Гомельские иконы в галерее «Беляево»
Сегодня в галерее «Беляево» открывается выставка «Народная икона Гомельщины». Экспозиция посвящена 90-летию музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль»
Сегодня, 22 июля, в галерее «Беляево» открывается выставка «Народная икона Гомельщины». Экспозиция посвящена 90-летию музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».
Будут представлены иконы второй половины XIX — начала XX века, бытовавшие на территории Гомельской и сопредельных с ней Брянской и Черниговской областей. Экспозицию дополнят предметы этнографии: рушники, народный костюм, — дающие возможность создать ту среду, в которой икона бытовала и с которой она неразрывно связана.
7 ноября 1919 года в Гомельском дворце, принадлежавшем ранее князьям Паскевичам, были открыты первые музейные экспозиции, в основу которых положены собрания живописи, декоративно-прикладного искусства, холодного и огнестрельного оружия, семейные реликвии бывших владельцев. За время существования музей несколько раз менял название и тематику экспозиций, шло формирование новых коллекций, одной из которых является представленная на выставке коллекция народной иконописи.
Народная икона или «народный наив» имела широкое распространение на Гомельщине в XVIII — начале XX века. Подобного рода иконопись более демократична в сюжетах и в их исполнении, чем каноническая. Рисунок выполняется масляными красками прямо по доске без предварительной грунтовки и нанесения прорисей. Излюбленным приемом декорирования средника становятся всевозможного рода букеты, розочки, растительный орнамент. Примитивизм, не совсем умелое владение рисунком, говорит о том, что такие образа писались непрофессиональными художниками.
Исторические корни возникновения и развития народной иконы связаны с формированием и развитием самобытной белорусской иконописной школы, сложившейся в XVI веке на основе традиций Византийского искусства, с одной стороны, и под влиянием идей Западноевропейского Возрождения, с другой. Дальнейшая демократизация культового искусства приводит к возникновению значительного пласта так называемого народного примитива и пограничных форм, которые становятся неотъемлемой частью народной культуры. В XIX — начале XX века образа, выполненные в народной традиции, воспринимаются как часть интерьера белорусской сельской избы и деревенской церкви. Простота и непосредственность исполнения икон соответствует представлениям простого человека о высших силах. Отвлеченные образы Богоматери, Иисуса Христа, святых получают сходство с конкретными людьми, говорят на языке человеческих чувств и эмоций. Это определяет востребованность и популярность народной иконы.
Интерес к народной иконописи возник сравнительно недавно. Массовое поступление в музей происходило в 1980–90-х и связано с осознанием ценности подобного рода культовых предметов в контексте культурного наследия в целом и народной культуры в частности.
Выставка народных икон из фондов музея неоднократно экспонировалась в выставочных залах музея, других городов Белоруссии. В Москве экспонируется впервые.
Экспозиция открыта до 7 августа.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090722_icons_in_belyaevo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090722_icons_in_belyaevo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.