Путешествие «Вокруг света с мольбертом» в Русском музее
Сегодня в Русском музее открывается выставка «Вокруг света с мольбертом». Представлено около 300 живописных, графических работ русских, советских и современных художников из собрания музея, а также скульптура, плакаты, видеофильмы
К 80-летию старейшей туристической организации страны ВАО «Интурист» Русский музей подготовил выставку «Вокруг света с мольбертом», которая уже экспонировалась в Москве в музее-заповеднике «Царицыно», а теперь, 7 октября, открывается в корпусе Бенуа. На выставке представлены произведения из собрания Русского музея, всего около 300 живописных, графических работ русских, советских и современных художников, а также скульптура, плакаты, видеофильмы. Некоторые из этих работ никогда не показывались широкой публике.
В России жанр художественных путешествий стал активно развиваться с конца XVIII столетия, когда Академия художеств начала отправлять в творческие командировки (пенсионерские поездки) не только исторических живописцев, но и лучших воспитанников по пейзажному классу. Цель пенсионерских поездок заключалась не только в знакомстве с художественными шедеврами, но и в создании своих собственных произведений.
Экспозиция выставки построена по географическому принципу: каждый из залов посвящен одной-двум странам, эпизоды повседневной жизни которых, зарисовки обычаев и нравов, пейзажи изобразили русские художники во время своих путешествий.
Первые два зала посвящены Италии, стране, чаще всего посещаемой русскими художниками в XIX веке. Семён Щедрин и Фёдор Матвеев, оказавшиеся в Италии первыми, запечатлели архитектурные и живописные красоты этой страны. Подражая европейским классикам пейзажного жанра, эти мастера оставили величественные полотна с изображением Рима и его окрестностей. Затем в Италию последовали Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, братья Карл и Александр Брюлловы, Александр Иванов, Иван Айвазовский, Александр Мясоедов и другие художники XIX столетия, работавшие не только в пейзажном, но в портретном и историческом жанрах, занимавшиеся скульптурой и архитектурой.
В Италии Щедрин делает то, чего он не мог позволить себе в Санкт-Петербурге, т. е. свободно выбирает мотивы: простой люд на набережной Неаполя, дневные и ночные сцены с рыбаками. Примерно так же поступают Карл и Александр Брюлловы, приехавшие в Италию в 1822 году за счет Общества поощрения художников. Карл Брюллов, исторический живописец и портретист, погружается в стихию итальянской жизни и пишет несколько картин о сборе винограда («Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», 1827; «Итальянский полдень», 1827). Вопреки правилам Академии художеств, по которым картины писались в мастерских по утвержденным эскизам и этюдам, Карл Брюллов переносит весь процесс на природу. Размышляя о полотне на исторический сюжет («Последний день Помпеи»), художник увлеченно работает над множеством картинок из местной жизни. Будущий архитектор Александр Брюллов, помимо замеров античных памятников в Помпеях, изучения храмов на Сицилии и в Риме, тоже пускается в «жанровые приключения». Он пишет уголки итальянских улочек, смешные сценки восхождения на Везувий компании русских путешественников. Такие зарисовки братьев Брюлловых пользовались большой популярностью как у русских, так и у иностранных путешественников. Пётр Басин, приехав в Италию, много и упорно рисовал античные оригиналы в музеях Неаполя и Рима, делал копии с произведений художников Возрождения, написал несколько картин на мифологические и исторические сюжеты, вполне традиционные для академической живописи тех лет, а кроме того — делал этюды с натуры. К концу XIX века художники начинают чаще обращаться к сюжетам из повседневной жизни обычных итальянцев (Павел Ковалевский «Раскопки в Риме», 1876). В портретной живописи глубже проявляется характер и настроение моделей (Павел Чистяков «Джованнина, сидящая на подоконнике», 1864).
В XX веке наряду с монументальными ансамблями в картинах и графических листах появлялись «непарадные» улочки маленьких городков (Б. Анисфельд, А. Остроумова-Лебедева, П. Кончаловский и др.). Италия была популярна и у советских художников, которые в 1950-е годы вновь получили возможность выезжать за пределы СССР. Сергей Герасимов создавал обобщенные образы городов: «Венеция. Вечер у Палаццо дожей» (1956). Юрий Пименов отмечал частности, определяющие особую атмосферу жизни городов: «Венеция. Одинокая продавщица цветов» (1958).
В зале, посвященном Франции, можно увидеть работы Ильи Репина («Дама, опирающаяся на стул», 1875), Константина Коровина («Париж. 14 июля», 1900-е), Натана Альтмана («Федька, уроженец Парижа»), Климента Редько («Утро. Старая парижская улица», 1927). Если в начале XIX века художники из России во Францию выбирались нечасто, то в конце XIX — XX веке именно здесь они могли больше узнать об импрессионизме, постимпрессионизме, кубизме и других новейших течениях изобразительного искусства. В 1935 году Александр Дейнека на свои средства предпринял поездку за границу — во Францию, Италию, США. Его парижские работы «Парижанка» (1935), «Париж. В кафе» (1935) передают неповторимую атмосферу города. Кузьма Петров-Водкин написал в Париже несколько портретов своей тогда еще невесты-француженки («Портрет жены художника», 1907).
Часть экспозиции посвящена Марокко. В 1930-х годах эту страну посетил Василий Шухаев, после чего он создал цикл картин о жизни, нравах и обычаях местных жителей. В эти же годы в Марокко побывала и Зинаида Серебрякова («Марроканка в белом», 1928).
Неожиданным открытием для художественной общественности России 1820-х годов стали акварели и картины Максима Воробьёва, созданные им по впечатлениям от Палестины. В начале XIX века в России об этой стране известно было немного. Приехав в Святую землю, художник непосредственно соприкоснулся с местами и памятниками, тогда еще не знакомыми туристам. Через два десятилетия после Воробьёва посещают Палестину братья Григорий и Никанор Чернецовы, которые оставили около шестисот акварелей и картин, связанных с этой поездкой, и альбом литографий с краткими описаниями. В 1881–1882 годах Василий Поленов путешествует по Египту, Сирии, Палестине, собирая материал для работы над картиной «Христос и грешница».
В зале, посвященном Египту, представлено монументальное полотно Константина Маковского, любимца царя Александра III, «Перенесение священного ковра в Каире», а также рисунки Карла Брюллова «Турчанка. Голова» и «По велению Аллаха раз в год снимается рубаха».
Василий Верещагин проводил длительное время в путешествиях на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину («В Иерусалиме. Царские гробницы», 1884), на Филлипины и Кубу, в Америку и Японию («Прогулка в лодке» 1903, «Японский нищий» 1903). Антон Легашов (1798–1865) был назначен художником при российской миссии в Китае и, прослужив в этой должности десять лет, оставил немалое наследие, посвященное Китаю. Его картины отсылались в виде подарков китайским вельможам и чиновникам.
И в XIX, и в XX столетиях русские художники (Николай Рерих, Семён Чуйков, Александр Чирков и др.) посещали Индию, Гималаи, Тибет, Китай, Цейлон, Японию. Живые наблюдения за обычаями, природой и людьми Индии и Персии оставил в своих изображениях и текстах Александр Салтыков, художник-любитель и путешественник. Важными для первой половины XIX столетия были рисунки и акварели, сделанные Павлом Михайловым во время путешествия вокруг света с Фаддеем Беллинсгаузеном.
В XX веке стала популярна Испания. Александр Головин несколько раз бывал в Испании, выучил испанский язык, увлекался литературой, музыкой, искусством Испании. В течение 20 лет работал над серией «Испанок». В зале, посвященном этой стране его «Испанка на балконе» (1911), а также работы Петра Кончаловского «Испанский танец», «Матадор», Таира Салахова «Гранада» (1978), Евсея Моисеенко «Рыночная площадь. Испания» (1981).
В начале 1810-х годов дипломатом, художником-любителем Павлом Свиньиным было предпринято одно из самых ранних путешествий по Америке. Он первым из русских запечатлел Нью-Йорк со строениями, уже тогда возвышающимися как будущие небоскребы («Нью-Йорк», 1812–1813), церковь святого Павла, до сих пор сохранившуюся в этом городе. Посещая другие места в Америке, Свиньин подмечал разнообразие типов, религиозные обряды, особенности быта и социального устройства. В 1935 году в Америке в творческой командировке побывал Александр Дейнека: его рисунки, акварели и живописные полотна рассказывают об особенностях жизни и образах американцев того времени («Негритянский концерт», «Нью-Йорк»). В разделе США также представлены работы современных художников: А. Заславского «Каток в Нью-Йорке» (2008), К. Худякова «О-ZERO» (2008) и других.
Во второй половине XIX, как и в XX веке, многие памятники архитектуры, природные красоты, этнографические особенности народов уже были известны по многочисленным гравюрам, как иностранным, так и русским. Появился фотоаппарат, во многом заменивший художника-репортера. В 1920–40-е годы русские художники редко покидали пределы СССР. После смерти Иосифа Сталина, когда так называемый железный занавес начал приподниматься, возобновились зарубежные туристические поездки.
В последнем зале разместились плакаты и буклеты ВАО «Интурист» 1930-х годов из частной коллекции, призывающие иностранцев приезжать в СССР. На ярких полотнах — реклама здравниц Крыма, Баку, достопримечательностей Ленинграда и приглашение на Московский театральный фестиваль 1936 года, а также работы современных художников, в том числе стилизация под советские плакаты Игоря Баскакова «Русские сезоны» (2009), «Ты побывал в Куршевеле?» (2009). На выставке будут демонстрироваться уникальные фильмы об иностранном туризме в России 1960–80-х годов, а также специально подготовленные к выставке видеоматериалы.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091007_rusmuseum_vokrug_sveta.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091007_rusmuseum_vokrug_sveta.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.