Выставка Арсения Жиляева в московской галерее «Риджина»
Сегодня в галерее «Риджина» в Москве открывается персональная выставка «Разумный эгоизм» Арсения Жиляева — одного из лидеров молодого искусства московской художественной сцены
Сегодня, 14 июля, в галерее «Риджина» в Москве открывается персональная выставка «Разумный эгоизм» Арсения Жиляева — одного из лидеров молодого искусства московской художественной сцены.
Большинство исследовательских проектов Жиляева так или иначе соотносится с понятиями утопии и ностальгии. Осознавая свою принадлежность к постсоветской реальности, художник работает с темой истории через выяснение отношений между утопическими надеждами прошлого и современностью.
Новый проект художника «Разумный эгоизм» достаточно неожиданный поворот в его творчестве. Уже судя по названию, заимствованному из наследия Чернышевского, романтика здесь зашкаливает. Цитата из русского революционера-демократа не случайна и не впервые становится источником вдохновения Жиляева (предыдущий проект — «Четвертый сон Веры»). «Книга, написанная Чернышевским в тюрьме, стала ключевой для становления российской революции и просто настольной книгой Ленина. Роман посвящен новому типу людей — будущих революционеров, стремящихся воплощать идеалы свободы, равенства и братства, пыл которых вылился через 50 лет в одно из самых значительных событий новой истории», — говорит художник.
В основе проекта — детективное расследование, построенное по канонам жанра неонуар. Молодой художник нулевых, сокрушаясь о трагической судьбе радикального искусства конца прошлого века, пытается разыскать утерянные утопии авангарда в прорыве постсоветского критического дискурса. Как говорит сам автор, он «выступил в неожиданной для себя роли частного детектива, разыскивающего по заказу Истории пропавший Авангард». Остальные герои, помимо Арсения, — это молодые на тот момент завоеватели московской художественной сцены, в буквальном смысле первые официальные выходцы из андеграунда. По мысли Жиляева, это три основных имени — Осмоловский, Кулик и старший Тер-Оганьян. Остальные встречающиеся герою по пути персонажи также причислены экспертным сообществом к тогда еще живому художественному олимпу рубежа 1980–90-х годов.
Вся социо-культурная ситуация того времени рассматривается Жиляевым через «авангардный жест отказа на территории искусства». Каждая сцена этого повествования изучает импульс и причинно-следственные связи проявления пустотного художественного высказывания. Все эпизоды повествования представлены в основном через документальный материал, который сейчас уже дискредитирован и находится в статусе неудач, будь то проект «Против всех» Осмоловского, ставший в итоге мелкой шестеренкой в отнюдь не освободительной и этически недопустимой политической игре, идея «Прозрачности» Олега Кулика, переводящая личные связи в бизнес или повтор авангардных жестов Авдеем Тер-Оганьяном, превративший радикальное искусство в индустрию.
Что интересно в судьбе главных героев — это их романтическое одиночество, которое толкает художников к радикализации своего бытования на территории современного искусства и становится нитью истории, метафорой для основной фабулы расследования. Фотографии, пустота и одиночество, улики и карманные фонарики, горькая участь неприкаянных персонажей и разочаровавшегося в настоящем сыщика — все это только основные точки, синопсис проекта, которые отнюдь не исчерпывают его визуальную составляющую. Формальное решение выставки предлагает зрителю вспомнить творчество великого Карла Андре, некогда также совершавшего авангардный жест, но на западной, более подготовленной, сцене.
Существование текстового высказывания в форме скорее визуальной, нежели лексической — это самовыражение не-бытия — предложено в качестве рефрена в «Разумном эгоизме». Визуальные созвездия и саунд-поэзия — это то, что может приблизить современного молодого художника, а вместе с ним и зрителя, к прочувствованию значимости авангардного жеста. Слова становятся формами, звуками, всем чем угодно, но не самими обозначениями смысла. Расследование не увенчается успехом. Последние российские художники XX века вскоре забудут о радикализации, о революционных импульсах молодости и авангардном жесте отказа. Та ситуация, которая повлияла на их становление, сама стала историей, а сами герои понимают, что «разумный эгоизм» был не только у Чернышевского, но и у Айн Рэнд. Но это к делу не относится. Оно уже закрыто.
Арсений Жиляев, родился в 1984 году в Воронеже. Выпускник Школы Изящных Искусств Валанд, Гетенборг, Швеция и Института Проблем Современного Искусства, Москва, Россия. Художник, куратор, лауреат премии «Соратник 2010», номинант на государственную премию в области современного искусства «Инновация 2009». Участник групповых выставок «Урок истории» (2010) в Palais de Tokyo, Париж, Франция (куратор Иосиф Бакштейн); «Российское искусство: парадоксы истории» (2008), София, Болгария; «Digital Media 1.0.» (2008), Валенсия, Испания; Московской биеннале современного искусства (2007, 2009); Биеннале Молодого Искусства (2008); Ярмарки Арт-Москва (2008, 2007, 2006) и др. Работы Жиляева находятся в музейных и частных коллекциях России и Европы.
Выставка продлится до 4 сентября 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100714_regina_zhilyaev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100714_regina_zhilyaev.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.