственный, объемный, телесный». Стереофотография привлекала фотолюбителей тем, что плоское изображение теперь можно было увидеть в объеме. К тому же для создания стереоснимков ничего сложного не требовалось: стереоскопический фотоаппарат, который, к слову, был намного легче обычного, пленка и стереоскоп для просмотра изображений.
Стереофотография появилась раньше фотографии всего лишь на шесть лет, в 1833 году, но приобрела популярность намного позже, спустя несколько десятилетий. Изучение стереофотографии началось еще в III веке до нашей эры: Евклид впервые описал процесс восприятия человеком предметов в пространстве, а именно то, что каждый глаз видит «свое» изображение, под определенным углом, что и делает картинку объемной. Затем Леонардо да Винчи изучал зрительное восприятие; в 1611-м немецкий оптик Иоганн Кеплер сформулировал теорию стереоскопического восприятия. В XVII — XVIII веках итальянские художники использовали свои знания о стереоскопическом эффекте, создавая парные картины.
Открытие же стереоскопа принадлежит английскому физику Чарльзу Уитстону (Charles Wheatstone). В 1833-м он продемонстрировал аппарат, с помощью которого можно видеть изображение в объеме, для наглядности он использовал свои собственные рисунки. Непосредственно фотография в качестве материала для стереоизображения была представлена только в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне, после которой популярность стереофотографии стала расти. Этому способствовало еще создание шотландским ученым Давидом Брюстером (David Brewster) устройства с двумя объективами для фотосъемки стереопар. Фотографии в стереопаре снимались из двух точек, расположенных аналогично глазам человека; при просмотре «левое» и «правое» изображения совмещались, что и создавало иллюзию объемности.
Стереофотографией занимался английский репортер Роджер Фентон (Roger Fenton), французский фотограф Антуан Клод (Antoine Claude), американские фотографы — братья Лангенхейм (Frederick and William Langenheim), а также братья Люмьер (Louis et Auguste Lumière).
Стереоснимки покупают на торгах аукционных домов Christie’s, Sotheby’s, Bonhams в ценовом диапазоне от 100 до 5 000 фунтов.
Коллекция стереоснимков конца XIX — начала XX века хранится в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде, где в 2011-м состоялась выставка стереофотографии из собрания музея и из частной коллекции московского фотографа Александра Забрина.
Существует еще один способ создания стереоэффекта — анаглиф. Это стереопара, в которой два изображения совмещаются в одном кадре, но отличаются по цветам. Как правило, картинка представлена в красном и сине-зеленом цветах. Для просмотра таких стереофотографий нужны простые стереоочки с красным и сине-зеленым фильтрами. В отличие от парных стереоснимков, рассчитанных на одного зрителя, анаглифные фотографии могут смотреть сразу несколько человек.
Стереофотографию и сегодня считают не видом искусства, а всего лишь диковинным развлечением. В начале XX века были популярны небольшие ящички со стереоснимками, на которых были изображены красивые пейзажи или обнаженная натура. Стереофотография была популярна и в России, и в СССР. Стереоскопические фотоаппараты и наборы стереофотографий можно было купить за небольшие деньги.
Сегодня стереоэффект используют в киноиндустрии в виде 3D-технологий. Трехмерные технологии, в свою очередь, нашли применение в электротехнике: 3D-телевизоры, 3D-фотокамеры, 3D-видеокамеры, 3D-принтеры и т. д. Но стереофотография все же сохранила свое очарование первых объемных картинок.
Стереофотографии из экспозиции выставки «С глазу на глаз. Истории стереофотографии» в МАММ (Multimedia Art Museum, Moscow)
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130627_stereo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130627_stereo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.