1805–1879
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график.
Родился в семье иконописца, брат художников Г. Г. и П. Г. Чернецовых. Первоначальное художественное образование, по-видимому, получил в домашних условиях. С 1823 в качестве вольноприходящего ученика занимался в ИАХ в «перспективном и пейзажном классах» у М. Н. Воробьева. В 1824 получил пенсию от Общества поощрения художников. В 1825 за пейзажи с натуры был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1827 за «перспективный вид Французской галереи в Эрмитаже» и пейзаж с натуры получил малую золотую медаль и аттестат на звание классного художника. Годом позже за «Вид Екатериненталя» удостоен большой золотой медали.
В 1826 на средства ОПХ вместе с братом Григорием побывал в Костромской губернии, в 1827 — в Ревеле. С 1829 по 1831 сопровождал графа П. И. Кутайсова в путешествии по Кавказу. В 1831 признан «назначенным» в академики, в 1832 утвержден в звании академика за «Вид Тифлиса». В 1831–1832 под руководством О. Монферрана. работал рисовальщиком «при Исаакиевской комиссии и построении Александровской колонны».
В 1833–1834 вместе с братом Григорием содействовал основанию приходского училища в своем родном городе Лух Костромской губернии. После открытия училища оказывал ему финансовую поддержку, снабжал учебными и рисовальными принадлежностями.
В 1833–1836 по приглашению генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова жил в Крыму.
В 1838 на средства княгини Т. Б. Потемкиной вместе с братьями Григорием и Поликарпом, а также художником А. И. Ивановым совершил поездку по Волге. Г. Г. и Н. Г. Чернецовы подробно зарисовали панорамные виды обоих берегов реки, создав графическую «Параллель берегов Волги», а также живописную панораму Волги (1838–1851), которая составила 700 метров в длину при высоте в 2, 5 метра.
В 1840–1842 братья путешествовали по Италии, в 1842–1843 побывали в Египте, Палестине, Сирии, Греции, Турции. По возвращении в Петербург в 1844, братья получили за свои работы денежное вознаграждение от Николая I. В том же году вышел в свет литографированный альбом видов Палестины, состоящий из четырех тетрадей по шесть листов в каждой. В 1846–1849 Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и А. И. Иванов вновь предприняли поездку в Италию, посетили также Смирну, Эфес и Константинополь.
Григорий и Никанор Чернецовы написали в соавторстве «Путевые записки по Востоку» (1840-е), «Путешествие по Волге» (1838–1862).
В 1999 в Государственном Русском музее в Петербурге и в 2000 в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве прошли выставки произведений Чернецовых.
Никанор Чернецов — один из ведущих русских художников середины XIX столетия, представитель академического направления в искусстве. Основную часть его творческого наследия составляют пейзажи, выполненные во время многочисленных путешествий, изображения интерьеров. Изредка обращался к портрету. При создании картины выполнял множество подготовительных работ: зарисовок, набросков, эскизов, этюдов.
Долгая совместная работа с братом Григорием определила сходство творческих манер мастеров, что особенно заметно в рисунке. В связи с этим значительной атрибуционной проблемой является разделение их произведений.
Произведения Н. Г. Чернецова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
КАПУСТИН Григорий Иванович (1865–1925) Крымский берег. Первая четверть XX века (49 × 71 см)
сделать ставкуРОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (1906–1997) Женский портрет. 1945 (48 × 31 см)
сделать ставкуБУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Катание в санях. 1966 (20 × 25 см)
сделать ставку