Art Investment

«O Dolce Napoli. Неаполь глазами итальянских и русских художников XVIII — первой половины XIX века»

Сегодня вечером в ГТГ (Лаврушинский, 12) состоится вернисаж выставки, объединяющей около 100 произведений живописи и графики из российских и итальянских музеев, а также из частных коллекций

В Государственной Третьяковской галерее (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12) сегодня состоится вернисаж выставки «O Dolce Napoli. Неаполь глазами итальянских и русских художников XVIII — первой половины XIX века».

Выставка, проходящая в рамках перекрестного Года Италии — России, посвящена Неаполю — городу, ставшему символом земного блаженства. Географический контекст объединяет произведения живописи и графики русских и итальянских художников, которые вдохновлялись гением места — Неаполем.

Строки народной неаполитанской песни стали названием выставки не случайно. В них — квинтэссенция особого отношения к этому южному, не похожему ни на какой другой, городу Италии. Неаполь отличался от «академического» Рима, классической Флоренции и карнавальной Венеции своим местоположением, мягким приморским климатом и особой атмосферой dolce far niente — «блаженного ничегонеделания».

Дипломатические отношения между Российской империей и Неаполитанским королевством были установлены в 1777 году. Связи между странами были очень прочными и дружественными на протяжении первой половины XIX века, вплоть до 1861 года, времени присоединения Неаполя к объединенному Итальянскому королевству. Подлинного расцвета развитие российско-неаполитанских политических, экономических и культурных связей достигло в период правления императора Николая I. В разное время в Неаполь приезжали Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и В. А. Жуковский, М. И. Глинка, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Вместе с братом — архитектором С. А. Ивановым жил и работал в окрестностях Неаполя великий живописец А. А. Иванов.

Подлинной живописной Меккой стал город для пейзажиста Сильвестра Щедрина (1791–1830), который был, пожалуй, самым знаменитым русским «неаполитанцем». Выпускник петербургской Академии художеств С. Ф. Щедрин, приехав в Италию в 1818 году, жил и работал там до конца жизни (он похоронен в Сорренто). В одной из ранних работ неаполитанского периода — «Неаполь. На набережной (Ривьера ди Кьяйя)», 1819 (ГТГ) — художник изобразил себя среди многочисленных фигурок переднего плана. Этот пейзаж, как и другой, более поздний на подобный сюжет — «Вид Неаполя (Ривьера ди Кьяйя)», 1826 (ГТГ) — после реставрации впервые за долгое время стал доступен широкой публике.

На выставке представлена серия гуашей, исполненных итальянскими художниками-любителями (ГИМ). По своему назначению эти графические листы являлись предшественниками памятных открыток, на которых воспроизводились самые популярные и живописные места Неаполя: панорамы города со стороны холма Позиллипо, от королевского дворца Каподимонте, виды на Везувий, часто изображаемый с курящейся вершиной или в момент извержения, острова и побережья Неаполитанского залива.

Важную роль в неаполитанской живописи играла так называемая «школа Позиллиппо» (по названию холма на окраине Неаполя), к которой относятся работы Джачинто Джиганте «Вид Неаполя» (1845, ГМИИ), «Вид на побережье Позилиппо» (ок. 1844, Национальная галерея современного искусства, Рим), представленные на выставке. «Школа Позилиппо» возникла как реакция на итальянский классицизм, проявлявшийся в пейзаже в условно-декоративном преображении реальной природы.

Важное место среди картин, посвященных Неаполю, занимают изображения его жителей: юные неаполитанки с тамбуринами, мальчики-пастушки, рыбаки. Этюды Франца Кателя («Пифферари» из Института Кателя) и Филиппо Палицци («Крестьянин с мальчиком, играющим на свирели писсаро» из Национальной галереи современного искусства, Рим) с изображениями бродячих музыкантов — пифферари отражают поэтическое восприятие близких натуре простолюдинов. Правдивые изображения быта неаполитанцев можно найти и в работах русских живописцев В. К. Штемберга, Е. С. Сорокина.

Особую группу на выставке представляют портреты русских путешественников, богатых заказчиков и деятелей культуры на фоне Везувия. Они исполнены замечательными русскими художниками — А. П. Брюлловым, В. А.Тропининым, П. Н. Орловым.

Открытием станет работа К. П. Брюллова «Портрет живописца Ф. Кателя с супругой» (1830), никогда ранее не покидавшая стен Института Кателя.

Сопоставление работ русских художников с произведениями итальянских современников выявляет особенности национального восприятия и самобытность художественной школы каждой страны.

Живописные полотна и этюды, яркие гуаши и тонкие акварели, рисунки в путевых альбомах дают возможность зрителю увидеть атмосферу удивительного города, в отношении которого родилась ставшая крылатой фраза — «Увидеть Неаполь и умереть» (vedi Napoli e poi muori — итал.).

Выставка объединяет около 100 произведений живописи и графики из российских и итальянских музеев — ГТГ, ГИМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, музея В. А. Тропинина; Национальной галереи современного искусства (Рим) и Института Кателя (Рим), а также частных коллекций.

К выставке подготовлен альбом-каталог, в котором изобразительный материал немного превышает экспозицию по количеству произведений. Отношениям между путешественниками и городом и его жителями посвящена глава «Историческая хроника: события и люди».

Источник: пресс-релиз ГТГ

Фоторепортаж Константина Бабулина, AI, с открытия выставки смотрите на форуме AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111208_dolce_napoli.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111208_dolce_napoli.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».