Энди Уорхол в Современном еврейском музее Сан-Франциско
В новом музее, построенном Дэниэлом Либескиндом, экспонируются портреты великих евреев — Голды Меир, братьев Маркс, Альберта Эйнштейна и других, выполненные самым знаменитым послевоенным художником
Что может быть общего у Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) и еврейского религиозного мыслителя Мартина Бубера (Martin Buber)?.. Обе эти знаменитости вдохновляли знаменитого художника, отца поп-арта Энди Уорхола (Andy Warhol). Но холсты с изображением Мэрилин висят в каждом крупном музее современного искусства и частенько появляются на аукционах, а портреты философа не очень хорошо известны. Кураторы нового Современного еврейского музея в Сан-Франциско решили исправить это досадное упущение и устроили выставку Энди Уорхола, на которой можно увидеть портреты Бубера и других знаменитых мыслителей, политиков, писателей и артистов, которых объединяет одно — еврейское происхождение.
Серия «Десять портретов евреев XX века» была создана Уорхолом в 1980 году. В нее входят портреты израильского премьера Голды Меир (Golda Meir), писателей Гертруды Стайн (Gertrude Stein) и Франца Кафки (Franz Kafka), композитора Джорджа Гершвина (George Gershwin), физика Альберта Эйнштейна (Albert Einstein), актрисы Сары Бернар (Sarah Bernhardt), юриста Луиса Брандейса (Louis Brandeis), комиков братьев Маркс (The Marx Brothers), основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud) и философа Мартина Бубера. Все они сделаны в фирменном «уорхоловском» стиле — художник брал фотографии, увеличивал их и «обрабатывал», накладывая на них геометрические фигуры ярких цветов и обводя контуры лиц красками для шелкотрафаретной печати. Портреты, как и знаменитые изображения Мэрилин, Мао и Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor), лишены всякого контекста — на них можно увидеть только лица и ничего более.
Многие задаются вопросом: с чего это вдруг Уорхол, который был католиком и никогда не выказывал особого интереса к еврейской культуре, вдруг решил создать такую серию картин?.. Все началось с портрета Голды Меир. В 1973 году Уорхол создал отпечатки с ее изображением, и арт-дилеру Роналду Фелдману (Ronald Feldman) пришла в голову идея попросить художника создать несколько портретов великих евреев. Фелдман создал список из 100 имен, из которых художник выбрал десять. Этот список, а также его расширенная версия представлены на выставке. Арт-дилер ошибочно включил туда нескольких известных личностей, не являющихся евреями, в том числе русского абстракциониста Василия Кандинского. В список входили и ныне живущие знаменитости, в частности Вуди Аллен (Woody Allen) и Боб Дилан (Bob Dylan), но художник решил остановиться на написании портретов уже умерших людей. На выставке можно увидеть фотографии, которые Уорхол использовал для своих картин, а также снимки тех, кто не попал в серию: художника Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), основоположника политического сионизма Теодора Герцля (Theodor Herzl), писателя Марселя Пруста (Marcel Proust).
Интересно, что Уорхол сначала создал серию отпечатков и только потом, увлекшись, написал картины. Очень типично для этого художника, возведшего тиражную продукцию в культ. Даже полотна его не уникальны — каждое написано в пяти экземплярах. Каждый принт выпущен тиражом 200 штук. На выставке экспонируются и картины, и отпечатки. Кроме того, там можно увидеть слайд-шоу с пробными оттисками, которые Уорхол создал вместе со своим печатником Рупертом Смитом (Rupert Smith). Обычно такие оттиски уничтожаются или убираются куда-нибудь подальше, но Уорхол, как настоящий бизнесмен, решил и их ввести в рыночный оборот. Каждое изображение в серии существует в нескольких вариантах — пробный отпечаток, окончательный принт и картина. На выставке также экспонируются предварительные эскизы к полотнам.
Когда серия только появилась, отклики на нее в прессе были, мягко говоря, неоднозначными. По мнению некоторых критиков, Уорхол просто не имел права браться за написание портретов таких великих личностей. Отстраненный взгляд и ирония живописца отлично подходят для того, чтобы писать голливудских звезд или богемных персонажей, но уж никак не Мартина Бубера или Луиса Брандейса. На своих картинах Уорхол изображал людей, к которым больше всего подходит определение «культурная икона» — он восхищался этими иконами, но также стремился их «развенчать». В Мэрилин Монро, Мао, Эйнштейне и других знаменитостях художника интересовали не достижения и не какие-то личные качества, а именно тот факт, что они обладали громкой славой. Критики говорили, что портреты Уорхола «обесчеловечивают» изображенных на них людей, сводят их до уровня знака. И если в случае с Мэрилин Монро, чей образ был растиражирован в прессе до такого состояния, что она уже перестала восприниматься как самостоятельная личность и превратилась в очередной бренд, такую стратегию еще как-то можно обосновать, то зачем превращать в знак лицо Джорджа Гершвина или Голды Меир — непонятно. Один находчивый блоггер в своей статье о выставке в Современном еврейском музее задался этим вопросом и решил, что лучше всего на него можно ответить картинкой Уорхола, на которой изображен большой красивый знак доллара. Хотя, по словам самого художника, доллары не единственная причина, по которой он взялся за проект. Чем знамениты некоторые изображенные на его портретах люди, он, правда, не знал («А кто такой этот Мартин Бубер?»), зато других, например Голду Меир, он очень уважал. Создавая принты и картины, Уорхол настолько проникся, что — невиданное дело! — стал думать о том, как бы лучше выразить в этих работах индивидуальность своих персонажей.
Портреты Уорхола хороши тем, что позволяют взглянуть на изображенных на них с неожиданной стороны. Например, подростки, для которых стиль Уорхола — это «круто», могут задуматься о том, что Фрейд, Эйнштейн и тот же Бубер вовсе не обязательно относятся исключительно к школьной скукотище. Фотографии художник выбрал очень выразительные: особенно выделяется снимок Франца Кафки, на которой мрачный писатель выглядит совсем юным и очень хрупким, с торчащими, как у эльфа, ушками. А у Альберта Эйнштейна очень добрые глаза. И конечно, нельзя обойти вниманием портрет Гертруды Стайн, для которого Уорхол взял поистине шокирующую фотографию, где писательница похожа на мужчину.
В музее также можно увидеть архивную видеозапись «премьеры» серии Уорхола в Майами. Кадры, где гламурный художник пробирается через толпу счастливых поклонников, перемежаются с забавными эпизодами, в которых журналисты опрашивают местных пенсионеров, знают ли они, кто такой Уорхол. Бабушки и дедушки отвечают, что никогда такого имени не слышали.
Выставка «еврейских портретов» Уорхола продлится до 3 февраля. Она является первой выставкой знаменитого художника в Современном еврейском музее. Этот музей открылся совсем недавно — в июне 2008 года. Архитектором здания выступил знаменитый Дэниэл Либескинд (Daniel Libeskind).
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090105_warhol_jews.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090105_warhol_jews.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.