Живопись шестидесятников показывают в Венеции
Завтра, 6 октября, в венецианском палаццо Ка'Фоскари Эспозициони открывается выставка «Москва Underground» — абстрактная живопись 1960-х годов из собрания Александра Резникова
Завтра, 6 октября, в венецианском палаццо Ка'Фоскари Эспозициони открывается выставка «Москва Underground» — абстрактная живопись 1960-х годов из собрания Александра Резникова.
Только со смертью Сталина (1953), с наступлением так называемой «оттепели» и с новым политическим курсом Никиты Хрущёва в СССР можно наблюдать робкое зарождение неофициального искусства. Хотя андеграунд представляет собой как художественное, так и литературное явление, главная роль в нем принадлежала художникам. Термин андеграунд, русифицированный вариант слова underground, обозначает сложный и многообразный культурный феномен, существовавший в течение двадцати лет, с середины 1950-х до середины 1970-х годов, и по-разному называвшийся: подполье, underground, неофициальная культура, нонконформизм.
Чтобы лучше понять взрывной характер русского андеграунда 1960-х, необходимо сделать некоторые уточнения:
a) между 1959 и 1962 годами отмечается зарождение некой формы протеста madeinСССР, так что 1961 год получил определение как «разновидность 1968 года для советской молодежи»;
б) протест сказался прежде всего на художественной жизни, ставшей настоящей провозвестницей настоятельной потребности в переменах;
в) произведения первых художников-нонконформистов представляют собой звено первостепенной важности, необходимое для понимания всей «эволюционной цепочки» современного русского искусства.
Художественный андеграунд заявляет о себе с падением сталинизма и развивается во время «возрождения», проходившего под знаком хрущевской оттепели, когда сосуществуют — и в минимальной степени взаимодействуют — две различные культуры: одна — официальная, другая — тайная, подпольная. Так же, как в литературном самиздате, в изобразительных искусствах постепенно вырисовывается аналогичная и достойная большого внимания ситуация.
Одной из несомненных характерных черт московского андеграунда является некая разновидность стилистического многоязычия, или, по определению Пивоварова, «отсутствие стиля». Художники-нонконформисты не стремились официальным образом отстаивать политическое несогласие: их несогласие было скорее лингвистическим, оно оборачивалось простым желанием иметь право использовать язык, отличный от официального. Тут нет признаков какого-то эклектизма: каждый художник работал автономно, поскольку находиться в контакте с остальными было очень трудно, и каждый из них часто выбирал центром собственного искусства себя самого.
Культурная жизнь андеграунда, более яркая и оживленная, чем официальная, сохранялась в частных пространствах: на кухнях, в коммуналках и в мастерских художников. Там читали, спорили, устраивали «карбонарские» встречи с иностранными гостями, покупавшими и увозившими на Запад произведения нонконформистов.
Наиболее совершенным выражением этого отступления в частное пространство жилища становится территория, по определению являющаяся коллективной: коммуналка. Художники первыми уединились в не слишком больших по размеру комнатах и таким способом в определенной степени реализовали идею — такую типичную для авангарда 1920-х — о жизнетворчестве, то есть о творении жизни. Тип творческой деятельности, сочетавшийся с этим пространством, можно определить как домашний: неофициальные художники избегают помпезных и громких заявлений, культивируя скорее некую отрешенную самоиронию, в том числе по отношению к самому их нео- или псевдо авангардизму. В рабочем плане в это время первостепенным становится поиск и изучение некоей модели творчества, стилевое решение которой можно было бы противопоставить официальному художественному языку. Реакция на долгий период слишком однородной направленности привела к тому, что художники разделились на множество групп, отличавшихся самыми разнообразными тенденциями и демонстративно независимых.
В Москве образовалось несколько групп, объединявших художников и писателей. Обычным делом были взаимные посещения, но различные группировки оставались скорее непроницаемыми друг для друга, занятые взращиванием собственной специфичности; они придерживались собственных привычек, приноравливались к собственным литературным и художественным мифам, стремились сформировать собственный язык. Однако было бы ошибкой заключить, что каждый такой кружок имел свою художественную программу, что между его членами царило единство методов и средств художественного выражения. Напротив: каждая группа прежде всего была местом встречи, где можно было обмениваться информацией и благодаря друг другу «обучаться» или создавать культуру, альтернативную той, что была получена в институтах или университетах, то есть в официальном пространстве.
Это объясняет почти полное отсутствие манифестов, программ и деклараций со стороны этих групп — и в этом состоит существенное отличие художественной жизни андеграунда от жизни авангарда начала столетия.
Собрание Александра Резникова
Коллекция А. Резникова в последние годы получила заметную известность в России и за рубежом. Многие произведения из этой коллекции экспонировались в рамках специальных проектов на ярмарках «АртПариж» и «Арт Москва», на выставках «Пантеон русского андеграунда» (Московский музей современного искусства; 2009), «Вокруг рельефа» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; 2010) и др.
Собрание сложилось на протяжении прошедшего десятилетия. В самую первую пору, когда закладывались его основы, коллекционер опирался на консультации известного венского искусствоведа и галериста профессора Эрнста Хильгера. Теперь собрание Резникова курирует москвич С. Александров, обладающий и собственной весьма интересной и ценной коллекцией, успешно выступающий и как издатель, и как организатор выставок.
Наше другое искусство уже при своем зарождении получило своих собирателей. Общественное признание было необходимо художнику. Андеграунд воссоздал структуру и инфраструктуру нормального существования искусства в обществе: были свои художники, свои выставки, свои дискуссии и даже периодика (как сам-, так и, хоть и не сразу, тамиздатская), свои зрители и свои коллекционеры, свой художественный рынок, свои группировки и даже — с момента создания МОКХГ на Малой Грузинской — свой профессиональный союз. В первую очередь всем, кто заводит речь о том времени и тех художниках, в голову приходят имена Г. Костаки, Е. Нутовича, Л. Талочкина. Но невозможно представить себе подпольной жизни искусства, не вспомнив и других коллекционеров — В. Новожилова, скажем, или А. Мясникова, или И. Сановича — и немалое число других. Коллекционер — потребитель parexcellence, собрание являет собою некую общественную инстанцию, институцию, сколь бы призрачною и неверною она не представлялась в Москве 1960-го года. Вполне допустимо, даже неизбежно мыслить эти феномены как параллельное существование подпольной художественной среды, неофициального искусства и официального мира искусства, но нельзя упускать из виду, что инаковость перестанет быть умопостигаемой при любой попытке отсечь подпольное, непризнанное и неразрешенное от официального. Можно помещать те или другие произведения, тех или иных художников андеграунда в связь с любыми явлениями национальной или мировой традиции и современности ради выявления их содержательных посланий, но при всех исследовательских операциях рано или поздно окажется необходимым учет родового места, исходной связи неофициального с официальным. Одна из настоятельных задач, стоящих перед теми, кто занимается источниковедением истории советской «неофициальной» культуры, — описание (в большинстве случаев реконструктивное) больших и малых собраний искусства, создававшихся одновременно с самим разворачиванием этого искусства во времени.
Коллекция Александра Резникова интересна как пример уклонения от всеядной всеохватности коллекций-историй. Она посвящена абстракционизму советского андеграунда. Несколько лет велись активные поиски — не только на российском и международном рынке, но и в мастерских художников, среди их друзей, современников — случайных и неслучайных владельцев. В результате и по объему, и по репрезентативности коллекция переросла границы, определяемые личными вкусовыми пристрастиями владельца. По сути дела, коллекция А. Резникова — факт исторической рефлексии истории русского искусства второй половины XX века.
Собрание формировалось целенаправленно, достаточно рано поставив своей задачей полноту отражения исторического материала. Одновременно действовал и другой императивный фактор — критерий качества, шел поиск произведений, наиболее удачных для каждого художника.
Ядро коллекции — произведения московских и ленинградских абстракционистов, созданные начиная с 1950-х годов. При этом в коллекции присутствуют, как интегрирующее дополнение, работы, пограничные между предметной и беспредметной живописью. Давно отмечено, что русская абстракция второго авангарда, по сути дела, почти никогда не отрывается безвозвратно от предметного мира. Об этом писал, в частности, Сергей Голлербах еще в 1982 году, по впечатлению от произведений наших художников, провезенных подпольными каналами к западному зрителю: «Собственно говоря, ни одного из них нельзя назвать абстракционистом в буквальном смысле этого слова. Во всех работах присутствует явный или угадываемый фигуративный элемент, и в этом, думается, их главная и очень современная русская особенность».
Осознанно не строги границы коллекции и по хронологическому параметру, она открыта в современность, вплоть до наших дней. Дело не только в том, что живы и работают еще некоторые мастера — пионеры подпольного беспредметничества, открывшие абстракционизм для себя и для зрителей в середине 1950-х годов. Для истории культуры необычайно важно то, что на протяжении истекшего полустолетия заявили о себе и успели созреть по крайней мере три-четыре поколения художников-беспредметников, несмотря на то, что на авансцене уже с 1970-х годов доминировали другие группы и течения. Представление генетически связанных, преемственных в культуре явлений в рамках единого целого — несомненное достоинство коллекции А. Резникова.
Всего в коллекции представлено около сотни художников, более 200 работ. Собрание живет, продолжает пополняться и для общих сведений о его объеме проще оперировать ориентировочными цифрами. Представлены в нем почти все заметные мастера означенной эпохи. Имена их говорят сами за себя, а достоинство отобранных в коллекцию произведений самоочевидно.
Прежде всего — весьма полное по списку имен и наглядное собрание белютинцев — участников студии, созданной Э. Белютиным. Это один из самых интересных в нашей истории примеров коллективного существования художников, сохранявших связь с учителем и между собой долгие годы. К ним можно относиться как к особому подмножеству, частной нише в культуре художественного подполья. Их жизнь и творчество — замечательная тема для изучения возможностей жизни в условиях советского существования.
Не менее интересна подборка произведений другой группы — кинетистов. Здесь и работы вдохновителя группы — Л. Нусберга, и работы таких крупных мастеров, как Ф. Инфантэ-Арана, В. Колейчук. Но, пожалуй, самая интересная часть собрания кинетистов — богатая субколлекция работ Р. Заневской.
Наконец, нельзя не сказать о замечательной коллекции в коллекции — работах Л. Мастерковой. Пятнадцать произведений одного из зачинателей и классика подпольного абстракционизма дают прекрасное представление о творческом пути художницы начиная с 1958 года.
Источник: пресс-релиз выставки
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121005_venezia.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121005_venezia.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.