Art Investment

Художники и цены

«Снежный меридиан» Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой

Сегодня, 15 декабря, в 14.00 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу состоится открытие выставки «Снежный меридиан» — нового проекта крупнейших современных художников, ключевых фигур актуального искусства, наследников традиций русского авангарда Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой.

Инсталляция развернута в зале спецпроектов. Зал 38, открытый в 2007 году как часть постоянной экспозиции «Искусство XX века», был задуман для реализации творческих экспериментов современных мастеров, чьи работы уже представлены в музее или готовятся к поступлению в собрание.

Направление художественных поисков Ф. Инфантэ определилось еще в годы обучения в Московской средней художественной школе. Тогда произошло внезапное осознание им бесконечности мира, которую ему стало необходимо исследовать и отображать. В начале 1960-х Франциско Инфантэ обратился к освоению геометрической и кинетической практик; позднее, в 1968 году, в творческом дуэте с супругой, Нонной Горюновой, художники начали работать «под открытым небом».

Новую для себя форму в искусстве Инфантэ символически обозначил словом АРТЕФАКТ. Артефактом, по его словам, является фотография, которая не просто фиксирует, а концептуально, в соответствии с замыслом художника запечатлевает присутствие искусственного объекта, созданного автором, и того участка природы, который он выбрал. В то же время, артефакт — это и «вещь “второй” природы, сделанная человеком и автономная по отношению к природе, и факт искусства (арте-факт), и символическая данность — то, чего не может быть, но таинственным образом случается».

«Снежный меридиан» задуман как проект — инсталляция артефактов исключительно со снегом. Художники не первыми в истории русского искусства исследуют снежную поверхность, рождающую ассоциации с белым холстом, листом бумаги, белым мрамором. Вслед за К. Малевичем, В. Кандинским они создают работы, в которых белое являет собой и сакральный свет, и идеальную чистоту, и запредельность, и безмолвие.

Проект включает 162 произведения разных лет, в том числе демонстрирующийся впервые цикл «Альпийский снег». Этот цикл, созданный в 2009 году, перекликается с ранним циклом 1968 года «Супрематические игры». Тогда объемно-пространственные композиции размещались на снегу — ослепительно белом фоне, служившим материалом художественного исследования «метафизики белого».

Проект «Снежный меридиан» позволяет проследить эволюцию артефакта как особой формы творческого выражения. Представлены классические произведения второй половины 1970-х годов: «Странствия квадрата» (1977) и «Очаги искривленного пространства» (1979), где авторами используется искривленная зеркальная поверхность, в зависимости от степени искривления поворачивающая отражение на 90˚, 180˚ и даже 360˚. Развитие артефакта иллюстрируют работы из циклов следующих десятилетий: «Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива» (1984–1986), «Деревенские впечатления» (1995), «Линии» (2003) и другие.

Принцип организации пространства зала и собственно экспозиции также является частью авторского замысла, в котором помимо художников принимала участие инициатор показа проекта в музее галерист Полина Лобачевская. В затемненном зале подсвеченные направленным светом артефакты не только расположены на белых стенах, но и свободно «парят» в пространстве. Мотив падающего снега во включенной в экспозицию видеоинсталляции звучит как напоминание об исключительной роли случая в процессе создания произведения.

Особый интерес представляет предваряющий экспозицию раздел, где показаны фотографии, запечатлевшие процесс создания артефактов и рабочие моменты съемки. Документальный материал позволяет понять, что парадоксальные и во многом загадочные артефакты создаются в реальном времени и пространстве без помощи современных компьютерных технологий — на снимках видны крепежи и растяжки, моменты монтажа инсталляций. Важно, что Ф. Инфанте и Н. Горюнова начинали создавать свои артефакты во времена, когда не было персональных компьютеров с программой Photoshop, предвосхитив опыты современных художников, использующих возможности компьютера.

При изготовлении артефактов применены новые фототехнологии — ильфорд на дибонде и пластификация, которые позволяют добиться лучшего на сегодняшний день качества изображения.

Выставка открыта для публики с 16 декабря 2009 года по 1 августа 2010 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091215_snezhny_meridian.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091215_snezhny_meridian.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».