HISCOX Art and AI Report 2024: коллекционеры искусства — об искусственном интеллекте
В специализированном отчете британской страховой компании приведены результаты исследования аукционных продаж ИИ-искусства и опросов коллекционеров
Полку́ отчетов, созданных британским аналитиком ArtTactic при поддержке страховой компании HISCOX, прибыло. Новое исследование HISCOX — Art and AI Report 2024 — посвящено роли ИИ в мире искусства и опубликовано, как водится, с цифрами, фактами и выводами. Учитывая определенную новизну темы, отчет балансирует между экономикой и философией, закладывая в читателя необходимую «базу» — в частности, задается вопросами о том, может ли созданное машиной конкурировать с тем, что вышло из-под руки человека; насколько «продукт», созданный с помощью ИИ, может быть ценным и желанным для коллекционеров; способен ли ИИ создать нечто большее, чем просто новые работы, а именно — целые рынки за пределами традиционного искусства?
Исследования, на которых основаны выводы отчета, проводились с апреля по июнь 2024 года и охватили как профессиональных коллекционеров, так и более широкую аудиторию любителей искусства. Интересно, что впервые в условно-академической среде ArtTactic предложил свою терминологию, немного отличающуюся от общепринятой (впрочем, говорить о всеобщем принятии терминов на рынке, которому без малого 10 лет, довольно опрометчиво; скорее, данная терминология имеет шансы стать доминирующей).
Методология британского аналитика разделяет искусство, созданное при участии искусственного интеллекта, на две группы:
• Генеративное искусство (англ. — Generative Art) — искусство, при создании которого машина (компьютер) принимает входные данные в формате текста, изображения, аудио, видео или компьютерного кода — и далее использует их для создания нового произведения в различных, заданных человеком, форматах;
• ИИ-искусство (англ. — AI Art) — искусство, созданное (цифровым или физическим способом) с использованием алгоритмов искусственного интеллекта — таких как машинное обучение или нейронные сети. Произведения создаются машиной либо автономно, либо в сотрудничестве с художниками — которые впоследствии могут дорабатывать результат средствами художественной выразительности в физическом мире.
Главное новшество: по мнению ArtTactic, ИИ-искусство подпадает под определение генеративного искусства, являясь одной из его разновидностей. Другими словами, генеративное искусство — более широкий термин, предполагающий (1) необязательную доработку полученного произведения визуального искусства человеком, и (2) необязательное наличие у соавтора произведения художественного образования (в случае «генеративного искусства» он может быть программистом или пользователем общедоступных платформ). Данная трактовка, при всей ее неоднозначности, говорит о попытке выявить в объектах интеллектуальной собственности намек на художественную ценность — важнейший аспект, без которого принятие классическим искусствоведением любого новшества невозможно по сути. Отрадно, что в отличие от рынка NFT 2020–2022 годов, в случае с ИИ-искусством этим вопросом рынок озаботился сразу.
Топ-10 самых успешных публичных продаж ИИ-искусства в истории
Художник | Название работы | Категория искусства | Аукционный дом | Год продажи | Цена продажи по молотку, $ млн | |
1 | Дмитрий Черняк (1988) | Ringers #879 (The Goose) (2021) | Генеративное искусство | Sotheby’s, онлайн | 2023 | 6,2 |
2 | Дмитрий Черняк (1988) | Self-portrait #1 | Генеративное искусство | Sotheby’s, онлайн | 2021 | 2,7 |
3 | Рефик Анадол (1985) | Machine Hallucinations — Space: Metaverse (2021) | AI-искусство | Sotheby’s, Гонконг | 2021 | 2,6 |
4 | Рефик Анадол (1985) | AI Data Painting | AI-искусство | Simon de Pury, Капри | 2022 | 1,7 |
5 | Рефик Анадол (1985) | Living Architecture: Casa Batlló (2022) | AI-искусство | Christie’s, Нью-Йорк | 2022 | 1,4 |
6 | Тайлер Хоббс (1987) | Fidenza #725 (2021) | Генеративное искусство | Sotheby’s, Нью-Йорк | 2023 | 1,0 |
7 | Рефик Анадол (1985) | Machine Hallucinations: Earth (Infinite AI Data Painting) (2021) | AI-искусство | Sotheby’s, Гонконг | 2021 | 0,9 |
8 | Робби Баррат (1999) | AI-Generated Nude Portrait #7 Frame #64 (2018) | AI-искусство | Sotheby’s, Гонконг | 2022 | 0,8 |
9 | Тайлер Хоббс (1987) | Fidenza #479 (2021) | Генеративное искусство | Sotheby’s, онлайн | 2023 | 0,6 |
10 | Рефик Анадол (1985) | Machine Hallucinations: Galaxy (Infinite AI Data Painting) (2021) | AI-искусство | Sotheby’s, Гонконг | 2021 | 0,5 |
Прежде всего отметим, что среди самых дорогих работ, созданных при участии ИИ, не нашлось места аукционному «первопроходцу» — «Портрету Эдмона де Белами», вымышленного персонажа, созданного творческим коллективом Obvious из Франции. В 2018 году на нью-йоркском Christie’s работа была продана за $432,5 тыс. (в 45 раз дороже верхнего эстимейта). Тем не менее далеко вперед за шесть лет рынок ИИ-искусства не ушел: пять из десяти работ рейтинга не сумели преодолеть отметку в $1 млн.
Самое время разобраться: существуют ли объективные факторы, сдерживающие рост цен на генеративное искусство, или мы имеем дело с природным развитием данного сегмента. И ArtTactic весьма обстоятельно отвечает на этот вопрос. Выделив в отчете главное, оформим ответ в виде тезисов.
• Согласно данным отчета, 62 % опытных (со стажем покупки более 3 лет) и 71 % начинающих (со стажем покупки менее 3 лет) коллекционеров визуально знакомы с искусством, созданным с помощью ИИ. Более молодые коллекционеры демонстрируют бóльшую осведомленность в этой области по сравнению с представителями старшего поколения.
• Лишь 2 % опытных коллекционеров приобрели произведения искусства, созданные ИИ, в то время как среди начинающих коллекционеров этот показатель достигает 28 %. Восприятие и интерес к ИИ-искусству также варьируются в зависимости от возраста: молодые коллекционеры проявляют бóльший энтузиазм по сравнению со старшими коллегами — последние опасаются утраты генеративным искусством человеческой уникальности и роста связанных с его оборотом спекулятивных рисков.
• Четкое различие между искусством, созданным человеком, и произведениями, созданными ИИ, становится одним из ключевых требований рынка. 82 % опытных и 76 % начинающих коллекционеров настаивают на более прозрачных и понятных критериях, которые помогут определить статус произведения.
• На решение о покупке произведений, созданных ИИ, влияют несколько ключевых факторов: качество работы, репутация художника и цена. Важную роль играют репутация продавца и уверенность в подлинности, что особенно актуально в контексте блокчейн-технологий и NFT. Не менее важным фактором является гарантия справедливой компенсации авторам — в виде роялти при перепродажах произведений.
• Отсутствие эмоциональной связи с произведениями, созданными ИИ (в отличие от «физических» работ), и сомнения в их подлинности являются главными препятствиями для принятия ИИ-искусства коллекционерами всех поколений. В то же время для многих коллекционеров важно, чтобы генеративное искусства сохраняло свою идентичность и не пыталось подражать традиционным видам искусства.
• Лишь 16 % опытных коллекционеров считают, что ИИ-искусство может достичь той же рыночной стоимости, что и традиционное искусство, — по сравнению с 56 % начинающих коллекционеров. Большинство коллекционеров старшего поколения видят в ИИ-искусстве лишь временное явление, не попадающее под определение объекта долгосрочной финансовой инвестиции.
• Коллекционеры всех поколений настаивают на прозрачности процесса создания и четком разграничении ролей человека и машины. По их мнению, это поможет укрепить доверие и создать стабильный рынок для ИИ-искусства, который будет развиваться параллельно с традиционными формами арт-рынка.
• Пика популярности искусство, созданное ИИ, достигло во время бума NFT в 2021–2022 годах. Несмотря на резкое падение этого рынка, проекты, созданные с использованием ИИ, продолжают привлекать внимание коллекционеров. Примером служит проект Winds of Yawanawa — совместная работа Рефика Анадола и народа яванава (Южная Америка). Выпущенная тиражом в 1 тыс. электронных копий, художественная серия в сумме была продана за $31,8 млн. Этот случай подчеркивает интерес к инновационным проектам, сочетающим современные технологии, культурные традиции и экологическую повестку.
• Экологические последствия, связанные с высоким энергопотреблением при создании ИИ-искусства, были отмечены респондентами отчета отдельно — как весьма актуальные для всех участников рынка. (Впрочем, насколько мы помним по временам COVID-19, про углеродный след от частных самолетов коллекционеров рассуждали, лишь пока самолеты эти стояли в ангарах; когда их владельцы снова отправились по ярмаркам, разговоры про углеродный след затихли сами собой.)
• Сегодня популярность ИИ-искусства растет параллельно росту доступности (в первую очередь — для непрофессиональных пользователей) таких платформ создания генеративных работ, как DALL-E, Stable Diffusion и Midjourney, что также стимулирует интерес молодых коллекционеров.
Главный вывод, который мы можем сделать на основе отчета: искусственный интеллект — очередная маска, под которой цифровое искусство стремится закрепиться на арт-рынке и остаться во всемирной истории искусства. Причем кровного родства с предыдущим маркетинговым воплощением цифрового искусства — в виде NFT — искусство генеративное пытаются начисто лишить, в том числе — создавая ему новую ветвистую генеалогию. Тогда как подавляющее большинство произведений ИИ-искусства с технической точки зрения — все те же NFT (формата проще, надежнее и дешевле пока не придумали).
Однако допущенных во время NFT-истерии стратегических ошибок (в первую очередь — отсутствия поддержки академического музейного сообщества и традиционных коллекционеров) с искусством генеративным арт-рынок пытается изначально избежать. Публикация через ArtTactic такого отчета — одно из главных тому свидетельств. Стоит ожидать, что среди инструментов дальнейшей адаптации ИИ-искусства на классическом арт-рынке будет наделение статусом «неотъемлемой части произведения» описательной части работы — той самой задачи, которую ставит художник перед машиной. В свое время арт-рынок уже практиковал подобное — когда объявил частью предмета концептуального искусства авторское текстовое описание (сам «концепт»). Теперь же ИИ-искусству грозит участь продаваться точно так же — в виде графического файла, NFT сертификата к нему и странички с кодом, посредством которого художник ставил алгоритму ИИ задачу.
Однако пока что основные цифры ИИ-искусства оставляют желать лучшего (и отчет об этом умалчивает). По данным другого исследования — авторства NFT18.com — совокупный объем продаж всего генеративного арта с января 2021 по май 2024 года составил всего $622 млн (или 1,2 % от предметов искусства и графического дизайна, выпущенных в формате NFT). Активных электронных кошельков (читай — коллекционеров) ИИ-искусства за тот же период зафиксировано 12,5 тыс. (0,18 % от всего NFT-рынка), а число сделок составило чуть более 23 тыс. (0,03 % от всего NFT-рынка). При этом средняя стоимость ИИ-искусства — $29 тыс. — оказалась на 4 200 % выше таковой у NFT. Почти как артхаусное кино в мире Голливуда: билеты дороже обычных, а зрителей почти нет.
Происходящее с ИИ-искусством сегодня можно сравнить и с другой ситуацией — когда с огромного тонущего корабля, везущего в Европу кофейные деревья, капитан берет в спасательную шлюпку лишь маленький росток. Не потому, что он — самое ценное на сегодня; урожай, если и будет — то лет через десять. Просто ничего другого из идущего на дно объективно уже не спасти.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241001_hiscox_ai_art.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241001_hiscox_ai_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.